Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От Роскосмоса отстыкуют промышленность


4 сентября 2013 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Сегодня правительство должно рассмотреть проект реформирования ракетно-космической промышленности РФ. Основную часть предприятий Федерального космического агентства (Роскосмос) предложено передать в специально создаваемое ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация" (ОРКК). Таким образом, за агентством оставят в основном функции госзаказчика и координатора космической политики РФ. Как заявил "Ъ" вице-премьер Дмитрий Рогозин, до конца сентября проект президентского указа планируется отправить в Кремль. Уверенности, что такой вариант реформы устроит президента Владимира Путина, нет, утверждают источники "Ъ".

Космос поделят надвое

Из проекта реформы, имеющегося в распоряжении "Ъ", следует, что Роскосмос планируется фактически разделить на две части. Агентство как таковое будет продолжать исполнять функции госзаказчика и формировать госполитику в космической сфере. Большинство же предприятий отрасли будет объединено в ОРКК, которая таким образом возьмет на себя функции генподрядчика и сосредоточится на исполнении госзаказа.

Создавать ОРКК предлагается на базе Научно-исследовательского института космического приборостроения. Всего в состав корпорации планируется включить восемь холдингов созданных на базе крупнейших предприятий отрасли (см. рисунок). Так, ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) будет отвечать за разработку и изготовление космических аппаратов связи и навигации, получив в управление девять специализированных компаний. Научно-производственная корпорация (НПК) "Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы" сконцентрируется на разработке и изготовлении метеорологических аппаратов и электромеханике (для этого ей передадут еще пять компаний). ОАО "Российские космические системы" и пять подконтрольных ей компаний будут отвечать за разработку и изготовление наземного автоматизированного комплекса управления. В НПК "Системы прецизионного приборостроения" будут переданы 106-й экспериментальный оптико-механический завод Минобороны РФ и Научно-инженерный центр Электротехнического университета (Минобрнауки). Причем на первом этапе эта корпорация будет замыкаться на ОРКК, а в дальнейшем ее включат в состав ИСС.

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" передаст в ОРКК 38,22% своих акций и будет по-прежнему заниматься разработкой и изготовлением космических кораблей и орбитальных станций (а также аппаратов иного назначения). Три ФГУПа — Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева (разработка и изготовление ракет-носителей, орбитальных станций), Научно-производственный центр автоматики и приборостроения (разработка бортовых средств управления для ракетно-космической техники) и Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" (разработка, изготовление ракет-носителей и аппаратов) — для того, чтобы также быть включены в ОРКК на правах субхолдингов, будут акционированы. При этом к ГКНПЦ им. Хруничева отойдут две крупнейшие "фирмы" по производству ракетных двигателей — пермский "Протон-ПМ" и воронежское Конструкторское бюро химавтоматики, а к "ЦСКБ-Прогресс" — НИИ командных приборов и НПО автоматики.

Из проекта следует, что еще 15 предприятий — восемь АО и семь ФГУПов — первоначально будут замыкаться на ОРКК непосредственно. Эти ФГУПы также будут акционированы, после чего некоторые из них передадут в холдинги. Так, например, ОКБ "Факел", проектирующее электрические ракетные двигатели и двигатели малой тяги, планируется передать в те же ИСС.

Отметим, что вся военная составляющая отрасли (заказчиком для которой выступал не Роскосмос, а Минобороны) передаваться в ОРКК не будет, а останется в ведении агентства. Это корпорация "Комета" (разработка приборов и агрегатов систем космического спецназначения), корпорация СПУ-ЦКБ ТМ (командные пункты и системы предстартовой подготовки ракет), а также корпорация "Московский институт теплотехники" и ОАО "Государственный ракетный центр им. Макеева" (головные разработчики баллистических ракет наземного и морского базирования).

В составе Роскосмоса планируется оставить еще 12 организаций, девять из которых — в ранге госучреждений. Это Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, НИИ "Центр подготовки космонавтов им. Гагарина" и ФГУП "Центр "Звездный"" (отвечает за эксплуатацию фондов для служебной деятельности Роскосмоса), а также организация "Агат" (экономические исследования в интересах Роскосмоса), Центр эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (обеспечивает работу космодромов), дирекция космодрома "Восточный" (управление строительством), научно-технический центр "Охрана" и НПО "Техномаш" (головное по технологической политике). К ним присоединится и ОАО "Главкосмос", координирующее работы в интересах гражданского космоса. Еще два учреждения — "Центр Келдыша" (ракетное двигателестроение) и Научно-исследовательский центр ракетно-космической промышленности (экспериментальная база) — включат в состав Роскосмоса после акционирования, отмечается в документе.

Вчера Дмитрий Рогозин заявил "Ъ", что по результатам сегодняшнего обсуждения в правительстве в Кремль должен быть направлен (до конца сентября) проект указа президента "Об открытом акционерном обществе "Объединенная ракетно-космическая корпорация"".

Госкорпоративные интересы

Этот вариант реформы отрасли сильно отличается от того, который изначально предлагал руководитель космического ведомства Владимир Поповкин. Он, напомним, высказывался за создание госкорпорации наподобие "Росатома", в которой бы совмещались функции заказчика и исполнителя. Дмитрий Рогозин и привлеченные эксперты "Открытого правительства" во главе с Михаилом Абызовым критически отнеслись к этой идее (см. справку). Судьба госкорпорации решалась на закрытом совещании, которое состоялось 11 июня этого года в Кремле при участии президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева.

Как стало известно "Ъ" из источников в администрации президента, за несколько дней до этого господин Путин, ознакомившись с вариантом преобразования космического агентства в госкорпорацию, поставил на проекте резолюцию, согласно которой главе кремлевской администрации Сергею Иванову поручалось проконтролировать процесс подготовки документов для составления указа президента "О создании госкорпорации "Роскосмос"". Однако, по словам источника "Ъ" в Кремле, в процесс вмешался Дмитрий Медведев, убедивший президента в необходимости проведения совещания с привлечением всех заинтересованных ведомств. "Владимир Владимирович после личного разговора с премьером согласился",— добавил он.

По сведениям "Ъ", 11 июня в Кремле вместе с президентом и премьером собрались, в частности, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр обороны Сергей Шойгу, Владимир Поповкин, Дмитрий Рогозин и тогдашний глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. После обсуждения проекта, господин Путин, по словам собеседника "Ъ", попросил присутствующих высказаться за или против создания госкорпорации. "В начале совещания сопротивлялся Белоусов, но в конце и он изменил свою точку зрения,— говорит источник "Ъ".— Шойгу, Мантуров, Поповкин — практически все присутствовавшие проголосовали за создание госкорпорации". По его словам, единственным из присутствующих, кто в резкой форме раскритиковал идею, был Дмитрий Медведев.

Итогом совещания вопреки ожиданиям большинства его участников стало не создание госкорпорации, а появление комиссии по структурированию системы ракетно-космической отрасли под председательством Дмитрия Рогозина, состав которой был утвержден Владимиром Путиным 26 июня. А уже 2 июля неудачей завершился пуск ракеты-носителя "Протон-М" с тремя аппаратами ГЛОНАСС-М. В тот же день вице-премьер объявил о начале реформы отрасли, проект которой и будет сегодня рассмотрен.

Впрочем, по словам собеседников "Ъ" в Кремле, уверенности в том, что проект удовлетворит Владимира Путина, нет. "Неоднократно случалось, что президент не только отправлял какие-то документы на доработку, но и вовсе заставлял переделывать заново, в принципиально ином ключе",— говорит один из кремлевских чиновников. Поэтому нельзя исключать любой сценарий вплоть до повторного рассмотрения вопроса о создании госкорпорации "Роскосмос", резюмировал он.

Почему Дмитрий Медведев объявил выговор главе Роскосмоса

«Объявить руководителю Федерального космического агентства Поповкину Владимиру Александровичу выговор за ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей»,— говорится в тексте подписанного в августе премьером распоряжения. Примечательно, что Владимир Поповкин стал третьим представителем Роскосмоса, подвергнутым данному дисциплинарному взысканию. Ранее за срывы космических пусков пришлось отвечать бывшему руководителю ведомства Анатолию Перминову и заместителю руководителя Анатолию Шилову. Нынешнему выговору также предшествовала крупная космическая неудача — 2 июля 2013 года в результате аварии ракеты-носителя «Протон-М» были утеряны три спутника системы ГЛОНАСС-М.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer