Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дмитрий Рогозин выводит авиацию в космос


6 августа 2013 года Иван Сафронов, Сергей Горяшко, Елизавета Кузнецова, Дмитрий Бутрин, КоммерсантЪ


Вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил обсудить вопрос объединения авиационной и космической промышленности, назвав их разделение "искусственным". Как заявил "Ъ" господин Рогозин, в качестве варианта будет рассматриваться создание Федерального аэрокосмического агентства, которое будет взаимодействовать как с космическими компаниями, так и с авиационными. Источники "Ъ" в отраслях к такой перспективе отнеслись скептически: каждая из них уже более десяти лет существует в автономном режиме, имея не только сформированные многолетние бюджеты, но и собственные стратегии развития и цели.

Заявление Дмитрия Рогозина о необходимости обсуждения объединения авиационной и космической промышленности прозвучало во время заседания правительственной комиссии, расследовавшей причины аварии ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками ГЛОНАСС-М (см. справку). Он подчеркнул, что речь идет об объединении усилий обеих отраслей "в рамках единой технической политики", добавив, что в настоящее время в авиации разрабатываются технологии, которые могут найти применение и в космонавтике. По мнению вице-премьера, космическая отрасль страдает дублированием функций и плохо управляется. "Зарплаты невысокие — они и будут невысокими, когда у нас огромное количество предприятий занимаются одним и тем же, фактически параллельно работают над реализацией одних и тех же задач",— отметил он.

Напомним, о существовании таких проблем говорил и глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимир Поповкин фактически сразу после вступления в должность в 2011 году. "С учетом тех финансовых средств, которые назывались, загрузить всю ракетно-космическую промышленность сегодня практически невозможно. Средняя загрузка предприятий составляет в среднем 33-35%. Поэтому необходимо ее оптимизировать",— заявлял он в интервью "Ъ". В частности, он предлагал создать госкорпорацию "Роскосмос", совместив в ней функции заказчика и производителя космических изделий.

Вчера господин Рогозин назвал подобное совмещение недопустимым. А после последней аварии "Протона" он высказался за другой вариант реформирования отрасли: консолидацию промышленности в рамках единой интегрированной структуры. "Это не госкорпорация, это, скорее всего, открытое акционерное общество. Условное название — Объединенная ракетно-космическая корпорация",— заявил он 2 июля.

Новое предложение вице-премьера стало для Роскосмоса неожиданностью. "На сегодняшний день мы работаем над вопросом реорганизации структуры, продумывая то, как агентство будет взаимодействовать с предприятиями отрасли,— говорит один из собеседников "Ъ".— Мы, конечно, примем участие в обсуждении высказанной вице-премьером идеи, но реализовать это на практике пока не представляется возможным".

Схожее мнение высказали и в авиационной отрасли. Один из источников "Ъ" считает, что "экономический эффект от объединения двух отраслей пока неочевиден, поскольку используемые технологии и компетенции имеют мало точек соприкосновения". Другой высокопоставленный собеседник "Ъ", близкий к Объединенной авиастроительной корпорации, был более резок в оценках. "Несмотря на смежность отраслей, мы уже много лет работаем по отдельности: у каждой структуры свой сформированный бюджет, свои стратегии, задачи, проблемы,— говорит он.— Если смешать все хорошее и плохое от авиастроителей и представителей космической отрасли, то не факт, что в целом получится что-то хорошее".

Дмитрий Рогозин как "оборонный" вице-премьер курирует и космическую, и авиационную отрасль в Белом доме. Однако в прежних составах правительства, в которых полномочия вице-премьеров строились иначе, авиастроение находилось в ведении "экономического" функционального блока (и контролировалось гораздо менее "милитаризованным", чем сейчас, Минпромторгом совместно с Минэкономики), а космическая отрасль работала отдельно. Идея о слиянии двух отраслей в одну, возможно, является частью проекта господина Рогозина по ликвидации внутренних конфликтов в отраслях и усилению собственных позиций в Белом доме: объединенные отрасли окончательно выйдут из-под контроля экономических ведомств, первого вице-премьера Игоря Шувалова (занимающегося, например, смежными темами "Аэрофлота" и развития московского авиаузла) и вице-премьера Аркадия Дворковича (под его контролем часть предприятий, работающих на авиапром).

"Я предвижу все возникающие при объединении риски, потому и предложил обсудить этот вопрос со всеми заинтересованными лицами. Возьмем конкурентов из США, там Boeing и Lockheed Martin участвуют и в космической, и в авиационной программах, в Европе аналогично действует компания EADS. Они понимают, что отрасли смыкаются и сближаются,— заявил вчера "Ъ" Дмитрий Рогозин.— Я понимаю, что и в авиационной промышленности, и в космической много проблем, но интуиция подсказывает: время поднять этот вопрос настало". Он добавил, что не является сторонником радикальных мер. "Может, мы рассмотрим как вариант создание Федерального аэрокосмического агентства, которое будет работать с ракетно-космической корпорацией, авиационной и, например, с корпорацией, занимающейся гиперзвуковыми технологиями. Может, в ходе обсуждения возникнут и другие варианты",— резюмировал он.

В целом идея, предлагаемая господином Рогозиным, не нова: предшественником Роскосмоса, образованного в марте 2004 года, было как раз Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос), в свою очередь, созданное на базе Российского космического агентства в мае 1999 года. "В 1999 году все было совершенно по-иному: и в космической, и в авиационной отраслях жили не очень радостно,— заявил "Ъ" экс-глава Росавиакосмоса Юрий Коптев.— Сейчас ситуация такова, что тот же авиапром существует в нескольких лицах — это и частные компании, и Объединенная авиастроительная корпорация, и в Ростехе есть авиационная составляющая. Как можно говорить об объединении двух отраслей, когда мы одну собрать целиком не можем?"

По словам господина Коптева, слияние отраслей в начале 2000-х годов было согласованным с представителями большинства предприятий. "Мы с ними тогда садились за стол и обсуждали все возможные формы взаимодействия. Тогда у нас было единство, а сейчас такого нет, поэтому и развитие отраслей может замедлиться,— пояснил он.— Более важный вопрос связан с тем, как взаимодействовать федеральному органу власти и ракетно-космической промышленности. Сейчас это пока только один из трендов развития".



комментарии (1):

andrewsk      06/08/2013 [13:01:12]#1
Дмитрий Олегович ! Искусственно разделены самолётостроение и вертолётостроение. !По тому, как здесь, без всякой натяжки, используется масса одних и тех же агрегатов и оборудования. И технология производства одна и та же !
Единственная разница по существу : рулевые в этих, некогда единых, структурах - разные ! Там , где нет Погосяна - имеет место успешное развитие, а там , где Погосян - "успешный" развал отрасли ! ! !













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer