Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему в России дорого летать? Версия генпрокурора


2 августа 2013 года Дмитрий Булин, Би-би-си. Русская служба


Генпрокурор России Юрий Чайка раскритиковал авиакомпании страны за то, что те, по его мнению, завышают цены на билеты в полтора-два раза. Об этом он написал в письме на имя премьер-министра Дмитрия Медведева, попросив правительство разобраться в ситуации. Эксперты согласны с тем, что разобраться в ситуации нужно уже давно - но авиакомпании тут ни при чем.

"Проведенная проверка генпрокуратуры с привлечением ФАС [Федеральная антимонопольная служба] показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно", - говорится в письме Чайки, цитаты из которого приводит газета "Ведомости".

Компании, по убеждению генпрокурора, хитрят, используя "устаревшие нормативы" в отрасли, принятые еще в начале 1990-х годов. Согласно правилам, прибыль перевозчика ограничивается 20% от себестоимости перевозки. Авиакомпании, полагает Чайка, искусственно завышают себестоимость, чтобы уложиться в означенные проценты.

"В итоге стоимость билета вырастает в 1,5 раза", - резюмирует глава ведомства, добавляя, что цена за бизнес-класс необоснованно вырастает в два раза. Среди компаний, вызвавших его неудовольствие, упоминаются "Аэрофлот", "Сибирь", "Татарстан" и "Ак барс аэро".

Аналитики и игроки на рынке удивлены этой критике. Конечно, доходы компаний растут: например, "Трансаэро" в 2012 году заработала на 14 млрд рублей больше, чем в 2011-м, а "Аэрофлот" за тот же период на 55 млрд рублей больше.

Однако чистая прибыль компаний, по ряду оценок, все равно не превышает 5-10% - и никак не дотягивает до того самого 20-процентного ограничителя.

Авиакомпании: большие, но бедные

В "Аэрофлоте" Русской службе Би-би-си заявили, что "вряд ли прокомментируют" обвинения со стороны генпрокуратуры.

Независимые наблюдатели тем временем почти единодушно встали на сторону авиакомпаний.

"Обвинения Чайки представляются мне голословными. Этот вопрос неоднократно исследовался, находится на контроле минтранса. Нельзя взять билет и сказать на его примере, что цена на полет завышена в полтора раза, это экономически неверно", - говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Цена за билет складывается из множества показателей: стоимость топлива (от 27% до 33%), аренда или лизинг самолетов (16%), аэронавигационное обслуживание, аэропортовые сборы, содержание экипажей и, наконец, налог на добавленную стоимость, действующий на внутренних перевозках в России (18%).

В итоге бизнес авиакомпаний низкорентабелен, констатирует генеральный директор портала AviaCassa.ru Максим Побережник: "Затраты у авиакомпаний большие. В низкий сезон, начиная с октября, они зачастую теряют деньги - и пытаются наверстать упущенное за летние месяцы, когда спрос на авиаперевозки традиционно повышается".

Невысокая рентабельность авиабизнеса - это не российская, а общемировая тенденция. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, за 2012 год мировые авиакомпании получили в среднем по 12 долларов прибыли на пассажира. При этом после уплаты всех налогов и обязательств по кредитам у них осталось по 2,56 доллара на пассажира.

Недоступное небоЧто действительно является типично российской особенностью, это фактическая недоступность авиатранспорта для большинства населения.

Сейчас коэффициент авиационной мобильности россиян составляет 0,4, Нажать рассказал в интервью Би-би-си в июне экс-министр транспорта Игорь Левитин, занимающий сейчас пост советника президента. Для сравнения - в США этот показатель находится на отметке 2,0.

В Государственном институте гражданской авиации подсчитали, что если на международных линиях средние цены российских авиакомпаний на 9% ниже цен американских авиакомпаний, то на внутрироссийских магистральных линиях - на 39% выше, чем стоимость билетов внутри США (данные 2010 года).

Средняя стоимость билета "туда-обратно" на российских региональных авиалиниях составляла в 2010 году 111% от среднемесячной зарплаты. Тогда как в США - 5% от среднемесячной зарплаты.

В конечном счете, говорит Роман Гусаров, рентабельность на внутренних авиаперевозках в России в 2012 году была отрицательной - минус 8%. И это лучше, чем в кризисные годы, когда убыточность этой отрасли доходила до 15%.

Что делать?

"Такие вопросы, как ценообразование на рынке, по запросу генпрокуратуры не решаются. Нужен системный подход", - считает эксперт Aviation Explorer Владимир Карнозов.

"Мне кажется, что для решения проблемы необходимо разделить внутренние перевозки и внешние. Авиакомпании должны думать о расширении транспортной сети, а государство о том, в частности, как снизить цены на топливо", - говорит он.

С этим соглашается и Роман Гусаров, который обращает внимание на важность топливного вопроса: "У нас на Камчатке цена за тонну керосина может составлять до 40 тыс. за тонну, притом что средний уровень от 25 до 30 тыс. рублей за тонну".

Наконец, необходим режим свободной конкуренции, говорят некоторые эксперты. В отличие от Европы, где действует принцип "открытого неба", и авиакомпания может летать, не обращаясь за разрешениям к регуляторам отдельных стран, Нажать в Россию полеты могут осуществляться только после двустороннего соглашения о воздушном сообщении.

Не все так просто и с открытием маршрута на внутренних перевозках, потому что здесь, по словам аналитиков рынка, сложно договориться с аэропортами, конкурирующими авиакомпаниями и государственными органами.

Почему дорогие билеты

В большинстве российских городов есть только один аэропорт, и авиакомпания вынуждена покупать у него услуги.

Почти во всех российских аэропортах работает только один поставщик керосина. Большая компания имеет возможность заключить более или менее выгодный контракт на поставку топлива, а с маленькой поставщикам керосина работать не интересно, поэтому скидки им не светят.

В России аэропортовые сборы устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Если для какой-либо компании снижают сборы, это становится предметом интереса для налоговой инспекции и ФАС. В итоге получается, что для больших компаний и маленьких ставки сборов одинаковые.

Норма работы лоукостера состоит в том, чтобы перевезти как можно большее число пассажиров за как можно меньшее количество времени, то есть в среднем (по западным стандартам) за 2,5 часа. Но в России расстояния гораздо больше, тут за 2,5 часа не управишься.
Высокая степень монополизации в сфере наземных услуг: заправщики, запчасти, организация бортового питания.



комментарии (1):

rad123      06/08/2013 [10:26:31]#1
"У нас на Камчатке цена за тонну керосина может составлять до 40 тыс. за тонну, притом что средний уровень от 25 до 30 тыс. рублей за тонну".

На Сахалине тонна керосина стоит 49 тысяч. В Хабаровске 39 тысяч.
По сравнению с 2010-ым годом рост составляет 60%.

А навязывание дополнительных услуг пассажиру, так это... какой смысл?

Авиакомпания эти самые услуги сама не оказывает, а заказывает у Аэропорта, причём обычно в принудительном порядке. Не нужен вам трап, значит протрём вам зеркала. Не нужна буксировка.., тогда вот вам машина сопровождения.
Не хотите убирать салон, тогда мы вам немного поднимем тариф на заправку.

Не даст аэропорт авиакомпании экономить. Сэкономленные Авиакомпанией деньги это деньги украденные из прибыли аэропорта. Кто же захочет по итогам года иметь прибыль не 900 млн. руб., а допустим только 9-ть!?

Вот на что прокуратуре нужно обратить внимание.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer