Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Санкции срезали международный трафик Пулково


29 октября 2014 года Александр Аликин, Фонтанка


Рост международного пассажиропотока в Пулково прекратился, а на внутренних линиях стал расти. Прогноз по общему потоку пассажиров по итогам 2014 года изменен с 14,8 млн до 14,2 млн человек. Если он начнет падать, оператору аэропорта придется по новой договариваться с банками, которые давали ему деньги, и откладывать строительство четвертого терминала, которое хотят начать в 2018 году. Чтобы этого не допустить, Пулково рассчитывает привлечь новых пассажиров за счет 72-часового безвизового режима, практики назначения перевозчиков и введения «пятой свободы воздуха».

Поток пассажиров на международных линиях Пулково в сентябре 2014 года составил 738,8 тыс. человек, что всего на 0,27% больше сентябрьского пассажиропотока прошлого года. До сих пор количество людей, прилетающих из-за границы и улетающих из России, ежемесячно росло на 2 – 4% в сравнении с прошлогодними показателями. Однако в сентябре этот рост прекратился.
 
Например, в январе поток вырос на 7,2%, в феврале — на 4%, в марте — на 3,7%, в апреле — на 6,5%. Проблемы наблюдались в мае: пассажиропоток снизился на 4%, после чего стал расти уже меньшими темпами: 2,6% в июне, 1,9% в июле, 5,9% в августе и 0,3% в сентябре. За девять месяцев пассажиропоток на международных линиях вырос лишь на 2,7% – до 5,8 млн человек, в то время как в январе – сентябре 2013 года этот рост составил 16% (до 5,6 млн пассажиров).
 
Как упал международный трафик
 
Прекращение роста международного трафика в «Воздушных воротах Северной столицы» объясняют вихрем сошедшихся обстоятельств. Во-первых, девальвация рубля, в результате которой выросла стоимость билетов. С начала года стоимость доллара США в России выросла на 28,5% – с 32,6 до 41,9 рубля, стоимость евро — на 18%, с 45 до 53,2 рубля. А на валютных торгах 28 октября курс евро впервые в истории поднялся до 54 рублей.
 
Стоимость билетов на международные рейсы обычно устанавливают по средам по курсу евро Центробанка, округленному до 50 копеек в большую сторону. Статистики по росту цен на билеты в Пулково не ведут. Росстат в 2013 году договаривался с «Аэрофлотом» о получении от него информации по ценам, но в официальную статистику эти цифры до сих пор не включили.
 
«Кроме того, политическая ситуация привела к заметному спаду въездного туризма в Петербург. Кризисные явления в экономике привели к банкротству ряда туроператоров, что также негативно повлияло на туризм и авиаперевозки. Также на снижение темпов роста трафика повлияло ограничение по выезду за границу сотрудников силовых структур... Часть авиакомпаний сократили частоту, прекратили полеты либо перевели их в категорию чартерных», — сообщили в ВВСС.
 
Например, авиакомпания «Россия» в последнее время перевела на чартерную основу регулярные рейсы в Шарм-эль-Шейх, Хургаду (Египет), Пафос (Кипр), Одессу (Украина), авиакомпания «Трансаэро» — в Варадеро (Куба). Компания «Уральские авиалинии» полностью отменила регулярные рейсы в Гюмри (Армения), Aegean airlines — в греческие города Александрополис и Кавала.
 
В структуре международного трафика падает поток пассажиров на курортных направлениях. Например, пассажиропоток в Грецию на регулярных и чартерных рейсах снизился за девять месяцев на 15%, с 445,7 тыс. до 378 тыс. человек, в Тунис — на 16%, со 127,4 тыс. до 107 тыс. человек, в Объединенные Арабские Эмираты — на 9%, со 128,2 тыс. до 117,3 тыс. человек. В то же время за январь – сентябрь, по данным ВВСС, вырос пассажиропоток на курорты Турции (+29%), Испании (+18%) и Кипра (+14%).
 
Общий пассажиропоток на чартерных рейсах за девять месяцев вырос на 10%. Значительная доля этого роста приходится на путешествия в считающийся более дешевым, чем Россия, Таиланд (+ 19%, это 30,4 тыс. пассажиров).
 
Зато в Крым стали летать втрое чаще
 
«Данные процессы привели к замедлению темпов роста международного пассажиропотока и переориентации спроса на внутренние направления», — говорят в ВВСС. Ежемесячно внутренний трафик рос с начала года на 25 – 30% (в сравнении с каждым месяцем 2013 года). В результате количество перевезенных за девять месяцев пассажиров (5,5 млн человек) почти достигло показателя за весь 2013 год (5,8 млн) и превосходит девятимесячный прошлогодний период на 25% (без учета рейсов Петербург — Москва этот показатель составляет 34%).
 
Рост внутреннего пассажиропотока в Пулково связывают, во-первых, с присоединением Крыма к России. С января по сентябрь перелетами между Петербургом и Крымом воспользовались 243 тыс. человека, что в три раза больше этого периода 2013 года. Летом их перевозили компании «Россия» (четырьмя ежедневными рейсами), «Трансаэро» (дважды в неделю), «Уральские авиалинии» (до шести рейсов в неделю) и «Ямал» (четыре раза в неделю). Осенью и зимой 2014 – 2015 годов летать будут эти же компании, но частота полетов будет сокращаться соразмерно падению спроса в «низкий» сезон.
 
Чем грозит отступление от плана
 
В «Воздушных воротах Северной столицы» не стали раскрывать показатели роста заграничного пассажиропотока в 2014 году, заложенные в бизнес-плане (это позволяло бы понять расхождение плана с фактическим положением дел). Утверждают лишь, что плановые показатели «более пессимистичные, чем те, которые мы имеем на сегодняшний день». В мае 2014 года гендиректор ВВСС Сергей Эмдин заявлял в интервью газете «Ведомости», что план по общему пассажиропотоку в нынешнем году — 14 млн человек, но «будет около 14,8 млн пассажиров».
 
Сейчас в «Воздушных воротах» говорят «Фонтанке», что ожидаемый поток клиентов по итогам года — 14,2 млн человека, а по итогам 2015 года — около 15 млн. Таким образом, ожидания оператора Пулково стали скромнее за последние несколько месяцев. Эмдин также заявлял, что, если пассажиропоток будет сокращаться, компании придется по новой договариваться с кредиторами. «Будем сокращать инвестиции, поскольку они в большой степени привязаны к пассажиропотоку, сокращать издержки», — говорил он.
 
«В советское время «Пулково» обслуживало максимум 10 млн, к 1993 г. пассажиропоток упал до 5 млн человек. Если, конечно, такое произойдет, сложно будет. Но такого сценария мы не рассматриваем», — говорит он. В июле стало известно о планах ВВСС построить четвертый терминал в период с 2018-го по 2025 год. Теперь оператор Пулково сообщил, что его строительство начнется лишь «после достижения аэропортом пассажиропотока в 17 млн пассажиров в год». Будет ли достигнут такой показатель к 2018 году, не известно.
 
Падение рубля привело к росту выпадающих (недополученных) доходов аэропорта. Частично это явление компенсируется тем, что иностранные авиакомпании расплачиваются в евро и долларах (российские перевозчики — в рублях). «Данная финансовая модель позволяет компании успешно рассчитываться с кредиторами», — утверждают в ВВСС. Основные кредиторы компании, которые выдавали ей деньги сроком на 11 – 14 лет, — ВЭБ, ЕБРР, Международная финансовая корпорация, Евразийский банк развития, Северный инвестиционный банк и Черноморский банк развития и реконструкции, который принадлежит правительству Крыма.
 
Стоимость первого этапа развития аэропорта, главным предметом которого было строительство нового терминала (открыт в конце 2013 года), составляет 1,2 млрд евро. Из них вложено 1,1 млн, причем 678,8 млн евро — кредитные деньги. Характер исполнения своих кредитных обязательств в ВВСС не уточнили, в мае Сергей Эмдин утверждал, что «банки в целом довольны».
 
Как увеличат пассажиропоток
 
Чтобы увеличить поток пассажиров на международных линиях, Пулково рассчитывает на три средства, которые не требуют вложения денег. Во-первых, в Госдуме рассматривается проект закона о введении 72-часового безвизового режима для иностранных граждан. В результате иностранные авиакомпании могут ввести новые транзитные рейсы через Петербург. Кроме того, в ВВСС хотели бы рассчитывать, что правительство разрешит 72-часовой режим не для транзитных рейсов, а для обычных. Это позволит открыть прямые рейсы в Петербург, которыми могли бы прилетать на три дня иностранцы без визы.
 
Эта мера позволит открыть 13 новых маршрутов, задействовать шесть новых авиакомпаний, увеличить количество рейсов в год на 3,5 тыс. штук, а годовой пассажиропоток — на 1 млн человек, говорят в ВВСС.
 
Во-вторых, в Пулково рассчитывают, что российские власти будут расширять практику назначения перевозчиков, при которой, например, Великобритания открывает рейс в Петербург, а Россия — рейс в Лондон. Обычно на эти рейсы назначают по одному перевозчику с каждой стороны. Так вот, если увеличить их количество до четырех или пяти, это снизит стоимость перелетов и повысит пассажиропоток, считают в Пулково.
 
Например, «Россия» и грузинская фирма Air Caucasus хотят открыть еженедельные регулярные или чартерные рейсы между Петербургом и Тбилиси. Испанский перевозчик Vueling, назначенный Италией на линию Рим — Петербург — Рим, изъявил готовность летать по этому маршруту семь раз в неделю, а также открыть рейсы в Петербург из других мест Италии. «Также турецкий авиаперевозчик Pegasus заинтересован в выполнении полетов по маршруту Стамбул — Петербург — Стамбул с частотой не менее трех раз в неделю, для чего необходимо увеличить количество назначенных перевозчиков», — говорят в ВВСС, отмечая, что пока все эти планы противоречат действующим межправительственным соглашениям.
 
В-третьих, в Пулково хотели бы рассчитывать на введение так называемой «пятой свободы воздуха» — одного из наборов правил полетов, изложенных в Конвенции о международной гражданской авиации. «Пятая свобода» предполагает разрешение авиакомпаниям перевозить пассажиров из одного иностранного государства в другое иностранное. Например, компания «Люфтганза» может летать из Франкфурта в Петербург и обратно. Введение «пятой свободы» разрешит ей лететь из Франкфурта в Петербург и далее, например в Пекин (с новыми пассажирами, взятыми на борт в Петербурге). По сути, это транзитный рейс, в котором меняются пассажиры. Сейчас эту идею ВВСС обсуждает с Минтрансом.
 
Воспользоваться запрещенной пока «пятой свободой» в Пулково изъявила компания Korean Air, которая хотела бы летать из Сеула в Петербург, затем в Киев, а также из Сеула в Петербург и затем в Осло.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer