Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МАКС-2013: пестрая палитра дронов


16 сентября 2013 года Денис Федутинов , Военно-промышленный курьер


Во время проведения авиасалона «МАКС-2013» и сразу после него на страницах прессы можно было заметить немало публикаций, в которых сторонние наблюдатели отмечали обилие и разнообразие показанных на выставке беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Разберемся в том, что из представленного можно отнести к новинкам, а что является уже известными системами, а также что ожидалось, но так и не было показано.

Беспилотные самолеты

В упомянутом разнообразии представленных на МАКСе беспилотников традиционно доминирующее место занимали беспилотные летательные аппараты самолетного типа. В свою очередь среди них также традиционно преобладали системы мини-класса.

Мини

Описание широкой палитры систем мини-БЛА следует начать с одной из старейших и заслуженных компаний в этом сегменте – фирмы «Эникс», отмечающей в этом году свое 25-летие. В обширной линейке показанных компанией беспилотных систем в первую очередь следует отметить БЛА «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ». Эти два беспилотника уже используются в силовых структурах России. В частности, они применялись для мониторинга безопасности во время проведения универсиады в Казани. Стоит отметить, что БЛА семейства «Элерон» прошли государственные испытания по линии российского Министерства обороны и, как ожидается, в ближайшем будущем могут быть поставлены в войска. Так, в ходе авиасалона руководителем компании «Эникс» Валерием Побежимовым была даже названа цифра предстоящих закупок – 17 систем с 34 аппаратами. И, по-видимому, это только первая партия.

Прошедшие военные госиспытания практически одновременно с «Элеронами» БЛА семейства «Орлан» питерской компании СТЦ также присутствовали на выставке. Правда, не в собственной экспозиции фирмы-разработчика, а на площадке МЧС, что, вероятно, объясняется закрытой информационной политикой фирмы. Их противоположностью в этом плане является ижевская компания ZALA, отличающаяся активной и даже агрессивной рекламой. В этом году ижевцы привезли на МАКС практически всю линейку когда-либо ранее созданных компанией беспилотников. Стоит отметить, что малоразмерные БЛА самолетного типа, разработанные компанией ZALA, в частности комплексы «Стрекоза» и «Ласточка», достаточно востребованы рынком, где используются преимущественно для гражданских и парамилитарных применений.

Также на МАКСе была показана достаточно хорошо известная на российском рынке беспилотная система «Птеро» компании «АФМ-Серверс». В настоящее время она имеется в двух вариантах исполнения – традиционном «Птеро-Е» с электромотором и в новом – «Птеро-СМ» с двигателем внутреннего сгорания. Оба варианта имеют взлетную массу около 20 килограммов и несут на борту до пяти килограммов полезной нагрузки. Для ее размещения беспилотник, в частности, имеет отсек объемом 20 литров. Данные системы уже широко применяются, в основном в задачах мониторинга состояния высоковольтных линий электропередачи.

Зарубежные разработчики мини-БЛА самолетного типа на МАКСе были представлены украинской компанией SMIC Aerospace. Она, в частности, продемонстрировала аппарат Supervisor SM2, созданный, как и большинство других БЛА этой категории, по схеме «летающее крыло».

Тактический класс

На протяжении нескольких предыдущих МАКСов на лужайке перед павильоном компании «Транзас» можно было видеть целое семейство беспилотников. Беспилотные системы семейства «Дозор», а затем и «Филин» стали своеобразной визитной карточкой компании. Думается, наличие в арсенале фирмы этих систем в определенной степени повлияло на выигрыш компании в конкурсе Министерства обороны России на выполнение НИОКР по созданию БЛА категории MALE. К сожалению, в этом году тактических беспилотников «Транзаса» на МАКСе представлено не было. По-видимому, это говорит о том, что в настоящее время основные силы беспилотного подразделения компании сконцентрированы на упомянутых новых проектах, заказанных Минобороны РФ.

Едва ли не единственным показанным на выставке реально летающим тактическим беспилотником стал аппарат «Гриф-1», продемонстрированный на стенде 558 авиаремонтного завода из белорусских Барановичей. Этот аппарат был впервые показан широкой общественности два года назад. Беспилотник, проектирование которого осуществляла компания INDELA, выполнен по двухбалочной схеме с толкающим винтом. Этот 120-килограммовый БЛА предназначен для наблюдения за местностью или водной акваторией, поиска, обнаружения, распознавания, определения координат наземных и надводных объектов и радиоэлектронного подавления средств противника. По информации разработчиков, он способен выполнять полеты продолжительностью до пяти часов на удалении до ста километров от пункта управления.

В верхней границе тактического диапазона беспилотных систем на выставке ожидался показ израильского аппарата Searcher MkII, который под наименованием «Форпост» собирается в России на заводе УЗГА. Однако по каким-то причинам его на выставке не было. Можно предположить, что в компании посчитали достаточным его демонстрацию на Дне инноваций Министерства обороны России, прошедшем буквально за неделю до МАКСа.

Отсутствовали и ранее традиционно выставлявшиеся на салонах тактические беспилотники «Пчела» и «Типчак», созданные концерном «Вега». Впрочем, БЛА-новинки от концерна «Вега» на салоне все же были. Входящее в его состав предприятие МНИРТИ представило любопытный проект – беспилотный комплекс «Шмель». Он создан на основе планера пилотируемого спортивного самолета нормальной аэродинамической схемы максимальной взлетной массой около полутонны. По информации разработчиков, в стандартной комплектации аппарат сможет находиться в воздухе до 10 часов. При этом дальность действия БЛА в оптимальных режимах составляет до 1350 километров, что объясняется использованием спутникового канала связи с БЛА. «Шмель» должен стать своеобразной испытательной лабораторией.

MALE

Уже около двух лет питерская компания «Транзас» и казанское ОКБ «Сокол» по заданию российского Министерства обороны работают над созданием крупных средневысотных беспилотников большой продолжительности полета. О них известно следующее: это будут аппараты взлетной массой порядка одной тонны и около пяти тонн соответственно, что наводит на предположения о том, что функционально они станут близки к американским БЛА Predator и Reaper.

Никаких новостей по упомянутому военному проекту «Транзаса» в ходе МАКС-2013 не появилось. Впрочем, отсутствие информации по военному БЛА в компании компенсировали презентацией концепции беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета гражданского назначения. По словам представителей компании, на настоящий момент уже завершены конструкторские и аэродинамические расчеты. Известно, что летательный аппарат построят по однодвигательной схеме с толкающим винтом. БЛА будет иметь взлетную массу до 1200 килограммов, при этом поднимая до 300 килограммов полезной нагрузки. Продолжительность полета его составит не менее 24 часов. В числе работ, которые должен выполнять аппарат в компании, называют наблюдение в оптическом и тепловом диапазонах, аэро- фотосъемку, метеонаблюдение, телекоммуникации, лазерное сканирование, радиолокационное зондирование и т. п.

Что касается проекта второго БЛА MALE-класса, осуществляемого казанским ОКБ «Сокол», то еще в начале года его внешний облик стал достоянием общественности – в СМИ попали фото модели перспективного БЛА, сделанные во время визита Сергея Шойгу в Казань. На МАКСе в шале «Сокола» можно было увидеть эту модель уже вполне открыто. Перспективный казанский беспилотник представляет собой оснащенный двумя двигателями с тянущими винтами высокоплан с крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением. Цикл разработки БЛА подобного класса может составлять от трех до пяти лет. Думается, что к следующему МАКСу обе компании смогут показать уже натурные образцы своих беспилотников.

Были на авиасалоне и некоторые сюрпризы. Так, весьма неожиданным можно назвать показ арабского БЛА United 40. Компания ADCOM Systems из ОАЭ провела в подмосковном Жуковском зарубежный дебют этого своего беспилотника. Летательный аппарат оснащен тандемным крылом размахом 20 метров. По информации компании-разработчика, благодаря высокому аэро-динамическому качеству, как утверждается в рекламных материалах, United 40 способен в течение длительного времени барражировать над заданным районом. Аппаратура полезной нагрузки нового беспилотника включает в себя две гиростабилизированные платформы ADFLIR GSP с оптикоэлектронной аппаратурой наблюдения. Также на консолях крыла аппарата United 40 предусмотрены места для подвески вооружения. В качестве основного оружия предлагаются управляемые ракеты Yabhon-Namrod собственной разработки. Несмотря на нахождение проекта в стадии доводки и подготовки к серийному производству, компания ADCOM Systems уже продвигает новую разработку на международном рынке. Демонстрации этого беспилотника на МАКСе предшествовала появившаяся в СМИ и получившая достаточно противоречивые оценки информация о возможном приобретении данных систем российскими военными.

Ударные БЛА

Впервые о планах Министерства обороны России получить на вооружение ударный БЛА объявлено на авиасалоне «МАКС-2009». Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009-го проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений компаний «Сухой» и «МиГ». 6 июля 2012 года в СМИ появилась информация о том, что компания «Сухой» выбрана ВВС страны в качестве головного разработчика. Проект тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата, по некоторым данным, подразумевает создание ударного БЛА массой до 20 тонн в интересах ВВС России. В середине 2012-го предполагалось, что первый образец ударного БЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 года. Увы, никаких намеков на то, что компании «Сухой» и «МиГ» ведут соответствующие работы, на МАКС-2013 обнаружить так и не удалось. Пока остается лишь строить предположения, что создаваемый ударный беспилотник будет в чем-то похож на американские БЛА X-45 и X-47 или европейский nEUROn.
Беспилотные вертолеты

Вертолетный тип беспилотников был представлен на авиасалоне, как и в России в целом, значительно скромнее. Тем не менее есть масса задач, в которых применение БЛА именно этого типа является наиболее предпочтительным.

Мини

По-видимому, опыт компании ZALA по удачному продвижению российским заказчикам мини-БЛА самолетного типа подвиг ее также развить линейку беспилотных мультикоптеров. Так, на МАКСе ZALA дебютировала с БЛА ZALA 421-22 со сменными полезными нагрузками. Аппарат представляет собой складывающуюся платформу, оснащенную восемью двигателями. На борту устанавливается аппаратура целевой нагрузки, применяемая и на других беспилотниках компании ZALA, в том числе самолетного типа. Взаимозаменяемость полезных нагрузок позволяет экономить заказчикам средства, приобретая смешанные комплексы, в состав которых входят и самолет, и вертолет, а также повышается уровень выполняемых задач.

Впрочем, основное место в продуктовом ряду беспилотников компании ZALA все же занимают системы самолетного типа. В нише мультироторных систем мини-класса в России лучше всего закрепилась компания «НЕЛК» со своими системами «НЕЛК-В4», «НЕЛК-В6» и «НЕЛК-В12», применяемыми для широкого спектра задач – от оперативного мониторинга обстановки до доставки и сброса различных грузов. Подтверждением высокого качества беспилотных систем стало заключение о летной годности, полученное компанией от Центра экспертизы и сертификации авиационной техники (ЦЭСАТ) ЦАГИ, разрешающее проведение показательных и испытательных полетов на территории России.

Популярность подобного рода аппаратов пришла к нам из-за рубежа. Одним из «законодателей мод» в данном классе является немецкая компания Microdrones GmbH. Две системы этой компании – Microdrones md4-1000 и Microdrones md4-200 можно было увидеть на МАКСе в экспозиции МЧС России.

Тактический класс

Питерская компания «Радар ммс», ранее также уделявшая существенное внимание БЛА вертолетного типа, представила относительную новинку – малогабаритный БЛА вертолетного типа мБПВ-37. До этого упомянутую систему можно было увидеть только на Морском салоне в Санкт-Петербурге в начале июля текущего года. Масса поднимаемой беспилотником аппаратуры полезной нагрузки составляет до 12 килограммов, а время его полета – до двух часов. В состав полезной нагрузки входят цифровой фотоаппарат, цифровая телевизионная и тепловизионная камеры, дозиметр гамма-излучения, газоанализатор и лазерный детектор утечек метана. По сообщениям компании, полеты уже проводятся в интересах гражданских заказчиков.

Конструкторское бюро «Искатель» Московского авиационного института в очередной раз показало комплекс беспилотной воздушной разведки и наблюдения вертолетного типа «Ворон 700». Помимо традиционных для подобного класса БЛА функций разведки и наблюдения этот аппарат, по заверению разработчиков, обладает также и ударной функцией за счет установки на нем стрелкового и гранатометного оружия. По словам главного конструктора КБ «Искатель» Дмитрия Дьяконова, комплекс должен выйти на этап государственных испытаний в первом квартале 2014 года.

Уже упоминавшееся белорусское конструкторское бюро INDELA в этом году на МАКСе представило обновленный вариант беспилотного авиационного комплекса INDELA SKY с вертолетом взлетной массой 150 килограммов, имеющим возможность нести полезную нагрузку массой до 40 килограммов. Конструкторы КБ INDELA изначально рассматривали этот комплекс как универсальную модифицируемую платформу, способную изменять конфигурацию, состав и назначение, и в целом поставленные задачи были достигнуты. Очевидно, что компании хотелось бы занять ту нишу, какую в Японии занимает аппарат R-MAX компании Yamaha, а в перспективе, возможно, и расширить линейку в сторону большей размерности, попав в категорию, где в настоящее время находится система «Горизонт Эйр S-100», собираемая по лицензии с австрийской компанией Schiebel на производственной базе компании «Горизонт» в Ростове-на-Дону.

Средний класс

Самым крупным беспилотником вертолетного типа в нашей стране продолжает оставаться экспериментальный аппарат БПВ-500 упоминавшейся компании «Радар ммс». Он создан на основе малогабаритного вертолета «Орленок» разработки ОКБ «Ротор» при КумАПП. При сохранении унаследованных от прототипа массогабаритных параметров беспилотник имеет фюзеляж с полностью закапотированным двигателем и хвостовое оперение в форме перевернутой V. Впрочем, с проигрышем компанией «Радар ммс» компании «Вертолеты России» в конкурсе российского Министерства обороны по теме «Роллер» статус и перспективы данной разработки не совсем ясны.

Вполне вероятно, в недалеком будущем мы сможем увидеть еще один проект БЛА, созданного на базе пилотируемого вертолета. В ходе МАКСа появилась информация, что боевой беспилотник планирует создать упомянутая выше арабская компания ADCOM Systems совместно с российским КБ «Беркут Аэро». В качестве основы в этом случае планируется взять сверхлегкий двухместный вертолет соосной системы «Беркут ВЛ» с дальностью полета до 600 километров.

Тяжелые БЛА

Под покровом тайны продолжают оставаться проекты беспилотников «Роллер» и «Альбатрос», работы по которым ведет холдинг «Вертолеты России». Продолжая параллель с зарубежными проектами, можно отметить, что в данном случае ближайшими аналогами упомянутых создаваемых систем являются американские БЛА семейства Fire Scout – RQ-8A, созданный на основе легкого пилотируемого вертолета Schweizer 330, и MQ-8C (Fire-X), построенный на базе более крупного пилотируемого вертолета Bell 407. По-видимому, задавая темы в подобной размерности, российские военные хотели бы получить функционал, схожий с функционалом американских БЛА. Впрочем, то, как реальные характеристики наших беспилотников будут соотноситься с характеристиками аналогов США, говорить пока преждевременно. Оба проекта, вероятно, еще находятся на ранних стадиях реализации.
Заключение

Достаточно пестрой оказалась картина беспилотных летательных аппаратов, показанных на МАКС-2013. Как видно, при более детальном рассмотрении представленных систем реальных новинок на салоне было буквально считаное количество. Кроме того, многие вещи остались, что называется, недосказанными. Впрочем, интерес к тематике беспилотных летательных аппаратов в России в последние годы подкрепляется неплохим финансированием со стороны заказчиков, что сделало ситуацию более динамичной. Есть надежда, что следующий авиасалон «МАКС-2015» принесет больше беспилотных премьер.
 



комментарии (2):

MegaFly      18/09/2013 [07:30:56]#1
А кто фотки всей этой политры?

MegaFly      18/09/2013 [07:31:23]#2
А где фотки этой политры? *













Материалы рубрики

Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer