Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Русскоцентрическая орбита


17 ноября 2014 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", Россия с 2017 года может начать развертывать собственную высокоширотную орбитальную станцию. Проект разработан научными организациями Федерального космического агентства (Роскосмос). От развития российского сегмента Международной космической станции (МКС) придется отказаться, но обязательства перед другими участниками программы до 2020 года будут выполнены. Часть модулей, предназначавшихся ранее для МКС, предлагается ввести в состав новой станции.

Как рассказал "Ъ" источник, близкий к руководству Центрального научно-исследовательского института машиностроения (головное научное предприятие отрасли), вывод на орбиту российской высокоширотной орбитальной станции является одним из ключевых предложений проекта развития пилотируемой космонавтики на период до 2050 год. Этот документ готовит совместная группа Роскосмоса и причастных научных организаций.
 
Российскую станцию предлагается развернуть в период с 2017 по 2019 год. "Первоначальная конфигурация будет формироваться на базе многоцелевого лабораторного и узлового модулей, космического аппарата "ОКА-Т",— говорит собеседник "Ъ", ссылаясь на предложения группы.— Эксплуатацию станции обеспечат корабли "Союз-МС" и "Прогресс-МС", а в период 2020-2024 годов возможна отработка энергетического и трансформируемого модулей, используемых в лунной программе".
 
Несмотря на это, речи о досрочном свертывании работ на МКС, по утверждению источников "Ъ", не идет. Москва намерена твердо выполнить свои международные обязательства до 2020 года.
 
Напомним, что в мае на фоне охлаждения отношений Москвы и Вашингтона и введения санкций курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена продлевать эксплуатацию МКС до 2024 года, как предлагают США, а деньги для станции перенаправит на другие космические проекты. В начале ноября руководитель Роскосмоса Олег Остапенко сообщил главе NASA Чарльзу Болдену, что окончательное решение о продлении или не продлении эксплуатации МКС до 2024 года будет принято РФ до конца года (см. "Ъ" от 6 ноября).
 
Почему США не дали ГЛОНАСС развернуться
 
В конце 2013 года стало известно, что строительство станций ГЛОНАСС на территории США практически невозможно в связи с принятием американскими властями закона, устанавливающего невыполнимые условия реализации этого проекта. Однако никакой опасности ГЛОНАСС для национальной безопасности не представляет, отмечают эксперты.
 
Логику создания собственной станции источники "Ъ" в космической отрасли объясняют несколькими факторами. Так, запуски пилотируемых кораблей "Союз-МС" с космодрома Восточный на наклонение 51,6 градуса (это наклонение МКС) сопряжены с большим риском для экипажа на этапе выведения: в случае нештатной ситуации космонавты окажутся в открытом море. Наклонение собственной орбитальной станции составит 64,8 градуса, а трасса полета на этапе выведения пролегает над сушей. Кроме того, параметры нахождения станции позволят доставлять грузы при помощи ракет, запущенных с военного космодрома Плесецк. Соответственно, Россия получит доступ к гражданскому космосу сразу с двух площадок и исключит потенциальные политические риски при использовании космодрома Байконур. "Новая станция будет находиться в геометрически выгодном расположении с возможностью расширенного сектора обзора поверхности Земли,— говорит собеседник "Ъ".— Со станции будет видно до 90% территории России и арктический шельф, а у МКС этот показатель не превышает 5%". Еще одной функцией новой станции источники "Ъ" называют летно-конструкторские испытания пилотируемых средств лунной инфраструктуры: "Фактически речь идет о создании некоего плацдарма — сначала аппараты будут доставляться на станцию, а уже после следовать к Луне".
 
Цена вопроса пока не названа. По сведениям "Ъ", на начальном этапе развертывания космической станции будут использоваться модули и аппараты, разрабатывавшиеся для российского сегмента МКС,— собеседники "Ъ" рассчитывают, что это не повлечет дополнительных затрат. В программе МКС Россия участвует с 1998 года: на сегодняшний день Роскосмос тратит на ее содержание в шесть раз меньше, чем NASA (только в 2013 году на эти цели США выделили $3 млрд), хотя России принадлежит право на половину экипажа.
 
До того как войти в проект МКС, Россия эксплуатировала орбитальный комплекс "Мир" (см. справку). В 2001 году он был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане, в числе причин для этого называлась высокая стоимость его содержания — около $200 млн ежегодно. В 2011 году экс-глава Российского авиакосмического агентства Юрий Коптев признавался: "Не было никакого основания продолжать эксплуатацию "Мира" из-за катастрофического состояния, были даже такие критические моменты, когда мы просто теряли контроль над станцией во время проведения коррекции орбиты ее полета".
 
На 24 ноября в Астане запланировано заседание российско-казахской межправительственной комиссии, участие в котором примет не только сопредседатель комиссии первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, но и Дмитрий Рогозин. Он, по информации "Ъ", вместе с Олегом Остапенко и его первым заместителем Александром Ивановым может провести отдельное совещание по вопросам пилотируемой космонавтики, в том числе по второму этапу строительства космодрома Восточный. Напомним, что пилотируемый пуск с него должен состояться в 2018 году.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer