Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Азат Хаким: "Наш авиапром убила чья-то жадность и некомпетентность людей, которые руководят отраслью"


10 сентября 2013 года Азат Хаким, Бизнес Online


В начале сентября в подмосковном Жуковском состоялся XI Международный аэрокосмический салон МАКС-2013. Он по праву считается одним из авторитетнейших мировых форумов производителей и эксплуатантов авиационной техники. В этот раз в нем приняли участие более 800 компаний из 43 стран. Среди гостей аэрокосмического салона был и известный татарстанский бизнесмен, энтузиаст авиации и председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким. В статье, специально написанной для «БИЗНЕС Online», он делится впечатлениями от МАКС-2013 и размышляет о ситуации в авиаотрасли России.

BOEING ЗАЛОЖИЛ В ПРОЕКТ «СУПЕРДЖЕТ» МИНУ В КРАСИВОЙ УПАКОВКЕ

Короткий разбег и гигант Airbus-380 взлетает под крутым углом как истребитель. Специально для публики закладывает крены под 45 градусов. Это, конечно, что-то. Это надо видеть. Короткий радиус разворота — и самолет заходит на посадку. Очень изящно. Специалисту сразу видно, что у самолета хорошая аэродинамика, автоматика управления, механизация крыла, колоссальный запас мощности двигателя. А вот российские двигатели всегда были проблемой нашей авиации.

Одним из примечательных событий МАКС-2013 стало подписание между госкорпорацией «Ростех» и канадской авиастроительной компании Bombardier Aerospace меморандума о намерениях по созданию в 2015 году в Ульяновске производства турбовинтовых самолетов Bombardier Q400 NextGen. По всей видимости, речь идет об окончательной сборке канадских самолетов.

Не знаю, что даст этот проект России. По уму, смысл любого контракта по сборке иностранных машин — получение технологий. Не думаю, что Bombardier жаждет поделиться своими технологиями. Я сам был на заводе Bombardier в Монреале, общался с руководством компании. Могу сказать, что никакого интереса в том, чтобы развивать российский авиапром, у них и близко нет. Есть только желание «впарить» свои самолеты. И это у всех западных авиапроизводителей: и у Airbus, и Boeing. Понимая, что «в лоб» продавать самолеты больше не получается, придумывают разные схемы. Вот и появляются заманчивые фантики в виде обещания локализации.

В российском автопроме была подобная ситуация, но там сразу ввели ограничения по локализации импортных автомобилей, установили четкие временные интервалы и параметры перехода на производство комплектующих в России. В авиаотрасли пока таких ограничений нет, а надо бы. Наш авиапром отстал всерьез и надолго. Взять туже боевую авиацию — нашу гордость. Из года в год на выставках показывают одни и те же образцы техники: вертолеты Ка-52, Ми-28. Это же штучные вертолеты! Серии до сих пор нет! Хотя их 15 - 20 лет назад спроектировали. Или вот наша новинка — самолет пятого поколения Т-50. Первые эти самолеты должны поступить на вооружение российских ВВС в 2016 году, то есть через 12 лет после американских F-22 Raptor.

Надо что-то делать, но точно не то, что делает сейчас руководство страны.

В середине 90-х годов был создан самолет Ту-334 — реальная замена устаревшим Ту-134. Облетанный, со всеми сертификатами. Почему его не начали производить? В то время, пока он бы заменял многочисленные старые «тушки», в России можно было бы готовить технологии и разрабатывать машины следующего поколения. Нет, пошли по другому пути. Кто к телу ближе оказался, тот и урвал кусок. В итоге успешно похоронили Ту-334, стали делать «Суперджет». Компания «Сухой» никогда не делала гражданские самолеты, и именно ей поручили освоить огромные бюджетные средства. Освоили, но при этом сама концепция самолета разрабатывалась в Boeing. Думаете, американцы – идиоты, чтобы усиливать своих конкурентов? Взять и отдать нам наш же огромный рынок? Разумеется, в проект «Суперджет» они заложили мину в красивой упаковке. Они поставили на этот ближнемагистральный самолет все то, что стоит на дальнемагистральных лайнерах, — все самое современное и дорогое. В итоге самолет получился настолько дорогим, что как не изгаляйся, эксплуатация «Суперджета» будет нерентабельной. Даже если ты суперпатриот, на нем денег не заработаешь. Возможно, наши надеялись получить западные технологии, но и это оказалось блефом. Вопрос: куда деньги ушли?

КИТАЙСКИЙ ПУТЬ: ШАГ ЗА ШАГОМ К ПОБЕДЕ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ

Теперь корпорация «Иркут» взялась осваивать средства, выделенный под новый проект — лайнер МС-21. И опять его концепция разрабатывается в Америке. Зачем такие огромные деньги отдавать американцам, чтобы они сделали нам самолет? Понятно же, что хороший самолет они нам не спроектируют, опять заложат какую-нибудь «мину», чтобы проект экономически убить, не дав нам возможность стать конкурентами на мировых рынках.

Не проще ли поступить как китайцы? Они просто купили линию по производству самолетов «Макдонелл Дуглас MD-87». Да, этот самолет вчерашнего дня. Но зато технологии они получили такие, к которым и близко до этого не подходили. Освоили технологии, получили опыт, подготовили кадры. Потом они договорились с Airbus, закупили линию по производству A-320. Нормальный ход! Купи линию, станки, документы, сертификаты, проекты, чертежи. Обучи людей, найми немецкую или английскую инжиниринговую компанию и создавай свой конкурентоспособный самолет...

Вместо этого простого и эффективного пути власти России пошли кривым путем. Потратили денег в разы больше, а получили в разы меньше, чем в Китае или Бразилии, где также занимались созданием современной авиаотрасли. В выигрыше все, кроме российского авиапрома. Явно просматривается чей-то умысел.

Поэтому на МАКСе мы с завистью смотрели на успехи западных производителей и на то, в каком плачевном состоянии находится отечественный авиапром. По большому счету, наш авиапром убила чья-то жадность и некомпетентность людей, которые руководят отраслью. К сожалению, процесс этот не закончен. Сегодня такой же путь проходит отечественное вертолетостроение. Недалек тот день, когда в одночасье с неба России пропадут наши легендарные Ми-8, а на их место придут иностранные конкуренты. Но об этом — уже в другой статье.

Справка

Азат Хаким родился 14 февраля 1955 года. Окончил учебный авиационный центр ДОСААФ (Куркачи) и поступил в Бугурусланское летное училище (1978). Школа летчиков-испытателей в Жуковском  (1987). Казанский государственный университет, историко-филологический факультет (1985).

Работал в Казанском объединенном авиаотряде вторым пилотом, командиром экипажа на Як-40. В 1984 - 1994 годах – летчик-испытатель в ОКБ «Сокол». В 1991 году создал ООО «Авиакомпания «Тулпар». В 1997 - 2001 годах – генеральный директор международного аэропорта Казань. В настоящее время – председатель совета директоров группы компаний «Тулпар».



комментарии (6):

АвиаторЪ      10/09/2013 [18:02:04]#1
+1000000000000

Edelveise      11/09/2013 [00:41:18]#2
+100\500 не в бровь, а в глаз, , , погосяну в качестве утреннего сэндвича, для общего развития..

grant      11/09/2013 [17:54:57]#3
"По большому счету, наш авиапром убила чья-то жадность и некомпетентность людей, которые руководят отраслью."

К сожалению жадные, некомпетентные цыники руководят не только авиационной отрослью. Вся вертикаль заточена на воровство бюджетных средств. А "урод" может родить только "урода".

Дедушка ГВФ      12/09/2013 [10:09:04]#4
То что это факт - измена Родине и вредительство (без комментариев), вопрос - как изменить ситуацию!!!???
Кто сплотит вокруг себя единомышленников, чтобы дожать ситуацию и переломить???

HZ66      18/09/2013 [17:55:32]#5
При чем здесь американцы? Они помогали и бразильцам с разработкой Эмбраеров. И что, создали конкурента? С какими Боингами конкурирует Суперджет?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      18/09/2013 [20:07:13]#6
HZ66:
При чем здесь американцы? Они помогали и бразильцам с разработкой Эмбраеров. И что, создали конкурента? С какими Боингами конкурирует Суперджет?

А потом помогли русским создать конкурента Эмбраера :)))













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer