Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


3 самых совершенных радара России


3 января 2014 года Антон Валагин, Российская газета


3 января 1934 года в СССР был проведен успешный эксперимент по обнаружению самолета методом радиолокации. С тех пор радары шагнули далеко вперед и вглубь человеческой жизни: они помогают судам ориентироваться, самолетам летать, а ракетам - попадать в цели. Самые мощные, секретные и сложные радиолокаторы стоят на страже безопасности России, являясь глазами системы предупреждения о ракетном нападении, СПРН.

За горизонтом
 
СПРН Советского Союза, помимо спутников, получила информацию от двух типов радиолокационных станций: над- и загоризонтных. Первые сканировали видимое пространство. Вторые, основанные на свойстве радиоволн отражаться от ионосферы, могли получать информацию о происходящем на другом конце планеты - например, засекать пуски ракет с территории США.
 
Самую крупную загоризонтную РЛС построили в Чернобыле, рядом с печально известной АЭС. Поскольку потребляемая станцией мощность составляла порядка 10 мегаватт, выбор атомной электростанции в качестве источника энергии представляется разумным. Под стать мощности были и размеры антенн. Длина низкочастотной составляет 460 метров, высота - 150. Высокочастотная антенна имеет размеры 250х100 метров. Решетки фазированные, то есть имеют возможность изменять направление излучения при неподвижной антенне и формировать несколько лучей.
 
Аппаратура обладала такой чувствительностью, что улавливала собственный сигнал, дважды обогнувший земной шар. За характерный постукивающий звук в эфире РЛС получила в НАТО прозвище "русский дятел". После аварии на Чернобыльской АЭС оборудование было демонтировано и перевезено в Комсомольск-на-Амуре, где находился второй загоризонтный радар.
 
От "Воронежа" до "Марса"
 
Одновременно с загоризонтными строились и надгоризонтные РЛС, не менее фантастические. В 70-80-х годах на боевое дежурство заступили станции типа "Дарьял". Каждая состояла из двух капитальных зданий: в первом размещена передающая фазированная антенная решетка размером 40х40 метров, состоящая из 1260 передающих модулей мощностью 300 киловатт каждый. Приемная антенна имела размер 100х100 метров и состояла из четырех тысяч элементов. Комплекс обеспечивал обнаружение воздушных целей - в том числе малозаметных, с отражающей поверхностью от 0,1 квадратного метра, - на расстоянии до 6000 километров.
 
Угол обзора каждой станции составлял 110 градусов по азимуту, их строили в разных уголках СССР для наблюдения по всем направлениям. Потом началась перестройка, часть РЛС оказалась на территории независимых государств и была уничтожена, строительство других под давлением США заморозили. К тому же конструкторы уже создали следующее поколение дальних радаров, "Воронеж". От "Дарьяла" оно отличалось в разы меньшим сроком строительства, дешевизной, экономичностью и модульным принципом, позволяющим наращивать мощность и изменять возможности действующих станций. Сейчас "Воронеж" составляет основу СПРН.
 
"Воронеж" является РЛС высокой заводской готовности: на бетонной площадке размером с футбольное поле привезенные с предприятий-изготовителей модули собираются в антенную решетку, рядом ставятся контейнеры с аппаратурой и жилые модули для персонала. "С ноля" станция вводится в строй за год-полтора ("Дарьял" за 5-9 лет), стоит менее трех миллиардов рублей ("Дарьял" - 18 млрд.) и потребляет при работе 0,7 мегаватта электроэнергии ("Дарьял" - 50 мегаватт). При этом "Воронеж" не уступает предшественницам по тактико-техническим характеристикам: рабочая дальность обнаружения целей 4,5 тысячи километров с возможностью ее увеличения до шести тысяч.
 
Работающая в метровом диапазоне РЛС "Воронеж-М" под Ленинградом контролирует пространство от Марокко до Шпицбергена и восточного побережья США. Аналогичная станция под Иркутском сканирует небо от западного побережья США до Индии. Введены в строй две станции дециметрового диапазона в Армавире и под Калининградом. Станции "Воронеж" строятся на Алтае, под Воркутой и Оренбургом, в Красноярском крае. Планами предусмотрено создание РЛС в Омской области.
 
Одновременно ведутся работы по созданию мобильной многофункциональной РЛС "Марс" полной заводской готовности для использование в системах противоракетной, противовоздушной и воздушно-космической обороны сухопутного и морского базирования. В частности, предполагается использование РЛС "Марс" в зенитно-ракетных комплексах С-500.
 
Эхо Москвы
 
Еще недавно на подлете к "Шереметьево" самолеты делали крюк, обходя запретную зону. Если во время маневра, расплющив нос, прижаться к иллюминатору, то между Софрино и Пушкино можно было увидеть гигантское сооружение, напоминающее недостроенную пирамиду Хеопса. Это "Дон-2Н" - уникальный радарный комплекс, созданный для защиты Москвы и центральной России от атаки с воздуха.
 
Строительство единственной в своем роде РЛС кругового обзора было начато в 1978 году. На нее ушло 50 тысяч тонн бетона, 30 тысяч тонн металла, 20 тысяч километров кабелей, сотни километров труб и 10 тысяч чугунных задвижек к ним - для охлаждения аппаратуры требуется колоссальный объем воды. На объекте трудилось более 20 тысяч военных строителей. В 1989 году "Дон" был принят на вооружение, еще через семь лет поставлен на боевое дежурство.
 
На каждой из боковых граней пирамиды размещены две фазированные антенные решетки. Круглая диаметром 18 метров, состоящая из 60 тысяч излучателей, обнаруживает цели. Квадратная со стороной 10,4 метра передает команды противоракетам. Антенны способны разглядеть летящий на расстоянии тысяч километров теннисный мяч. Это их свойство было подтверждено в 1992 году во время американского эксперимента ОДЕРАКС: с борта шаттла "Дискавери" вывели на орбиту небольшие металлические шары для калибровки следящих за космосом радаров. 15-сантиметровые сферы засекли многие РЛС. 10-сантиметровые увидели три радара: два российских и расположенный на Аляске американский. Шары диаметром 5 сантиметров засек только "Дон-2Н".
 
Информацию с антенн обрабатывает суперкомпьютер "Эльбрус-2" - в пирамиде он занимает отдельный этаж и состоит из тысячи с лишним шкафов с электронной аппаратурой. Задачей "Эльбруса" является анализ появившихся в поле зрения целей, отсеивание ложных, отстройка от помех и наведение на истинные цели противоракет. "Дон-2Н" способен в автоматическом режиме одновременно сопровождать до 120 летящих объектов (в том числе малозаметных, выпускающих ложные цели и ставящих помехи) и направлять к ним 20 ракет ближнего перехвата и 16 - дальнего.
 
Работающая в сантиметровом диапазоне станция может обнаружить боеголовку баллистической ракеты на дистанции 3700 километров . "Дон-2Н" обладает практически неограниченными энергетическими возможностями, собственными системами электро- и водоснабжения, ремонтными мастерскими, запасами воды и пищи. Для связи с внешним миром служит подземный тоннель километровой длины, дежурная смена состоит из 100 человек.


комментарии (1):

HZ66      06/01/2014 [16:35:50]#1
Автор построил "Ленинград" с "ноля".













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBh1fL
Объявление: http://courier.youdo.com/food-delivery/geo/dostavka-edi-v-domodedovo/, подробное описание здесь.
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/lyubertsy/garbage/, лучшие цены.
Тут http://perevozki.youdo.com/city/furniture/dlv/othercity/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer