Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


История с продолжением


3 сентября 2013 года Дарья Демина, Военно-промышленный курьер


ОКБ им. А. Люльки существует уже почти 70 лет. В его стенах были разработаны все пять поколений военных двигателей. И сегодня конструкторы бюро совершили очередной технический прорыв, создав двигатель для нового сверхмощного истребителя Т-50. Его летные испытания – еще одно доказательство, что Россия удержала лидерство в отрасли двигателестроения, несмотря на все трудности, с которыми столкнулись за два последних десятилетия отечественная промышленность и наука.

Март 1946 года – точка отсчета в истории отечественного двигателестроения. Именно тогда было создано ОКБ-165, которое возглавил пионер мирового реактивного двигателестроения Архип Михайлович Люлька. На свет появился первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1. В 1952 году ОКБ успешно разрабатывает первый двигатель из семейства АЛ – АЛ-7. Мотор оказался настолько удачным, что различные его модификации применялись на десятках типов летательных аппаратов, в том числе на истребителе-бомбардировщике Су-7Б, истребителе Су-9, на стратегическом перехватчике Ту-128, летающей лодке Бе-10 и даже на крылатой ракете Х-20. С тех пор и по сей день деятельность ОКБ им. А. Люльки тесно связана с разработкой двигателей для КБ Сухого.

В 1956 году впервые в СССР истребитель ОКБ Сухого С-1 на двигателях АЛ-7Ф превысил скорость 2000 километров в час. В 1960-м начинается разработка двигателя следующего поколения – АЛ-21Ф. Он сконструирован для истребителей-бомбардировщиков Су-17 и МиГ-23, им также оснащается один из лучших в мире штурмовиков своего времени – Су-24. Лебединая песня советских конструкторов – двигатель АЛ-31, разработка которого началась в 1972 году.

Трудные годы

К середине 80-х благодаря работе люльковцев наша страна считалась бесспорным лидером в области двигателестроения. Но после развала СССР начался болезненный период для всей отечественной экономики и для оборонной промышленности в частности. Распиливались и банкротились предприятия, НИИ и конструкторские бюро оказались никому не нужны, а профессия инженера надолго лишилась статусности. Западные конкуренты планомерно развивались и уже опережали нас во многих областях как в гражданской, так и в военной авиации. И отставание России от других держав уже оценивалось 10–15 годами.

Печальной оказалась судьба многих советских ОКБ. Изможденные безденежьем и внезапной ненужностью, растерявшие кадровый резерв, они – надолго или навсегда – законсервировали свою работу. Предприятия оборонной промышленности и их земля выкупались, склады и производственные помещения превращались в автосервисы, наводнялись банками и офисами новых предприятий. Все, кто работал над военной тематикой, полностью потеряли заказы. Оборонный заказ в ОКБ им. А. Люльки, прежде составлявший 98 процентов производства, одномоментно снизился до нуля. Но предприятие не прекращало работу ни на один день.

Даже в таких условиях ОКБ сохранило ядро коллектива, а также разработанные им передовые технологии.

«Коллектив – залог успеха. Архип Михайлович Люлька сумел собрать крепкий коллектив единомышленников, уникальных специалистов, талантливых, патриотичных и преданных своему делу. Наверное, эта сплоченность позволила не сломиться и продолжать работать, несмотря на полное отсутствие госсзаказов», – отмечает генеральный конструктор, директор ОКБ им. А. Люльки, доктор технических наук, профессор Евгений Марчуков.

Основная проблема, которая стояла перед ОКБ в начале 90-х, заключалась в том, что на длительный срок были приостановлены научно-исследовательские работы – одна из важнейших компонент в создании новых двигателей. Однако руководивший в то время ОКБ Виктор Михайлович Чепкин сумел перевести предприятие на самоокупаемость и предложил разработать ряд новых и весьма перспективных тем.

ОКБ частично перепрофилировало свою деятельность и стало работать на нужды газонефтедобывающей промышленности. По заказу «Газпрома» на базе двигателя истребителя АЛ-31 сотрудники бюро сумели разработать привод для перекачки газа. Задача осложнялась тем, что у военного двигателя ресурс был 500 часов, для газоперекачки требовалось его увеличить до 100 000?часов. И инженерам это удалось. На сегодня более 40 таких двигателей успешно эксплуатируются. Этот нестандартный проект когда-то помог ОКБ выжить, а в дальнейшем руководство предприятия убедилось в перспективности развития двойных технологий, которые можно с успехом применять в гражданской промышленности. Помимо двигателей для прокачки газа в магистральных трубопроводах, ОКБ разработал газовые турбины для электростанций.

Люлькинцы продолжили конструировать моторы для фронтовой авиации. В середине 90-х были подписаны контракты и начались поставки истребителей «Сухого» с двигателями АЛ-31Ф в Индию и Китай.

«В настоящее время московский завод «Салют» поставляет в Китай двигатели для их одномоторного самолета J-10. Эти двигатели мы разработали еще в 90-х годах. И тогда этот контракт помог нашему ОКБ остаться на плаву, – говорит Евгений Марчуков. – Индия сделала крупный заказ через Рособоронэкспорт».

Технический бестселлер

Сейчас руководство ОКБ говорит о возрождении отрасли, ее стремительном развитии и полной конкурентоспособности на мировом рынке. Существует всего пять стран, где возможен полный цикл разработки и создания новейших двигателей для военной авиации, которые будут востребованы и конкурентоспособны на протяжении 30–40 лет. И Россия входит в эту пятерку благодаря работе люльковских конструкторов.

Сегодня опытно-кон-структорское бюро им. ?А. Люльки – филиал ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО). Это динамично развивающееся предприятие с высоким интеллектуальным потенциалом, развитой материально-технической базой, перед которым стоит задача по созданию не менее удачных образцов двигателей и введению их в эксплуатацию. И специалисты ОКБ с ней с успехом справляются.

В начале 2008 года одной из главных российских новостей стал первый полет российского многофункционального истребителя Су-35 с новыми двигателями 117С, разработанными в ОКБ им. А. Люльки. В настоящее время ОКБ Люльки совместно с УМПО ведет работу над проектом ПАК ФА. Речь о самолете пятого поколения Т-50. Этот истребитель незаметен для радаров противника, развивает скорость более 2500 километров в час и обладает искусственным интеллектом. Самолет способен совершать сложные операции, которые раньше были невыполнимы без вмешательства пилота. Большинство характеристик истребителя держится в секрете, однако конструкторы утверждают, что по маневренности ПАК ФА превосходит американский самолет пятого поколения Raptor F-22.

«Техника, созданная еще в середине прошлого века Архипом Михайловичем Люлькой, оказалась не только передовой для своего времени, но и перспективной в смысле развития. Ведь создавая очередной суперсовременный двигатель, мы использовали модернизационный потенциал первых люльковских моторов, заложенный ученым при жизни», – подчеркивает Евгений Марчуков.

Двигатели марки АЛ по праву названы техническим бестселлером ХХ века. А АЛ-31Ф, сконструированный еще в 1976–1985 годах под руководством Архипа Люльки, и сегодня признан лучшим двигателем в мире для самолетов фронтовой авиации.

Преемственность поколений

Еще одно наследие, доставшееся от Архипа Люльки, – его конструкторская школа. Это накопленные за десятилетия теоретические и практические знания, связанные с завязкой двигателя, его компоновкой, закладкой, интеграцией силовой установки в летательный аппарат. Для сегодняшнего руководства ОКБ важной задачей является сохранение старых кадров и передача знаний следующему поколению.

«Мы бережно относимся к нашим пенсионерам, поскольку именно они обладают огромным опытом и могут научить приходящую к нам молодежь. Конструкторов старой школы осталось не так много. Сейчас структура КБ на 30 процентов состоит из специалистов, которым за 60 лет, примерно столько же молодых сотрудников, которым нет еще и 35. Благодаря такой кадровой политике наша молодежь растет, – рассказывает Евгений Марчуков. – У меня сейчас практически все начальники отделов моложе 40 лет. Мы активно привлекаем молодежь – выпускников из МАИ, МАТИ, «Бауманки» и собственной академии в Рыбинске. Талантливые ребята приезжают из Рыбинска, Перми».

История ОКБ им. А. Люльки показывает, что успешным предприятие может быть в разные времена. И сегодня не все так плохо в нашей науке и промышленности, как порой нам пытаются внушить. Есть талантливые конструкторы, знающие и любящие свое дело, в конструкторское бюро приходит молодежь, а в новостях снова говорят о чудесах, которые российские истребители, оснащенные нашими моторами, проделывают в небе.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1pFQ
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/country/geo/podolsk/, подробнее здесь.
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/food-delivery/restaurant/indijskaya/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer