Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиализинг в период неопределенности


13 ноября 2014 года Алексей Синицкий, КоммерсантЪ - Приложение (Авиация)


Непростая политическая обстановка, санкции в отношении России, прекращение доступа к дешевому долгосрочному западному кредитованию и резкое падение курса рубля крайне усложнили ситуацию для российских лизинговых компаний, работающих в сегменте авиационной техники. Один из вариантов их дальнейших действий — ориентироваться на новые рынки капитала и экспорт самолетов. Такие возможности есть, но и они весьма ограниченны.

В конце октября компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) — единственная из российских лизинговых компаний, которая специализируется исключительно на лизинге гражданских самолетов,— объявила о сделке с бельгийской авиакомпанией VLM Airlines по поставке в операционный лизинг двух самолетов Sukhoi Superjet 100LR (SSJ 100LR) с опционом на два таких же самолета. По условиям соглашения авиакомпания имеет право приобрести еще десять Superjet 100LR на заранее оговоренных условиях. Пока подписано только соглашение о намерениях, а не твердый контракт, но сделка имеет важные особенности: в случае реализации это будет первая поставка SSJ 100 в Европу, а сделку осуществляет вовсе не российско-итальянское СП Superjet International, в зону ответственности которого входят продажи SSJ 100 в Европе, а российская лизинговая компания ИФК. Это важный тренд для отрасли в целом, поскольку ориентация на экспорт может открыть дополнительные возможности в сложившихся условиях: на внутреннем рынке с учетом резкого падения курса рубля и общего тяжелого экономического положения авиакомпаний, весьма затруднительно найти заказчика, который будет покупать самолет за доллары, а объемы предложения самолетов за рубли крайне ограниченны. Необходимо пояснить, что SSJ 100 производится в России, но имеет около 80% импортных комплектующих, поэтому это "долларовый" самолет, в отличие от, например, российского Ту-204, который продается за рубли, но его производство фактически остановилось из-за отсутствия финансирования.
 
Специалисты считают, что если бы в России сейчас производился "рублевый" самолет, допустим, региональный Ил-114, он был бы востребован на рынке. Безусловно, этот самолет требует серьезной модернизации и соответствующего финансирования, чтобы у него появились шансы хотя бы на внутреннем рынке. В то же время продолжаются по графику работы над перспективным самолетом МС-21. Портфель предварительных заказов на него превышает 150 штук. Первые поставки запланированы на 2018 год. Так что получается, что за дешевеющие рубли предложить пока нечего, а доллары дорожают.
 
Тревожная и малопредсказуемая ситуация складывается как в российской гражданской авиации, так и в сегменте лизинга авиационной техники — это взаимосвязанные процессы. Самым серьезным фактором стало падение курса рубля, которое началось еще весной, а сейчас стало почти обвальным. Это привело к значительному сокращению международных авиаперевозок, которые до недавнего времени оставались прибыльными, и росту внутренних перевозок, которые как были убыточными, так и остаются.
 
Авиакомпании теряют доходы, а их издержки растут. Падение курса рубля к доллару на 20% увеличивает рублевый эквивалент арендных платежей для нового узкофюзеляжного самолета (Airbus A320, Boeing 737-800) примерно на 30 млн руб. в год. Одновременно растут расходы на техническое обслуживание, запасные части и т. д. Все это ведет к снижению рентабельности и возможному дефолту эксплуатантов по лизинговым платежам. К тому же крупнейшим российским банкам, которые потеряли доступ к западному кредитованию, становится все труднее предоставлять авиакомпаниям долгосрочные кредиты на приемлемых условиях, так что у авиаперевозчиков начались серьезные сложности с привлечением ликвидности. При этом авиакомпании не могут пропорционально падению курса рубля столь же быстро увеличивать тарифы.
 
Для всего рынка авиаперевозок очень важно, чтобы авиакомпании смогли преодолеть трудности, поскольку банкротство даже одной более или менее крупной авиакомпании негативно отразится на банках, лизингодателях и страховых компаниях, и все эти издержки будут неизбежно переложены на всю отрасль. Практически все эксперты отрасли единодушны в том, что сложившаяся финансово-политическая ситуация приведет к существенному замедлению темпов обновления парка, приобретения новых самолетов, за исключением поставок, достигших стадии, на которой от них слишком дорого отказываться.
 
Как сообщал "Ъ" в сентябре, глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев признал, что западные санкции могут негативно сказаться на российском лизинговом рынке. В целом же представители крупнейших лизинговых компаний предпочитают ничего официально не комментировать. "Санкции против российского финансового сектора негативно сказываются на возможности лизинговых компаний проводить реструктуризацию уже существующих сделок, которые фондировались за счет средств, привлеченных на рынках Евросоюза и США,— говорит топ-менеджер одной из крупных компаний.— То есть стоимость денег для лизинговых компаний возрастает и им придется либо пересматривать свои контракты с авиакомпаниями, либо нести убытки".
 
При этом, как отмечает топ-менеджер другой компании, большинство лизинговых компаний, связанных с крупными государственными банками, занималось в основном сделками возвратного лизинга (авиакомпания сама выбирает себе самолеты, после чего банк выкупает их и сдает этой авиакомпании в лизинг), поэтому у лизингодателей нет особого опыта ремаркетинга этих самолетов на рынке и в случае краха авиакомпаний они могут понести серьезные убытки.
 
Один из вариантов решения проблемы с финансами — выход на новые рынки кредитования. Например, в октябре Государственная транспортная лизинговая компания договорилась с Промышленным и коммерческим банком КНР (ICBC) о финансировании лизинга трех самолетов Boeing 777-300ER для "Аэрофлота" (каталожная стоимость трех бортов составляет $990 млн). Однако, как считают лизингодатели, утверждения о возможности быстрой переориентации на азиатский рынок преувеличены. Это не так легко, потому что азиатский рынок сам по себе бурно растет и потребности в капитале там весьма серьезные. При этом Азия сама в значительной степени зависима от заимствований и, следовательно, управляема со стороны более могущественных кредиторов — США и Европы. По оценкам, сейчас на российском рынке имеется примерно 400 самолетов, находящихся в операционном лизинге у иностранных компаний. Чтобы освоить этот объем, не хватит и всего китайского лизингового ресурса. К примеру, у крупнейшей китайской ICBC Financial Leasing Co. портфель составляет около 180 машин, у BOC Aviation — примерно 150 самолетов. К тому же китайские компании хотят избежать рисков, связанных с присутствием на российском рынке, и пока оно здесь незначительно.
 
В неофициальных комментариях представители зарубежных лизинговых компаний признаются, что они не намерены делать особенно резких движений, но в большинстве своем склонны постепенно сворачивать свою деятельность в России, за исключением, быть может, сотрудничества с некоторыми проверенными клиентами. Решающим фактором для такой смены настроений послужила гибель под Донецком малайзийского рейса MH17. К политике добавляется и экономика: падение курса рубля резко увеличило стоимость лизинга, при этом многие иностранные лизингодатели не горят желанием пересматривать условия действующих контрактов: на их самолеты есть хороший спрос в других регионах мира, поэтому лизингодатели вполне могут предложить вернуть им самолеты досрочно, допустим, в течение нескольких месяцев. Если такая тенденция начнет развиваться и окажется превалирующей, российскую гражданскую авиацию ждут крайне тяжелые времена.
 
Другой пример влияния политики на экономику — резко сократились возможности привлечения финансирования со стороны государственных экспортных агентств, это касается европейских, американских и канадских сделок. Санкции обоюдоострые, поскольку при этом страдают интересы западных производителей — Airbus, Boeing и Bombardier, но пока финансируются только старые сделки, а новые не заключаются. Причем это распространяется даже на ситуацию, когда российская лизинговая компания пытается разместить самолеты иностранного производства на иностранных же рынках.
 
Очевидно, что действия экспортных кредитных агентств полностью определяются политическими решениями, а отечественные лизингодатели вынуждены теперь искать иные способы финансирования за рубежом. В том числе на азиатском направлении.
 
В целом российские лизингодатели, пережившие не один кризис, пока не оценивают ситуацию как критическую. Тем не менее в случае дальнейшего неблагоприятного развития событий последствия могут оказаться весьма тяжелыми.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами



Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer