Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авионика ближайшей перспективы


28.08.13 11:16 Евгений Федосов, Анатолий Квочур, Журнал "Авиапанорама" № 4(100)-2013


Общемировой тенденцией развития комплексов бортового оборудования воздушных судов (ВС) является дальнейшая интеграция ресурсов программного и аппаратного обеспечения, на базе концепции интегрированной модульной авионики (ИМА). Данная тенденция обусловлена как эко¬номическими, так и организационно-техническими предпосылками. С одной стороны, наблюдаются все возрастающие потребности в расширении функциональности оборудования с одновременным стремлением к снижению её стоимости и уменьшению эксплуатационных расходов. С другой стороны, существующий и прогнозируемый уровень развития технологий и элементной базы позволяет осуществлять все более глубокую интеграцию на аппаратном и алгоритмическом уровнях.

Перспективный комплекс  бортового оборудования (КБО) должен иметь открытую архитектуру на базе интегрированной модульной авионики (ИМА, см. «Авиапанорама» №4-2011. Прим. ред.). Важной особенностью такой архитектуры является отсутствие «жестко» установленных связей между информационными каналами и вычислительными средствами. Это позволяет реализовать динамическую реконфигурацию структуры КБО с соответствующим перераспределением ресурсов.
 
Авионика ближайшей перспективы должна  обладать принципиально новыми качествами, связанными с кардинальными изменениями процессов ее разработки, проектирования, применения и обслуживания. Основными направлениями развития авионики являются:
 
• создание унифицированного ряда открытых сетевых архитектур и комплектующих КБО с целью увеличения производительности, надежности передачи и обработки информации;
• применение перспективных интерфейсов (авиационной Ethernet, Fibre Channel, RapidIO, Wi-Fi);
• внедрение перспективных схемотехнических и конструктивных решений для функциональных модулей: многоядерных процессоров, систем «на кристалле», высокопроизводительных графических модулей, сетевых коммутаторов и т.д.;
•  создание интегрированной автоматизированной среды разработки КБО;
• совершенствование информационно-управляющего поля кабины экипажа.
 
Неизбежные изменения информационно-управляющего поля кабины экипажа вызваны прогнозируемым ростом интенсивности воздушного движения, требованиями радикального повышения уровня безопасности полетов. 
 
С появлением в 1970-е годы первых электронных индикаторов, по мере роста технологических возможностей, постоянно увеличивалась доля и информационная емкость электронной индикации кабины экипажа ВС, увеличивались размеры экранов и повышалось качество информационного обеспечения летного состава. 
 
Определилась тенденция к использованию экранов индикаторов в качестве многофункциональных пультов управления. 
 
Для высокой надежности большие индикаторы должны иметь сегментированный экран, каждый из сегментов которого может работать автономно. Вполне возможно, что в конечном итоге один индикатор займет всю приборную доску, точнее, приборная доска станет единым электронным индикатором (то есть станет виртуальной). Такие приборные доски уже реализуются в экспериментальных разработках ведущих компаний.
 
Усилия разработчиков систем индикации должны быть направлены на то, чтобы сделать представление полетных данных более естественным и интуитивно понятным летчику, исключить необходимость перевода «сырых» данных, создать «образное» информационное поле с обеспечением минимального времени на считывание информации.
 
Виртуальная приборная доска позволит достичь гибкости в представлении информации: если прежде прибор занимал место на доске постоянно, независимо от того, сколько времени он используется в полете, то на виртуальной доске его информация будет появляться только по мере необходимости. Взамен жидкокристаллических индикаторов можно ожидать использование проекционных и органических электролюминесцентных индикаторов. Возможно появление индикаторов не прямоугольной, а более сложной формы.
 
В России работы по созданию КБО с открытой архитектурой на базе ИМА проводятся с 2004 г.  Головным исполнителем и координатором комплексного проекта является ФГУП «ГосНИИАС». В проекте принимают участие основные предприятия авиаприборостроения РФ. Создан уникальный научно-технический задел, позволяющий существенно сократить затраты на разработку и последующие модификации бортового оборудования, сократить сроки его разработки, заложить возможности технологического расширения спектра решаемых задач с минимальными затратами средств.
 
В настоящее время на предприятиях отечественного приборостроения разрабатываются унифицированные комплектующие бортового оборудования на принципах ИМА. Как показывает отечественный и мировой опыт, снизить  технические, финансовые и временные риски позволяют летные исследования концептуальных решений и летные испытания прототипов перспективного оборудования. Организация экспериментальных работ на летающих лабораториях позволит подготовить материальную и методическую основу для сертификационных испытаний перспективных комплексов и их отдельных элементов, в том числе по международным стандартам (TSO, ETSO). 
 
В программе создания перспективной отечественной авионики   ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» – головной исполнитель работ в части:
 
• разработки информационно-управляющего поля кабин летательных аппаратов;
• стендовых и летных исследований перспективных функций, организации испытаний бортового оборудования.
 
Пилотажно-исследовательский центр выполняет работы в кооперации с ФГУП «ГосНИИАС», ФГУП «ЦАГИ 
им. проф. Н.Е. Жуковского», ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова», ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева», ОАО «ОКБ Сухого», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «РПКБ» и другими предприятиями.
 
Работа направлена на достижение следующих целей:
 
1. Исключение авиационных происшествий по причинам:
 
- потери пространственного положения,
- неадекватного восприятия основных параметров движения летательного аппарата, информации от бортовых систем,
- опасных сближений с воздушными судами и земной поверхностью, препятствиями.
2. Обеспечение выполнения всех этапов полетного задания от выруливания до заруливания без визуальной видимости закабинного пространства, в том числе при отсутствии сигналов спутниковых навигационных систем, радио- и светотехнического оборудования аэропорта.
3. Реализация концепции пилотирования воздушного судна транспортной категории одним пилотом.
4. Обеспечение высокой эффективности воздушных, в том числе сверхзвуковых перевозок.
 
Разработан прототип перспективного информационно-управляющего поля кабины воздушного судна гражданской авиации, обеспечивающего новое качество:
 
- сокращение времени восприятия, анализа информации на принятие решения и реализацию управляющих действий, уменьшение рабочей загрузки экипажа путем комбинированного отображения полетной информации на широкоформатных многофункциональных индикаторах диагональю 15 и 21,5 дюймов; 
- унификация способов управления радиоэлектронным и пилотажно-навигационным оборудованием путем интеграции пультов управления; 
- реализация новых способов управления информационным полем, настройки бортового радиоэлектронного оборудования посредством сенсорных экранов и голосового управления.
 
Для отработки прототипа информа¬ционно-управляющего поля кабины, исследования перспективных функций созданы наземные демонстраторы кабины и летающие лаборатории на базе самолетов Су-30 и М-101Т «Гжель».
 
Проведены испытания прототипов перспективного бортового оборудования ИМА, выполнены летные исследования перспективных  функций, в том числе функции улучшенного видения. Пилотирование выполнялось только по информации МФИ от датчиков ТВ и ИК диапазонов, а также по синтезированному изображению взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек. Положение летательного аппарата относительно объектов аэродромной инфраструктуры определялось  по данным спутниковой навигационной системы в относительном и дифференциальном режимах. 
 
Всего выполнено более 86 полетов (около 730 заходов на посадку, 400 с касанием),  из них:
 
- 6 полетов ночью, без включения посадочных фар самолета и прожекторов аэродрома (67 заходов, 35 посадок);
- 16 полетов с выполнением всех этапов полетного задания от выруливания до заруливания  пилотирующим летчиком в закрытой кабине (под шторкой) (118 заходов на посадку, 62 посадки);
- 2 полета в реальных СМУ на а/д Раменское и Североморск-3 при погоде ниже установленного метеоминимума (H нижнего края 40-60 м, видимость менее 800 м в условиях снежного заряда);
- 10 полетов на авиасалоне «Авиасвит-XXI» (Украина) с выполнением  фигур сложного и высшего пилотажа;
- 7 полетов с заходами на посадку на ТАКР «Адмирал Кузнецов» (53 захода,  2 посадки с уходом на 
2-й круг). 
 
Подтверждено кардинальное повышение информационного обеспечения летчика при выполнении всех этапов полетного задания, включая руление, взлет, посадку без видимости внекабинного пространства, а также при выполнении сложных пространственных маневров.   
 
Согласно летной оценке, комплекс индикации обеспечивает высококачественное информирование летчика о параметрах полета, состоянии самолетных систем и силовой установки, радикально упрощает пилотирование и решение задач самолетовождения  от взлета до посадки и на рулении.  
 
Новые технические решения обеспечили  выполнение точного захода на посадку ЛЛ Су-30, без использования штатных посадочных систем ТАКР «Адмирал Кузнецов». Применение новых технологий информационного обеспечения экипажа позволит повысить надежность и качество выполнения всех этапов полета, включая руление, взлет и посадку  самолетов, вертолетов и беспилотных ЛА, в простых и сложных метеорологических условиях.
 
Созданный научно-технический задел определяет перспективные направления совершенствования комплексов бортового оборудования воздушных судов в обеспечение развития его функциональных возможностей, повышения надежности, сертификации в соответствии с международными стандартами, существенного сокращения затрат на разработку и модификацию, снижение массогабаритных характеристик, характеристик энергопотребления. А это является основой конкурентоспособности оте¬чест¬венных предприятий приборостроения.


комментарии (1):

air-squirrel      28/08/2013 [15:08:28]#1
надеюсь все эти новые подходы к проектированию БРЭО (ИМА) используются в МС-21?!
Хотелось бы конечно в данной статье иметь picture чтобы было наглядно видно чем ИМА (1LRU=много функций БРЭО) отличается от "федеративных" архитектур (один LRU=одна функция БРЭО).
За статью спасибо!













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8YsP
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/, подробнее тут.
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer