Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Снегоуборочный ком


24 октября 2014 года В. Баринов, Е. Кузнецова, А. Соковнин, И. Синергиев, КоммерсантЪ


Вчера стало известно, что по взлетно-посадочной полосе Внуково в момент вылета Falcon президента компании Total Кристофа де Маржери бесконтрольно ездили не одна, а две снегоуборочные машины. Одна из них проскочила перед самым носом разгоняющегося лайнера, вторую Falcon задел крылом на взлете. Водителя этой машины вчера арестовал суд. Руководитель полетов аэропорта, два диспетчера и ведущий инженер аэродромной службы, отвечавший за уборочные машины, задержаны СКР, а руководство Внуково само ушло в отставку.

Два снегоуборщика с интервалом в 14 секунд
 
Вчера вечером Межгосударственный авиакомитет (МАК) отчитался о первых выводах экспертов, закончивших полевой этап своего расследования, а также в присутствии специалистов из Франции изучивших записи бортовых самописцев. По словам руководителя спецкомиссии ведомства Алексея Морозова, на тот момент, когда диспетчеры дали разрешение экипажу Falcon на взлет, взлетно-посадочная полоса (ВПП) была свободна. Но уже через 10 секунд системой контроля и обзора летного поля диспетчерского пункта было зафиксировано движение снегоочистителя по левой границе ВПП в сторону так называемой крестовины. Сами диспетчеры вчера называли появление машин на ВПП "несанкционированным вторжением", за которое их коллеги не должны нести ответственность, так как фактически уже предпринять ничего не могли.
 
Именно в районе крестовины — на пересечении двух ВПП — Falcon и столкнулся со снегоуборщиком под управлением 60-летнего Владимира Мартыненко. По словам представителей МАК, при начале разгона пилоты Falcon не видели никаких препятствий на полосе, а заметили их позже.
 
"Через 14 секунд после начала движения самолета экипаж увидел предмет, который был идентифицирован как машина, пересекающая дорогу",— пояснил Алексей Морозов, подчеркнув, что экипаж это видел, но это не вызвало у него опасений, и самолет продолжил движение. "Еще примерно через 14 секунд произошло столкновение самолета со снегоочистителем. Экипаж увидел снегоочиститель непосредственно перед столкновением",— заключил председатель комиссии. По его словам, Falcon в этот момент уже набрал скорость почти в 250 км/ч и оторвался от земли. До самого крушения все системы самолета работали в штатном режиме. Отдельно в МАК подчеркнули, что диспетчеру "вышки" запросов на пересечение ВПП N1 спецтехникой не поступало.
 
Источник "Ъ", близкий к расследованию, фактически подтвердил слова представителей МАК, пояснив, что, по его данным, диспетчеры знали — на полосе N2 работают снегоуборочные машины, выполняя сушку полос и рулежных дорожек. Операторы двух машин обнаружили недалеко от ВПП, пересекающейся с полосой, на которой находился Falcon, несколько неработающих сигнальных фонарей. Зная, что в конце этой ВПП находились электрики, водители, работавшие в паре, решили отвезти им поломанную осветительную технику. Возвращаясь обратно, они и пересекли ВПП N1, на которой начал разгон Falcon.
 
Таким образом, МАК уже установил обстоятельства катастрофы, а ее непосредственных виновников предстоит определить СКР и суду.
 
К снегоуборщику добавили диспетчеров и инженера
 
В ночь на четверг в рамках расследования уголовного дела по ч. 3 ст. 263 УК ("Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц") следствием были задержаны руководитель полетов аэропорта Роман Дунаев, диспетчер-инструктор Александр Круглов, диспетчер-стажер Светлана Кривсун и ведущий инженер аэродромной службы Внуково Владимир Леденев. Первые трое отвечали за безопасность движения в воздухе и на ВПП, а инженер занимался вопросами уборки взлетного поля и поддержания его в нужном состоянии. Следствие считает, что все четверо плохо взаимодействовали между собой, не выполняя свои должностные инструкции, что и привело к несанкционированному появлению транспорта на ВПП, по которой стартовал самолет.
 
В свою очередь, "трудовой коллектив авиадиспетчеров" Внуково разместил в Twitter открытое письмо к главе СКР Александру Бастрыкину, потребовав "немедленно освободить коллег из-под стражи". Обращение было продублировано Федеральным профсоюзом авиадиспетчеров России (ФПАД). В нем утверждалось, что все трое были фактически задержаны еще утром 21 октября, на следующий день после катастрофы, после того как сдали ночную смену. По данным "Ъ", до этого к ним претензий не возникало. А именно Роман Дунаев составил самую первую справку об обстоятельствах ЧП во Внуково.
 
Коллеги утверждали, что диспетчеров допрашивали в помещении Внуковского центра обслуживания воздушного движения (относится к ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") практически без перерыва в течение 48 часов, не давая ни есть, ни спать. При этом адвокатов, предоставленных Госкорпорацией по ОрВД, к ним якобы не допускали. В результате стажерке Светлане Кривсун даже, по словам коллег, стало плохо и ей вызывали скорую. А в два часа ночи на четверг всех троих сотрудников, "истощенных морально и физически", в наручниках вывели из центра, отправив в ИВС.
 
Руководитель юрслужбы ФПАД Олег Бабич заявил "Ъ", что профсоюз начинает "всероссийскую и международную компанию солидарности" для освобождения задержанных. По его словам, само задержание было необоснованно, так как диспетчеры не уклонялись от общения со следствием, но с ними "поступили, как с опасными преступниками".
 
"В их действиях в принципе нет состава преступления, но СКР надо показать, как он роет землю в расследовании, приобретшем мировой уровень",— сказал господин Бабич. Он отметил, что его коллеги действовали в соответствии с инструкциями. Один из сотрудников Внуково также заявил "Ъ", что совсем не понимает, почему задержали начинающего диспетчера Светлану Кривсун.
 
"Светлана стала стажером только в августе этого года, поэтому ей, как новичку, доверяли самую простую работу. В день катастрофы она была диспетчером старта",— пояснил собеседник "Ъ". Он подчеркнул, что стажер не принимает никаких решений и не отдает приказов, а вся ответственность лежит на диспетчере-инструкторе, которыми обычно становятся специалисты экстра-класса, каким и является Александр Круглов.
 
В свою очередь, официальный представитель СКР Владимир Маркин категорически опроверг слова диспетчеров. Он отметил, что диспетчерам было предложено самим приехать в СКР для дачи показаний. За ними даже готовы были прислать транспорт. Но они отказались, а потому следователям пришлось приехать во Внуково, допросить их в присутствии адвокатов, а потом и задержать.
 
Возможно, уже сегодня СКР будет ходатайствовать в суде об арестах новых подозреваемых. Вчера суд определил на два месяца в СИЗО 60-летнего водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко, в которую врезался самолет. Защита в очередной раз опровергла выводы следствия о том, что водитель был пьян, заявив, что у него не брали на исследование ни кровь, ни мочу, предложив освободить его под залог в 1 млн руб.
 
"Я знаю, что причастен к происшествию. Но также знаю, что никогда не сбегу, потому что мне некуда бежать и скрывать нечего. Мне и так тяжело. А в заключении будет еще тяжелее",— сказал сам обвиняемый.
 
Отставки по следам катастрофы
 
Крушение Falcon во Внуково повлекло за собой и первые увольнения менеджеров: в отставку вчера ушли гендиректор ОАО "Международный аэропорт Внуково" Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев. Решение об отставке утвердил совет директоров компании, сообщили в аэропорту. Кроме того, от выполнения служебных обязанностей отстранены сменный директор аэропорта, начальник подразделения эксплуатации аэродрома и ведущий инженер-руководитель смены.
 
Аэропортом владеют две компании: ОАО "Международный аэропорт Внуково" управляет новым терминалом B, а ОАО "Аэропорт Внуково" — старым терминалом A. В первой компании 75% акций принадлежат частным собственникам, а 25% — государству. В ОАО "Аэропорт Внуково" распределение долей обратное: 75% акций — у государства, 25% — у частников. Диспетчеры аэропорта работают в филиале ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" — Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД).
 
Андрей Дьяков работал во Внуково 18 лет, в 2005 году возглавил "Международный аэропорт Внуково". При его руководстве были построены терминал B и терминал деловой авиации Внуково-3 (из него вылетал рейс главы Total), рассказали "Ъ" источники в отрасли. Сергей Солнцев работал в аэропорту девять лет, он курировал вопросы эксплуатации аэродромного комплекса, работу СПАСОП (службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов) и гражданской обороны. При его участии была проведена реконструкция и модернизация ВПП, рулежных дорожек и перрона, уточнили в аэропорту. Глава пресс-службы аэропорта Елена Крылова отметила, что "аэропорт не обезглавлен" и топ-менеджеров уже есть кем заменить, но пока кандидатуры не называются.
 
Возможно, этими увольнениями дело не закончится. Источники "Ъ" в отрасли говорят, что в отставку может уйти гендиректор ОАО "Аэропорт Внуково" Василий Александров. Другие источники "Ъ", близкие к ситуации, утверждают, что кадровые перестановки "точно коснутся МЦ АУВД" (в Госкорпорации по ОрВД от комментариев отказались). Один из собеседников "Ъ" в отрасли полагает, что могут последовать отставки высокопоставленных чиновников в ведомствах, курирующих гражданскую авиацию.
 
Один из источников "Ъ" считает, что катастрофа, ставшая причиной гибели четырех человек (экипажа Falcon и Кристофа де Маржери), возможно, вновь заставит чиновников вернуться к признанной ранее "малоперспективной" идее создания отдельного министерства, курирующего исключительно вопросы гражданской авиации. Но независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что вес гражданской авиации в экономике — порядка 1% — не настолько велик, чтобы создавать для нее отдельную структуру, а проблемы можно решить повышением эффективности текущего госуправления.
 
Пока неясно, скажется ли катастрофа на процессе консолидации бизнес-периметра Внуково. Правительство в рамках планов по развитию московского авиаузла планирует в первом квартале 2015 года передать аэродромы в концессии. Сейчас они принадлежат государству, которое финансирует ремонт и строительство ВПП и сдает аэродромы в аренду компаниям-операторам аэропортов. До передачи аэродромов в концессию правительство поручило каждому аэропорту Москвы консолидировать активы. В аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует вопросы консолидации) от комментариев отказались.


комментарии (2):

crj-2      24/10/2014 [10:03:37]#1
Интересно! А были такие случаи во Внуково раньше???

Nicky      24/10/2014 [16:16:51]#2
Теория заговора:

"Разбившийся глава Total был против антироссийских санкций и оплаты нефти в долларах"
http://rusvesna.su/third_world ...













Материалы рубрики


РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?



Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer