Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как мы шли к "Суперджету"


23 августа 2013 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Мы поднимаемся по трапу новенького "Суперджета", для которого сегодня лишь шестой летный день. До вылета еще есть время. И я не могу упустить возможность задать несколько вопросов командиру экипажа.

Леонид Чикунов - летчик-испытатель фирмы "Гражданские самолеты Сухого", в прошлом - военный летчик. В личном "багаже" 15 (!) типов самолетов, как гражданских, так и военных. Налетал 7,5 тысячи часов, причем 2,5 тысячи из них - на истребителях. Сейчас он капитан воздушного судна - пилот-инструктор, который вместе с коллегами из ГСС помогает авиакомпании "Московия" осваивать новую машину.
 
Естественно, интересует главное: какие, по его мнению, самые сильные стороны у "Суперджета"?
 
- Прежде всего, это великолепная система управления, хорошие двигатели, надежность и экономичность, - говорит Леонид Викторович.
 
- Пилотов самолет устраивает?
 
- Да, - он даже не задумывается. - Я летал с французскими пилотами - представителями европейских авиационных властей. Выполняли имитацию самых сложных условий взлета, включая преднамеренный ввод возможных грубых ошибок потенциального пилота. По оценкам европейцев, ни один "Эрбас" не управляется так комфортно и легко, как наш самолет.
 
Этот "Сухой Суперджет 100" у авиакомпании "Московия" первый. И его биография только начинается. Кажется, что и запах краски еще не выветрился: такая сочная на хвосте роспись гжели - фирменный знак перевозчика. (Когда верстался номер, стало известно, что "Московия" получила уже второй такой самолет).
 
- А всего, - подчеркивает генеральный директор авиакомпании Михаил Алексеев, - мы рассчитываем на семь.
 
Словом, команда "Российской газеты" во главе с главным редактором не только влилась в число самых первых пассажиров "новичка". Еще никогда наши "деловые завтраки" не проходили на высоте 9 тысяч метров и со скоростью 950 км в час.
 
С президентом Объединенной авиастроительной корпорации Михаилом Погосяном мы будем говорить не просто об одном самолете. Мы будем говорить о том, куда летит российский авиапром и как нам удалось сохранить гражданское самолетостроение, буквально подойдя к точке невозврата. Будем говорить, есть ли у страны перспектива летать на своих самолетах. Будем говорить об уникальных отечественных технологиях, которые не имеют аналогов в мире. Будем говорить о летчиках и инженерах.
 
Но это все впереди. А пока еще нет команды "пристегнуть ремни безопасности", я думаю о другом. Если честно, давно не летала на отечественных самолетах. Когда-то "ходила за океан" на Ил-62М. Правда, летал туда флагман тогдашнего союзного "Аэрофлота" с дозаправкой либо в Шенноне, либо в Гандере. До Нью-Йорка или Монреаля не хватало топлива.
 
Помню первый беспосадочный перелет через Атлантику нового Ил-96-300. В Нью-Йорке он произвел огромное впечатление: мощный, красавец. Как было не вспомнить классическое: "Летают только красивые самолеты". И кому принадлежит это выражение - то ли конструктору Андрею Туполеву, то ли конструктору Олегу Антонову - тогда было не важно. Не важно и сейчас. Но что удивило зарубежных спецов больше всего? Они думали, что российский авиапром уже не встанет с колен. А он смог не только разработать новую модель самолета, но и построить его без иностранных компонентов. Это вызывало уважение. Хотя на вылете из Москвы не обошлось без курьеза. Несколько пассажиров-иностранцев, уже на борту узнав, что они полетят через океан на "необкатанном" новом самолете, прилично переполошились.
 
Мы же гордились и радовались. А какой ажиотаж вызвал в свое время прилет в Америку другого самолета - огромного Ту-114. Тогда в аэропорту не нашлось даже подходящего по высоте трапа! Чтобы высадить пассажиров, его пришлось срочно наращивать. Сегодня мало кто знает, что именно Ту-114 положил начало прямым беспосадочным рейсам из Москвы в Хабаровск. Он сократил время полета сразу на несколько часов. А когда США объявили блокаду революционной Кубе, а Европа запретила "Туполеву" пересекать свое воздушное пространство, сумел летать туда через Мурманск и нейтральные воды Атлантики, чем оказал неоценимую помощь Острову свободы.
 
Когда-то я, можно сказать, "прописалась" на борту Ту-154М, бороздившего в основном внутренние линии. И сегодня перед этим самолетом снимаю шляпу: один из самых надежных, настоящий работяга. На своих крыльях перевозил едва ли не половину всех авиапассажиров страны...
 
"Материал о каком самолете тебе по-журналистски особенно дорог?" - спросил меня недавно наш главный. Наверное, о Ту-144. Почему? Скажу. Он опередил свое время. Стал апофеозом конструкторской мысли: не каждая машина собирала под своим крылом столько уникальных новейших технологий. Но его судьба оказалась печальной. Конструкторы обещали: из Москвы в Хабаровск будем летать на сверхзвуке за 3,5 часа. Без дозаправки не получилось. Ту-144 смог долететь лишь до Алма-Аты. При этом на каждого из 120 пассажиров тратилось по тонне авиакеросина. Немыслимый расход топлива!
 
Всего построили 16 самолетов Ту-144. Часть - для испытаний, часть - для перевозки грузов, а потом и пассажиров. Были даже самолеты-лаборатории, которые использовались инженерами НАСА, "Боинга" и других фирм для разработки сверхзвуковика нового поколения. Наверное, Ту-144 можно было довести до ума. Некоторые экономисты до сих пор считают: если бы его доработали и продавали на рынке, то он получил бы не меньше шансов на коммерческий успех, нежели "Конкорд". Но Ту-144 не повезло: экономичный двигатель так и не создали. Началась межведомственная тяжба, целевое финансирование прекратилось. Проект заглох. Безусловно, свою роль сыграла и катастрофа в Ле Бурже.
 
Любопытный нюанс. С пассажирами Ту-144 летал всего около семи месяцев. "Конкорд" - 27 лет. Однако судьба конкурента-"европейца" тоже оказалась незавидной. И он оказался тоже страшно убыточным. Чтобы реализовать все самолеты, его создатели вынуждены были передать компаниям "Бритиш Эйруэйз" и "Эйр Франс" по пять машин за символическую цену - 1 фунт и 1 франк. "Помогла" ему уйти с трасс и катастрофа: в 2000 году в аэропорту Шарль де Голль.
 
С тех времен, когда отечественные самолетостроители на равных конкурировали с западными, много воды утекло. И случилось много разных историй. Не выдержал рыночной стихии и вошел в глубокое пике родной авиапром. Авиазаводы лишились прежних твердых заказов, квалифицированные инженеры и рабочие стали разбегаться. Престиж профессии авиаинженера для молодых упал ниже некуда...
 
Рассказывают, у авиастроителя-ветерана, когда он увидел, что от родных заводских стен остались лишь два цеха и котлован под торговый центр, остановилось сердце. Самолеты сбивают не только в небе. Единицы построенных гражданских машин в год - вот что мы могли в последние годы противопоставить "Боингам" и "Эрбасам", сотнями сходящим с конвейеров.
 
"Самолет живет и развивается, только когда находится в серийном производстве", - говорил мне создатель самых больших "Илов", выдающийся конструктор Генрих Новожилов. А потому имеем то, что имеем. На замену устаревших самолетов советского производства пришли не Ил-96, не Ту-334, которые могли бы заполнить опустевшую нишу, а "иномарки". Сегодня на их долю приходится примерно 80 процентов всех авиаперевозок в России.
 
Но авиация - это не только крылья и пламенные моторы. Это еще и люди. Когда-то считалось: наша школа подготовки авиаспециалистов - одна из лучших в мире. Это признавали повсюду. Однако, лишившись государственной поддержки, и она оказалась на грани выживания. Учебные самолеты стояли без керосина для тренировочных полетов. Освоив теорию, новоиспеченные "летуны" выходили без пилотских свидетельств. Дошло до того, что летные училища кое-кто попытался приравнять к самым заурядным техникумам. Мол, какая еще там особая специфика? Мол, какие еще там учебные аэродромы, самолеты и вертолеты, уникальные пилоты-инструкторы?..
 
Сегодня в стране катастрофически не хватает командиров кораблей. Было предложено даже внести поправку в Воздушный кодекс России, запрещавший использовать в качестве летчиков граждан иностранных государств. Теперь, как злословят остряки, и на борту воздушных судов будут летать гастарбайтеры. Чем не авиаЖКХ?..
 
Я все это к чему? Вот через какую "кашу в бороде" приходится пробиваться сегодня нашей гражданской авиации. И новому российскому самолету "Сухой Суперджет 100", и его создателям приходится очень нелегко.
 
- Последнее десятилетие ХХ века стало временем перехода западного авиастроения на новый уровень, - говорил на предыдущем "деловом завтраке" в редакции "РГ" президент ОАК Михаил Погосян. - И если бы в России не был запущен современный проект, а продолжалась работа только над морально устаревшими продуктами, то к сегодняшнему дню мы просто потеряли бы отечественное гражданское самолетостроение. Я уверен: мы были обязаны сделать прорыв. И мы его сделали!
 
"Сухой Суперджет 100" был создан за 10 лет. Этот проект стартовал в 2001 году. В созданной на базе КБ "Сухого" компании "Гражданские самолеты Сухого" собрали лучших конструкторов из разных авиационных КБ. В 2008 году первый лайнер поднялся в воздух. В январе 2011 года получен сертификат типа Авиарегистра МАК. И тогда же началась коммерческая эксплуатация. Через год был получен европейский сертификат ЕАSA. За ним последовала валидация сертификата авиационными властями Индонезии, Лаоса и Мексики.
 
Сейчас построено уже 30 самолетов "Сухой Суперджет 100". Кстати, мы летим на 21-м. Эти машины эксплуатируются в России, Индонезии, Лаосе. На авиасалоне в Париже состоялась передача первого самолета мексиканской авиакомпании Interjet. А всего в портфеле заказов - свыше 150 самолетов.
 
- Я не сказочник и не собираюсь всем рассказывать, что через 20 лет мы обгоним "Боинг" и "Эрбас", - говорит Михаил Погосян. - Но я совершенно уверен, что войти в тройку ведущих игроков мы сможем.
 
...На борту нашего "Суперджета" раздается мелодичный сигнал: самолет готов к взлету. Через час с небольшим нас уже ждут в аэропорту Бегишево - в Набережных Челнах. Затем будут деловые встречи в Казани и Ульяновске.
 
- Взлет разрешаю! - дает команду экипажу самолета диспетчер.
 
"Сухой Суперджет 100" идет на взлет. Команда журналистов "Российской газеты" готовится к разговору с Михаилом Погосяном, как только наберем высоту. Ну, а о чем был разговор во время "суперзавтрака" на борту "Суперджета", об этом - в следующем номере "Российской газеты".
 
Проверка слуха
 
По данным СМИ, американская компания Aero Management, занимающаяся разработкой и изготовлением авиационных интерьеров, подала иск в окружной суд Южного округа Нью-Йорка к ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" по подозрению в нарушении прав на интеллектуальную собственность. Поводом для разбирательства послужила демонстрация Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) в VIP-оформлении на международном авиасалоне МАКС-2013. Из материалов дела следует, что внутренняя отделка самолета идентична дизайну от Aero Management.
 
Однако, как отмечается в заявлении к иску старшего вице-президента по новым программам ЗАО ГСС Александра Пименова, у компании уже были самостоятельные наработки интерьера еще до подписания в июле 2012 года контракта с Aero Management. Причем один из вариантов схемы и цветовая гамма отделки были представлены в ходе авиасалона в Фарнборо. Осенью 2012 года ЗАО сообщило Aero Management о том, что интерьер должен быть готов к авиасалону МАКС-2013. Общая стоимость работы оценивалась в $6,3 млн. Платежи должны были перечисляться траншами. В январе 2013 года ГСС перечислило производителю порядка $950 тыс. В марте Aero Management представила эскизный проект интерьера, который предлагалось демонстрировать на авиасалоне. Параллельно выяснилось, что сам макет интерьера выполнен к началу авиасалона не будет. В связи с этим ГСС решила прибегнуть к услугам другого разработчика интерьера, чтобы успеть продемонстрировать самолет на МАКСе.
 
В настоящее время стороны обсуждают условия, на которых возможно продолжение работ по данному договору.


комментарии (7):

crj-2      23/08/2013 [18:17:25]#1
спасибо, ВАм, что ВЫ с Динисом спасаете авиапром!

Сашочек      24/08/2013 [09:55:58]#2
"- Последнее десятилетие ХХ века стало временем перехода западного авиастроения на новый уровень, - говорил на предыдущем "деловом завтраке" в редакции "РГ" президент ОАК Михаил Погосян. - И если бы в России не был запущен современный проект, а продолжалась работа только над морально устаревшими продуктами, то к сегодняшнему дню мы просто потеряли бы отечественное гражданское самолетостроение. Я уверен: мы были обязаны сделать прорыв. И мы его сделали!"

Современный постсоветский проект "на новом уровне", насколько помнится, был запущен в АНТК им.А.Н.Туполева за несколько лет до ГСС. Это - семейство Ту-324, включающее базовую 50-местную машину, ближнемагистральный Ту-414 (72 места) и Ту-324А (до 19 мест дальностью до 7000 км). Был согласованный с ВМФ вариант базового патрульного продолжительностью баражирования до 8 часов. Все машины имеют единую кабину, систему управления, единого сечения фюзеляж.
Все они полностью соответствует требованим ИКАО, введенным с 2006 года. Они созданы по самым современным технологиям - проектирование в цифре, подготовка производства в цифре, изготовление практически всех деталей тоже на станках, работающих в цифре. Авионика и система управления обеспечивают управление самолетом экипажем из двух ячеловек, а также в режиме свобоного полета. Система управления исключают попадание самолета в критические режимы. Накопительная система контроля работы всех агрегатов позволяет сократить время подготовки аппарата к вылету, обеспечивая высокую техническую готовность к вылету. Базовая модель, а также бизнес ваииант и патрульный укомлетованы двигателем со степенью двухконтурности равной 5, 8, что выводит региальный самолет по экономичности (по показателю расход на пассажиро-километр), близкие к магистральным.

Все технические требования к машинам были подготовлены с участием ГосНИИ ГА и ведущих авиакомпаний, которые сразу после защиты на государственной комиссии заказали 60 машин 50-местной вместимости.




















Сашочек      24/08/2013 [10:02:36]#3
Ту-324, двигатели для него и авионика были созданы на внебюджетные средства, их освоение предусматривалось провести с участием бюджета (обещали В.В.Путину), включили в ФЦП развития российской авиации. Однако. как и многие другие обещания, данные президенту, не выполнили.

Сашочек      24/08/2013 [10:05:29]#4
В итоге российские авиакомпании остались пока без машин, на которые они очень тщательно вырабатывали технические условия.

HZ66      25/08/2013 [22:57:21]#5
По-моему, летчик-испытатель "заливает" не шуже шефа - 15 типов! самолетов. Что за типы? У самого на странице (http://superjet100.info/wiki:l ... упомянуты СУ-24, Су-27, Миг-29 и Суперджет. Это традиция такая у ГСС лапшу вешать обывателям?

Edelveise      25/08/2013 [23:08:19]#6
...президент ОАК Михаил Погосян. - И если бы в России не был запущен современный проект, а продолжалась работа только над морально устаревшими продуктами, то к сегодняшнему дню мы просто потеряли бы отечественное гражданское самолетостроение. Я уверен: мы были обязаны сделать прорыв. И мы его сделали!

красава! хоть сцы в глаза - все божья роса!

grant      29/08/2013 [17:39:57]#7
Ну какой же все-таки талант , этот "академик"!?. Как это у Твардовского А.т.:" Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно, хорошо, когда кто врёт - весело и складно"













Материалы рубрики

Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник



Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8DYJ
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/st2092582/, лучшие цены тут.
Ремонт авто: https://youdo.com/auto/engine/radiatorrepair/ можно найти здесь.
Здесь http://courier.youdo.com/gifts-delivery/shary/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer