Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


А ведь МАКС ждал Володю…


30 августа 2013 года Павел Каныгин, Новая Газета


Российская аэрокосмическая отрасль дрогнула. Впервые с незапамятных совершенно времен на МАКС не явился Владимир Путин. Официальная версия: нет новинок, нет идей, опережающих время, да и догоняющие — никак не полетят (Т-50) — вот и не приехал. Но как шептались в кулуарах авиасалона, что-то в этой истории нечисто. Говорили, что президент РФ, скорее всего, заболел. «Столько лет приезжал, и вдруг — «нет новинок», — переживал чиновник из Минпромторга, организовавшего МАКС-2013. — Очевидно, заболел». Впрочем, Путина в Жуковском ждали до последнего. Последней надеждой стал небольшой кортеж, пролетевший по аэродрому. Но вышел Дмитрий Медведев.

Хотя неявка президента атмосфере салона повредила не сильно. И даже наоборот. «Словно старые друзья, в который раз встретились на аэродроме летчики проверенных боевых машин Сухого и Микояна-Гуревича, — вещал из динамиков голос диктора. — Традиционным участником становится гражданский лайнер А-380. И гордость российского авиапрома — «Суперджет-100»!»
 
— Какой-то дом престарелых, — говорил, оглядывая экспозицию, летчик-испытатель Магомед Толобоев, Герой РФ. — Но хорошо еще, что погода ничего, а то было бы совсем грустно.
 
— А как же новейший Т-50? — спросили героя.
 
— Я и говорю, хорошо, не было дождя…
 
Здесь надо уточнить, что показательный полет истребителя пятого поколения Т-50 и правда оказался под вопросом из-за возможных осадков. Но перед прибытием Медведева облака вдруг рассеялись. Уже ясным солнечным днем премьер поднялся на борт Sukhoi Superjet 100 и порулил штурвалом. МАКС-2013 был официально открыт.
 
И закипела серьезная работа. В первый же день «Гражданские самолеты Сухого» заключили сделку о поставке 6 самолетов для компании «Ютэир», 20 — для «Ильюшин Финанс» и одного VIP-борта для «Рособоронэкспорта».
 
— И это только начало! — предупреждал на МАКСе Михаил Погосян, президент «Объединенной авиастроительной корпорации». — Впереди триумф лайнера МС-21!
 
«Лайнер, обреченный на триумф!» — подхватывали менеджеры помладше в павильоне «ОАК». Что и говорить, МС-21 ждет роскошное будущее. И хотя лайнера этого, по правде, еще не существует в прототипе, уже разработаны несколько макетов (полноразмерный макет посещал Дмитрий Медведев и остался доволен). МС-21 станет первым  среднемагистральным лайнером постсоветского производства. И, как предполагается, продолжит «вслед за «Суперджетом» славные традиции российского авиапрома». Первая модель, заявляют в «ОАК», появится не ранее 2015 года, а серийное производство начнется и вовсе в 2020-м. На старте проекта стоимость его составляла около 4 миллиардов долларов, но вскоре выросла до пяти. Но разве должны такие мелочи останавливать инвесторов в лице госбюджета? Только в ближайшие полтора года государство выделит на разработку 2 миллиарда долларов. И это, хочется повторить за г-ном Погосяном, только начало. До 2020 года времени — вагон. И вагон бюджетных миллиардов.
 
Но злые языки никак не уймутся. Как уверяли меня в кулуарах иностранные производители, эти агенты Запада, полная стоимость проекта МС-21 в разы превысит расходы на создание «Суперджета». А дилетанты-авиалюбители, эти злобные сетевые критиканы, даже не посидев в макете, уже назвали МС-21 «денежным пылесосом», «коррупционной пустышкой» и даже «плохим самолетом».
 
— Самолет, конечно, будет летать, хорошо летать, начинка опять же вся импортная, — говорил мне инженер-испытатель Владимир Антонов из ГосНИИ гражданской авиации. — Но ведь ориентируют лайнер на экономические показатели нынешних лидеров рынка. А что будет в 2020 году, когда вся отрасль уйдет далеко вперед?
 
Про критическое отставание российского авиапрома говорили в эти дни все (кроме самих производителей). Разработчик частного проекта отечественного беспилотника «Орион» Владимир Воронов заявил, что с нынешним подходом к высоким технологиям догнать Запад вряд ли получится.
 
— Надо поддерживать молодежь, — соглашался Михаил Осин, руководитель молодежного фестиваля авиаразработок «От винта». — Сколько уже мы говорим! Вот где прорыв и новизна. У меня десятиклассник сделал модель планера, который взлетает под каким хочешь углом. А что наши гиганты? Сколько лет топчутся на месте.
 
Впрочем, тревоги инженеров были недоступны чиновникам и иностранным делегациям. Например, делегаты из Ирана, побывав в макете МС-21 вслед за Медведевым, передали: в исламской республике надеются, что самолет повторит судьбу «Суперджета». Интересно, что они имели в виду.
 
— Великолепный самолет, — говорил мне делегат из Мьянмы господин Тин. — К 2020 году, если у нас будут деньги, мы рассчитываем на него.
 
Отсутствие новой российской техники компенсировали иностранцы. Новинкой на МАКСе стали итальянские вертолеты AugustaWestland. Уже полгода к ним прицениваются в Минобороны. А «Вертолеты России» планируют с итальянцами контракт по совместному проекту легкого судна (2,5 тонны). Пока же AugustaWestland выставила на аэродроме в Жуковском крупный пассажирский VIP-борт (чуть больше Ми-8).
 
— Модель для ваших олигархов, — сообщил мне в павильоне представитель компании Джанкарло. — Напишите, что мы ждем Абрамовича!
 
Сразу с несколькими российскими производителями подписала соглашения корпорация Siemens. «Вертолеты России», «ОАК» и «Объединенная двигателестроительная корпорация» будут использовать ПО Siemens для «безбумажного» электронного проектирования и моделирования.
 
— Проблемы авиастроения в России очевидны. Наш софт помогает на ранних этапах выявлять дефекты в изделии, вносить коррективы и не тратиться на реальные испытания, — говорил мне вице-президент Siemens Виктор Беспалов. — Есть решения и для космической отрасли. Два года мы сотрудничаем с Центром им. Хруничева.
 
— Но ракеты все падают?
 
— Наши ракеты еще не взлетели, — нахмурился Беспалов. — Два года назад мы только начали. Если бы подключились еще раньше, скажу, что никаких падений…
 
В небо над аэродромом меж тем поднялись Су-35. Затем «ночные охотники» — вертолеты Ми-28. Вице-президента было совсем не слышно… После полетов машины были отогнаны обратно на экспозицию, где их обступила толпа. Военные летчики позировали перед камерами иностранных делегаций. Внутрь при этом никого не пускали. «Только по спецразрешениям», — так гражданских останавливали военные. «А что это висит у вас под крылом? Ракета?» — мальчик лет семи спрашивал у молодого летчика Су-30. «Это «Хибина-У», — не дрогнув, ответил летчик. — Секретная разработка». «А что такое хибина-у*?» «Странные вопросы задает ваш ребенок, — не выдержав, сказал отцу ребенка летчик. — С какой целью интересуется?»
 
Закрывала вечернюю летную программу МАКСа группа пилотирования из Чехии. Павильоны с иностранцами были уже пусты. Из российских местами были слышны крики и звон посуды. На военную технику по-прежнему не пускали.
 
* Технические характеристики комплекса «Хибина-У» держатся в секрете. Известно, что этот комплекс радиоэлектронной борьбы предназначен для подавления электронных средств управления, связи и разведки противника и искажения циркулирующей в них информации, а также защиты собственных аналогичных систем.


комментарии (5):

HZ66      01/09/2013 [19:29:53]#1
Пора начинать продавать макеты. Никакой головной боли у покупателей.

Leonid27      01/09/2013 [21:30:16]#2
Может пора, наконец, оставить нытье, что "воруют", "не приехал", "все начинки импортные", и написать что-нибудь нормальное? А если всерьез беспокоят "импортные" комплектующие, поезжайте, господа из сытой Москвы в русские города Комсомольск, Ульяновск, Иркутск, Новосибирск и поднимайте делами отечественный Авиапром. Хватит ныть. А вот узнать ответ, почему МАКС-2013 перенесен с середины августа на его самый конец, на традиционно дождливую для Москвы пору, действительно интересно. Ведь Магомед Толбоев был прав, опасаясь дождя. Зато думается, что на этого старшего чиновника Минпромторга, перенесшего МАКС из-за своего отпуска на 2 недели, дождь в отпуске не капал... А Владимир Путин наверняка оказался там, где был нужнее, - на терпящем бедствие ДВ. Еще интересно, что бы он сказал, если бы все-таки узнал о переносе сроков МАКС из-за отпуска чиновника?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      01/09/2013 [22:08:50]#3
to Leonid27

Президенту ничего не стоило приехать на МАКС, а потом полететь на ДВ. Проблема там возникла не в один день. К тому же, я не припомню, чтобы президент США носился челноком во все проблемные регионы. Случай с Пикалево просто из ряда вон. Где это видано, чтобы президент огромной державы ездил решать проблемы отдельного предприятия. А проблема в том, что выстроенная в стране система управления не работает. Без личного вмешательства первого лица государства ничего не делается. Это же надо, пока сам президент не возмутился, никто и не пытался расследовать ситуацию со строительством олимпийских объектов в Сочи. Ну раз нет возможности создать саморегулируемую систему, придется всем управлять в ручном режиме.

ero      02/09/2013 [00:15:20]#4
2leonid27
Насчет погоды трудно угадать, бывали дождливые дни в прошлые МАКСы. Вряд ли сроки могли изменить из-за отпуска какого-либо чиновника, сроки согласовываются очень заранее, так как много заинтересованных организаций. Просто МАКС у нас -это не крупная торговая площадка для деловых кругов, а просто платное авиашоу, эксплуатирующее любовь к авиации у нашего народа, как раньше проходили Тушинские праздники к дню авиации. А народ (зрителей) легче собрать поближе к 1 сентября.

Ndakota      02/09/2013 [10:26:33]#5
> Ну раз нет возможности создать саморегулируемую систему, придется всем управлять в ручном режиме.
прям как в книге В. Соловьева. Правильная мысль.













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer