Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиационный разнобой


24 сентября 2013 года Алексей Рамм, Военно-промышленный курьер


К 2020 году в боевом составе ВВС России планируется иметь по два-три типа узкоспециализированных самолетов для каждой боевой задачи. Различаясь в цене, новые машины имеют практически одинаковые характеристики и возможности. Напротив, США и страны НАТО сокращают типоряд до одной-двух универсальных боевых машин.

ВВС должны получить 60 истребителей Т-50, 120 Су-35С, 60 Су-30СМ, 37 МиГ-35, до 140 фронтовых бомбардировщиков Су-34 и 80 учебно-боевых Як-130. Парк армейской авиации пополнится 167 Ми-28Н/НМ, 180 Ка-52, 49 Ми-35М, 38 Ми-26Т, до 500 Ми-8МТВ/АМТШ. Такие масштабные закупки не могут позволить себе даже ВВС США.
 
Обслуживание и боевая подготовка
 
К указанному сроку по количеству типов и моделей ударных самолетов Россия выйдет на первое место в мире. Одних только бомбардировщиков будет четыре типа – Су-34, «чистый» Су-24, модернизированный ОКБ Сухого Су-24М2 и Су-24СВП-24 с установленным прицельным комплексом СВП-24 фирмы «Гефест и Т». Истребителей станет и того больше – Су-27, Су-27СМ, Су-27СМ3, Су-30, Су-30СМ, Су-35, а также Т-50, проходящий летные испытания. Есть еще семейство МиГ-29, которое пополнится МиГ-33 и модернизированными МиГ-29СМТ. В армейской авиации четыре типа боевых вертолетов – Ми-24, Ми-35М, Ми-28 и Ка-52.
 
Как рассказал офицер инженерно-технической службы ВВС, даже сейчас, до начала массовой поставки самолетов новых типов у технических и ремонтных служб возникают большие проблемы в эксплуатации и обслуживании уже полученных. В 4-м центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний (ЦПА) в Липецке эксплуатируются старые Су-24, более новые Су-24М2, Су-24СВП-24 и современные Су-34. Если с Су-24 проблем нет, то обслуживание Су-34 сопряжено со значительными трудностями. В первую очередь речь идет о радиоэлектронной начинке, радарах, прицельном комплексе. Требуются специальные запасные части, подготовленный личный состав. Такая же проблема и у 7000-й авиабазы, тоже получившей Су-34. На каждую систему новых машин нужен свой специалист по ремонту и обслуживанию, пожаловался «ВПК» представитель ВВС России. По его словам, часто новые машины стоят неисправные, ожидая представителей завода, так как наземные технические службы даже не понимают, с какой стороны подступиться к машине. «Говорят, что Су-34 во многом похож на Су-27 по планеру, двигателям и электрике. Это неверно. Полностью разные машины, на которые надо готовить своих отдельных специалистов по всем узлам и механизмам. Запасные части невзаимозаменяемы, на каждый тип машины нужны свои. И это пока только первые ласточки. Впереди еще Су-30СМ, Су-35, Миг-33», – возмутился специалист.
 
Таким образом, разнотипность боевых машин может стать смертельным ударом наземным службам, для которых уже сейчас военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в Воронеже должен каждый год выпускать несколько сотен офицеров-техников для обслуживания и эксплуатации самолетов новых типов. Помимо этого, надо создавать запас ремкомплектов, двигателей, радио-электронного оборудования. С учетом грядущей разнотипности выполнение этих задач может быть сорвано.
 
По словам главного редактора отраслевого журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, закупка такого количества разнотипных боевых самолетов, зачастую дублирующих друг друга, является элементом поддержки отечественной авиационной промышленности: «Реализация планов закупки базовых авиационных платформ согласно ГПВ-2020 приведет к удорожанию обслуживания авиационного парка Военно-воздушных сил России. Все это делается не в угоду военным, а для поддержки ОПК. Пример – неудачная попытка Минобороны отказаться от закупки Миг-33 и заменить их на Миг-29, модернизированные до варианта «СМТ».
 
Указанные проблемы уже давно осознали в главном командовании ВВС. Авиационный парк стареет не по дням, а по часам, поэтому налицо желание обновить его любой ценой. Промышленности есть что предложить военным. С другой стороны, нарастают проблемы не только в техническом обслуживании и эксплуатации, но и в системе боевой подготовки.
 
«Курс боевой подготовки, разрабатываемый совместно 4-м центром подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний и 929-м государственным летно-исследовательским центром (ГЛИЦ), строится исходя из пилотажных возможностей машины, особенностей вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования. К примеру, если вооружение и радар перехватчика Миг-31 заточены под дальний перехват, то на эти упражнения и отводится большая часть времени, а на ближний маневренный бой – уже по остаточному принципу. Такой же принцип работает и при планировании боевого применения авиации», – уточнил офицер главкомата ВВС.
 
Для высокоэффективного боевого применения самолета летчики-испытатели ГЛИЦа до начала массовой поставки в войска тестируют вооружение и бортовое радиоэлектронное оборудование на всех режимах полета в сложных и простых метеоусловиях, днем и ночью, находя оптимальные параметры. На основе полученных результатов ЦПА разрабатывает руководство по боевому применению для одиночных самолетов, звеньев и эскадрилий, а далее – курс боевой подготовки. В то же время, по словам офицера ВВС России, Су-35 и Су-30СМ с двигателями изменяемого вектора тяги, сложными радарами пока даже не закончили программу летных испытаний. «Первые Су-30СМ уже скоро поступят на авиабазу в забайкальской Домне. На эту машину нет ни курса боевой подготовки, ни руководства по боевому применению. Сейчас в Липецке что-то делают, так сказать, «на коленке». Но главное – до сих пор нет понимания, что должна делать новая машина. Это истребитель, перехватчик, истребитель-бомбардировщик? Мы пока не знаем, а машина уже начинает поступать в войска», – продолжил собеседник.
 
В прошлом году с такой проблемой столкнулась армейская авиация. Ми-35М из состава Центра боевого применения и переучивания личного состава армейской авиации в Торжке, отправленный на Северный Кавказ, потерпел аварию в сложных метеоусловиях, зацепив гору. Машина, посланная на исследовательские полеты в рамках отработки программы боевого применения в условиях гор, была поднята по тревоге сухопутным командованием для сопровождения колонны. Общевойсковых командиров можно понять: есть высокотехнологичное средство, оно должно работать. Для плохих погодных условий Ми-35М, оснащенный для полетов в сложных метеоусловиях и ночью, подходил лучше всего. Но экипаж из Торжка только изучал возможности его радиоэлектроники и вооружения в условиях гор. Фактически вертолет не был готов к боевому вылету. Результат – катастрофа и человеческие жертвы.
 
Сегодня командование ВВС настаивает на модернизации наличных боевых самолетов. На обновленные и переоснащенные машины не надо заново готовить наземных специалистов, создавать ремкомплекты на все узлы и механизмы, программу боевой подготовки. Наставление по применению легко дорабатывается. Но промышленности выгодно поставлять только новые машины.
 
Примеры успешной модернизации по современным стандартам уже есть: Су-27СМ и СМ3, Су-25СМ и СМ3, МиГ-31БМ. За относительно небольшие деньги ВВС получили хорошие доработанные машины с современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, обновленными двигателями. На разработку всей документации по обучению и боевому применению Су-27СМ и СМ3 ушло около года. «Су-27 мы уже знаем хорошо. Поставить новый радар, обновить комплекс вооружения под новые ракеты РВВ-СД и РВВ-МД и все прекрасно. А вот повозиться с Су-35, с двигателями изменяемого вектора тяги придется очень долго. Сначала нужны летные исследования, которые сейчас идут в Ахтубинске, а потом только работы по боевому применению. По самым скромным подсчетам, это не меньше пяти лет. Пока доведем до ума Су-35, уже и ПАК-ФА пойдет в серию и все начнется заново», – оценил перспективы источник в главкомате ВВС.
 
Модернизация и унификация
 
Американские военно-воздушные силы начали с 2010 года масштабную программу доработок своего авиационного парка. В ожидании появления новейшего F-35 ВВС США не отказались от остальных ударных самолетов. Истребители-бомбардировщики F-15Е «Страйк Игл» получили новые оптические прицельные контейнеры «Снайпер», вместо доработки штатного радара AN/PG-70 появились подвесные РЛС с синтезированной апертурой AN/ASQ-236 фирмы Raytheon и новые авиационные средства поражения. В ходе модернизации ресурс продляется в два раза – с 16 до 32 тысяч летных часов. По расчетам американских военных, обновленные F-15E прослужат еще 10–15 лет.
 
Весной нынешнего года ВВС США заключили контракт на модернизацию по программе SABR порядка 300 F-16, ранее планировавшихся по мере замены новейшими F-35 к списанию. Обновленные «Вайперы», получившие новые многофункциональные радары, прицельные комплексы, а до этого оборудованные новыми подвесными прицельными контейнерами «Снайпер», по своим боевым возможностям стали идентичны более дорогим F-15E. Завершив программу модернизации, рассчитанную до 2017 года, американские военно-воздушные силы получат универсальные боевые машины, способные как работать по наземным целям высокоточным оружием, так и вести воздушный бой.
 
Британские королевские ВВС пошли другим путем, отказавшись практически от всего парка старых боевых машин. До 2020 года останутся только многофункциональные истребители «Тайфун», доработанные для нанесения ударов по наземным целям и борьбы с ПВО, а также F-35. Уже списаны истребители-перехватчики «Торнадо», а однотипные истребители-бомбардировщики продержатся до 2020 года, пока их не сменят «Тайфуны». Командование ВВС считает, что на все случаи жизни хватит двух типов боевых самолетов, способных выполнять весь спектр боевых задач. По этому же пути пошли германское люфтваффе и итальянские ВВС, сделавшие ставку на многофункциональный европейский «Тайфун». Французские ВВС оставляют в своем парке модернизированные с продлением срока эксплуатации истребители-бомбардировщики «Мираж-2000». Европейские страны с ограниченным бюджетом и некоторыми финансовыми трудностями понимают, что для них большой разнотипный парк боевых машин – непозволительная роскошь.
 
«Сейчас универсальность боевых машин достигается установкой дополнительного прицельного, навигационного и радиоэлектронного оборудования в подвесных контейнерах. Фирмы, проводящие модернизацию, продляют ресурс машины, ремоторизируют двигатели и делают бортовое радиоэлектронное оборудование, системы электроснабжения и прицельные комплексы совместимыми с подвесными контейнерами. Пример – стратегические В-1В, которые благодаря установке прицельных контейнеров «Снайпер» успешно стали решать задачи по поражению наземных целей», – рассказал независимый военный эксперт, автор книг по современным ВВС Антон Лавров. По его словам, прицельные контейнеры типа американских «Снайпер», LANTIRN, французских «Дамокл» сейчас стали обязательным элементом современных боевых самолетов. «За счет прицельного контейнера с тепловизором, телевизионной системой высокого разрешения и лазерным дальномером ударный самолет легко может поражать наземные цели бомбами с лазерной и телевизионной системами наведения с высоты несколько тысяч метров. Цена одного контейнера варьируется от полутора до четырех миллионов долларов, что на порядок дешевле установки таких же систем непосредственно на самолет. Контейнер можно легко снять и заменить на разведывательное оборудование, конвертировав истребитель-бомбардировщик в разведчик», – уточнил Лавров.
 
Китай, Индия, Индонезия сразу заказывали российские Су-30 с прицельными контейнерами, сопряженными с бортовым прицельным и навигационным комплексом самолета. Правда, все контейнеры были не российского производства, по большей части французские.
 
В странах НАТО еще в середине 90-х годов признали, что разунифицированный авиационный парк с узкоспециализированными боевыми машинами слишком дорог и малоэффективен. Но только в середине 2000-х годов, когда появились компактное радиоэлектронное оборудование, навигационные и прицельные комплексы, помещающиеся в подвесные контейнеры, удалось реализовать концепцию универсальной боевой машины.
 
Есть проблемы
 
При всей амбициозности программы перевооружения Военно-воздушных сил России в нынешнем варианте, по-видимому, она не сможет радикально повысить боевые возможности. Вместо унификации и перехода к универсальным боевым платформам в 2020 году ВВС получат сотни узкоспециализированных машин для решения ограниченного круга задач. Спасти ситуацию может только оптимизация расходов и частичный отказ от закупок запланированных в ГПВ-2020 боевых самолетов и модернизации парка уже имеющихся.
 
Корпорация «Иркут», активно работающая на международном рынке, прекрасно понимает мировые тенденции. Закупаемый для ВВС России Су-30СМ легко может стать универсальной боевой платформой, тем более что сейчас на базе 929-го ГЛИЦа в Ахтубинске ведутся испытания подвесного прицельного контейнера разработки Уральского оптико-механического завода, которые должны завершиться в ближайшее время.
 
Су-34 и Су-35 – классический пример узкоспециализированных машин. Весь уникальный прицельный комплекс Су-34 сейчас легко помещается в подвесной контейнер типа американского «Снайпера». Несмотря на декларируемую возможность применения управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности, с воздушным противником Су-34 вряд ли справится. ОАК и руководство ВВС до сих пор не смогли внятно объяснить, зачем нужна бронированная титановая кабина, защищающая от огня стрелкового оружия и артиллерийских систем, на бомбардировщике, который работает на высоте более пяти тысяч метров и поражает цели высокоточным оружием, не входя в зону ПВО противника.
 
Сверхманевренный Су-35, несмотря на заявления руководства ОАК, пока имеет ограниченные возможности по поражению наземных целей, однако радар «Ирбис» и комплект ракет «воздух-воздух» средней и большой дальности делает его грозным противником для самолетов и вертолетов.
 
Можно предложить в качестве одного из вариантов оптимизации закупок отказаться от бомбардировщиков семейства Су-24 и Су-34, возложив задачи нанесения удара по наземным целям на Су-30СМ с подвесными прицельными контейнерами разработки Уральского оптико-механического завода. Сейчас машина с таким вооружением проходит испытания в Ахтубинске. Похожий вариант выбран в британских, итальянских ВВС и люфтваффе. Там оснастили двухместный вариант европейского истребителя «Тайфун» подвесным прицельным комплексом, что сделало последний универсальной машиной, способной быть перехватчиком и истребителем-бомбардировщиком. Другой путь – возобновить работы по модернизации парка Су-27 в вариант «СМ3», но с установкой прицельных подвесных контейнеров. За небольшие деньги ВВС получат универсальные боевые машины без длительных испытаний и доводок. Так поступают США, модернизируя парк F-15E и F-16.


комментарии (1):

HZ66      25/09/2013 [22:04:34]#1
Не стоит драматизировать. Во-первых в современной России еще ни одна программа вооружений не выполнялась в запланированном объеме. Во-вторых, закупка вооружений осуществляется не для повышения боеспособности армии, а для поддержания на плаву государственных корпораций, возглавляемых "эффективными менеджерами".













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer