Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дрон без определенного статуса


24 января 2014 года Анатолий Ковтун, Независимое военное обозрение


Дрон (в переводе с английского «трутень») – беспилотный летательный аппарат (БПЛА), а также любое устройство – робот военного или невоенного назначения, действующий автономно или дистанционно под контролем и управлением оператора в водном пространстве и на суше.

До настоящего времени в отношении дронов не приняты специальные нормативные акты, и таким образом, фактически они находятся вне внутреннего и международного гуманитарного правового поля, а также вне теории войны.
 
Отсутствие правовой регламентации применения дронов ведет к нарушению прав человека, правил ведения войны и борьбы с терроризмом.
 
НЕКОМБАТАНТ
 
Пробелы в международном и внутреннем праве легче проследить на примере применения боевых БПЛА – наиболее популярных в мировой практике дронов. Использование дронов гражданского назначения в данном материале не рассматривается. По своей сути дроны представляют собой новый наименее распространенный вид вооружения, применение которого насчитывает около 100 лет.
 
Лица, использующие дроны или руководящие ими, согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907 годов и Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 года, не могут быть отнесены к комбатантам – лицам, входящим в состав вооруженных сил и имеющим право применять военную силу. Таким образом, военнослужащие, скрытно управляющие дронами или запрограммировавшие их для автономного функционирования, относятся к некомбатантам – лицам, которые сами не имеют права применять военную силу (например, военным юристам и корреспондентам, врачам, интендантам…) и к которым не может быть применена высшая мера насилия – физическое уничтожение.
 
Парадокс состоит в том, что некомбатанты, управляющие дронами, в нарушение международного права фактически неограниченно применяют все меры насилия по отношению к своим противникам-комбатантам, но в отношении их самих эти законные комбатанты лишены права применять ответную военную силу. Кроме того, в соответствии с Дополнительным протоколом от 1977 года к Женевской конвенции 1949 года (Протокол I) предусмотрено, что в ходе подготовки или при проведении военных операций комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения.
 
В данном случае отсутствует соприкосновение противоборствующих враждующих сторон, и потому установление каких-либо различий, а также квалифицирующих признаков, включая саму принадлежность некомбатантов к вооруженным силам, делает невозможной их войсковую идентификацию, что противоречит международному военному праву. Значит, некомбатанты, управляющие дронами и исполняющие любой приказ начальника, остаются вне контроля не только противника, но и какой-либо третьей стороны и потому фактически освобождаются от ответственности; они не могут требовать признания их в статусе военнопленных, свойственного комбатантам. Также некомбатант – исполнитель приказов может находиться вне контроля собственных комбатантов, отдающих ему приказы.
 
АТРИБУТЫ
 
Знаковыми признаками дронов являются технологичность, функциональность, скрытность их применения. В зависимости от параметров БПЛА разделяются на классы, позволяющие применять эти дроны в неуправляемом, автоматическом или пилотируемом режиме. Важно, что в ст.1 Закона РФ от 18.07.1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» отмечены беспилотные летательные аппараты (БПЛА), способные доставлять оружие массового поражения.
 
Также представляет интерес использование дронов в основном в самостоятельной боевой работе с их возможным применением как в автоматизированной системе управления войсками, так и в автономном порядке в качестве аппаратов-разведчиков, средств ведения радиоэлектронной борьбы или для нанесения авиационных ударов. В любом случае введение некомбатантом в дрон программного продукта, обеспечивающего при отсрочке или разрыве во времени возможность нанесения удара по противнику, ведет его к опосредованному применению агрессии, когда исполнение воинского приказа, по своей сути, зависит от условий функционирования электронных систем дрона и технических возможностей БПЛА.
 
Таким образом, при планировании и выполнении боевой задачи уровень подготовки исполнителя воинского приказа не принимается во внимание, тем самым нивелируется его ответственность за действие управляемого или запрограммированного им дрона. В данном случае на первый план выходят принятые в авиации факторы, определяющие наличие авиационного эшелона и воздушного коридора, независимо от класса БПЛА, учета интенсивности полетов и других факторов. Также учитывается, какое вооружение в зависимости от класса может нести и применять дрон. В данном случае происходит подмена понятий, когда технические характеристики БПЛА становятся основным и определяющим фактором в боевых действиях, а психическое гуманитарное отношение некомбатанта – исполнителя воинского приказа к контролируемому им дрону и операции в целом при этом не рассматривается.
 
Необходимо отметить, что дрон не является личным оружием некомбатанта-оператора. Проверка законности отданного комбатантом воинского приказа некомбатантом-оператором также не производится. Поэтому некомбатант-оператор не несет никакой ответственности за боевое применение не принадлежащего ему и не закрепленного за ним оружия. Формально некомбатант-оператор также не несет ответственности за утрату контроля или перехват вверенного ему дрона. Фактически он выполняет функции оператора электронной системы наведения боевого авиационного комплекса на цель, причем наведение может осуществляться как в режиме on-line, так и для контроля действий дронов по заданной программе при автономном (без участия человека) боевом применении оружия.
 
Также нельзя исключать эксцесс исполнителя при боевой работе с дроном со стороны некомбатанта-оператора. Кроме того, при применении БПЛА отсутствуют объективные критерии определения и выделения дрона в качестве носителя видов оружия либо признания его самого в качестве вида или системы вооружения.
 
ТОВАР ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
 
В 1996 году в Вассенаре (Голландия) для контроля за экспортом обычных вооружений и высоких технологий, к которым необходимо отнести и дроны, был заключен международный договор, предусматривающий обмен информацией о поставках товаров и технологий «двойного назначения». Вассенарский список вооружений включает 22 категории, среди которых дроны прямо не поименованы.
 
Безусловно, дроны являются товарами двойного назначения, которые могут использоваться в военной и гражданской области, и потому они подпадают под государственное регулирование согласно постановлению правительства РФ от 07.06.2001 года № 447. Таким образом, согласно этому постановлению, дроны должны использоваться только в заявленных целях, не должны копироваться, модифицироваться, реэкспортироваться или передаваться кому-либо без письменного разрешения российского экспортера, согласованного с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
 
В то же время на стадии подготовки НИОКР при производстве дронов должны учитываться данные военного, специального и двойного назначения согласно приказу Минюста РФ и Минпромнауки РФ от 17 июля 2003 года № 174/179. В этом случае требования по охране сведений о результатах интеллектуальной деятельности в режиме служебной или коммерческой тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательны. Таким образом, становится возможным включение дронов в списки контролируемых товаров и технологий двойного назначения в порядке ст. 6 Закона РФ «Об экспортном контроле».
 
Важно, что, согласно указу президента от 05.05.2005 года № 580, технологии, применяемые в дронах, остаются под контролем даже тогда, когда они применимы к любому неконтролируемому предмету. Данное обстоятельство должно препятствовать распространению и применению технологий дронов для террористических актов. Возможность неконтролируемого государством использования дронов в криминальных либо террористических целях также не должна исключаться. Кроме того, дроны могут являться инструментом государственного терроризма. Поэтому отсутствие нормативной базы создает возможности для применения дронов террористами и усложняет способы контроля и перехвата их силами специальных подразделений.
 
ИНСТРУМЕНТ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
 
Боевые характеристики и целевое назначение дронов позволяют отнести их к обычным вооружениям. Удешевление и доступность дрон-технологий в будущем, а также отсутствие нормативной базы делает возможным нарушение порядка производства и распространения дронов на территории резидентов либо незаконный их экспорт с подрывными целями с территории нерезидентов. При этом применение дронов не регулируется Резолюцией ООН от 08.12.2005 года № 60/93 «Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие». Ратифицированный Федеральным законом от 16 мая 2008 года № 72-ФЗ Протокол V к указанной выше Резолюции также не предусматривает никаких ограничений для дронов, так как последние, например, не являются брошенными, но неразорвавшимися боеприпасами.
 
Резолюция ООН от 24.12.2001 года № 56/24 «Всеобщее и полное разоружение» позволяет установить действенный контроль над обычными вооружениями на региональном и субрегиональном уровнях и подтверждает важность принятия всех необходимых мер для борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях, но прямо не распространяется на дроны, так как они не относятся, например, к ракетам.
 
Необходимо отметить, что дроны могут являться носителями как обычных вооружений, так и оружия массового поражения. В этом случае следует очевидное решение Оттавской декларации от 12.12.1995 года по борьбе с терроризмом по ликвидации пробелов в национальных законодательствах различных стран по недопущению приобретения оружия и свободного передвижения террористов. Именно в Оттаве провозглашен принцип о том, что сильное законодательство, эффективно применяемое на практике, по-прежнему является убедительным сдерживающим фактором в борьбе с терроризмом. Также возможное неисполнение требований данной Декларации в настоящее время позволяет применять дроны в качестве инструмента государственного терроризма на Среднем Востоке.
 
Необходимо отметить, что новые угрозы миру, отмеченные в Оттаве, формально пока прямо не связаны с применением дронов, а использование их в операциях ООН позволяет предполагать, что какого-либо международного запрета на использование дронов планировать не следует. Кроме того, становится возможным применение дронов в индивидуальной боевой работе, а также при их объединении для ведения боевых действий в единой сети, в так называемой сетецентрической войне (Network-centric warfare) либо в сетецентрическом терроризме, в масштабных или точечных вооруженных провокациях и индивидуальных террористических актах. В связи с этим необходима координация усилий на международном уровне для принятия мер, направленных на предотвращение использования террористами ядерных, химических и биологических материалов в условиях сетецентричной атаки.
 
ПРОБЕЛЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
 
Несомненно, что дроны относятся к современным образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Но в отсутствие нормативной базы в отношении дронов следует признать возможным применение принципа аналогии международного права – действующих международных конвенций. Хотя конвенции не позволяют учитывать характеристики и правила применения дронов в боевой работе высокоточного оружия.
 
Следует учитывать, что двойное назначение дронов способствует техническому прогрессу гражданских и военных технологий. Гражданское применение дронов в основном предполагает их использование в прикладных целях: в энергетике, сельском, лесном и рыбном хозяйстве, геодезии и геологии, СМИ, МЧС и связи.
 
В настоящее время никакого законодательного запрета на использование дронов в качестве обычного вида вооружения или носителя обычных видов вооружения, а также на ведение с их помощью разведки и нанесение ударов нет. Но при этом необходимо отметить, что отсутствие нормативной базы ведет к нарушению правила ведения войны и прав человека, при этом с помощью дронов в нарушение международного права воюют анонимные некомбатанты. В связи с этим некомбатант-оператор – исполнитель воинских приказов освобожден от ответственности за боевое применение дронов.
 
Необходимо отметить, что в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отсутствует понятие «комбатант». Кроме того, отсутствие правового статуса у некомбатантов, применяющих дроны, теоретически позволяет предположить невозможное, когда в качестве операторов – исполнителей боевых приказов могут использоваться любые лица, проходящие военную службу, либо лица находящиеся на невоенной или на альтернативной гражданской службе, согласно Федеральному закону РФ от 25.07.2002 года № 113-ФЗ, а также иные лица, в том числе не принявшие воинскую присягу или иностранные граждане, либо лица, не призванные на военную службу согласно мобилизационному плану в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 26.02.1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
 
При определении правового статуса некомбатантов-операторов следует принять во внимание, что дроны не являются аналогами иных известных видов вооружения, и потому их нельзя соотносить, например, с торпедой «Шквал» или ракетой Х-55, которые не являются роботами. Также в случаях, предусмотренных международными конвенциями относительно запрета распространения оружия массового уничтожения, применение дронов незаконно. Кроме того, до настоящего времени не определен порядок перехвата или ликвидации (самоликвидации) дронов на чужой территории, вне юрисдикции страны некомбатанта-оператора.
 
Особое значение приобретает пробел в международном праве при использовании дронов международной организацией на территории другого самостоятельного суверенного государства. Так, например, миротворческие силы ООН используют дроны для наблюдения за террористами и незаконными вооруженными формированиями в Конго, но с определенной оговоркой о том, что дроны не могут покидать воздушное пространство и территорию страны на весь период их применения. При этом вопрос привлечения лиц, допущенных к управлению дронами в качестве операторов, и определения их полномочий на внутригосударственном и международном уровне законодательно по-прежнему не решен.
 
В отсутствие международной правовой регламентации воинской специальности для контингента ООН некомбатанту – оператору дронов не позволяется привлекать к данной боевой работе граждан РФ согласно Федеральному закону от 23.06.1995 года № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» в полном объеме.
 
БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ НАРУШИТЕЛИ ГРАНИЦ
 
Вызывает сомнение применение дронов на чужой территории нерезидентами и в отношении граждан-резидентов либо применение дронов нерезидентов в чужом воздушном пространстве. Характерно, что в данном случае применение дронов предполагает незаконное использование нерезидентами над чужой территорией радиочастот, воздушных коридоров и эшелонов без санкции полномочных и компетентных органов суверенного государства. Поэтому вопрос использования дронов на чужой суверенной территории и в чужом суверенном воздушном пространстве должен быть урегулирован на международном уровне.
 
Необходимо принять действенные меры по пресечению несанкционированного нарушения чужого воздушного пространства для дронов любой классификации, включая «микро» и «мини». В этом случае дроны должны иметь устройства (ультрамикрочипы) системы опознавания «свой-чужой», применяемые в авиации для определения государственной принадлежности подвижных объектов. Дроны не должны иметь «нейтральную» или «оффшорную» юрисдикцию, точнее, у них не должен отсутствовать правовой статус. Очевидно, что применение вооружений, размещенных в дроне на чужой территории и в чужом воздушном пространстве, должно производиться согласно требованиям юрисдикции страны-резидента.
 
Безусловно, использование дронов, как и любого оружия, в сетецентрической войне должно быть регламентировано на международном уровне. Правовые нормы также следует распространить на практику применения дронов при противодействии внутреннему и международному терроризму. Таким образом, статус, правила и порядок гуманного индивидуального или массового применения дронов в мирное и военное время должны быть оговорены в международном и внутреннем праве.
 
Дроны не должны становиться инструментом разрушения существующей системы коллективной безопасности.


комментарии (1):

HZ66      28/01/2014 [00:28:42]#1
"В этом случае дроны должны иметь устройства (ультрамикрочипы) системы опознавания «свой-чужой», применяемые в авиации для определения государственной принадлежности подвижных объектов".
Еще бы террористов заставить иметь чипы "свой-чужой" или соответствующую отметку в паспорте. А то несправедливо получается.













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer