Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ядерная игра на грани войны


18 ноября 2014 года Павел Фельгенгауэр, Новая газета


Российские боевые самолеты все чаще летают в международном воздушном пространстве вокруг Европы, а западные истребители их условно перехватывают. По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, в этом году таких перехватов было уже свыше ста — в три раза больше, чем в прошлом 2013-м.

Это по большей части российские стратегические бомбардировщики дальней авиации Ту-95, которые обычно летят по традиционному маршруту, известному среди летчиков как «за угол» — вокруг территории Норвегии в условную точку пуска к северу от Шотландии, откуда крылатые ракеты большой дальности ХХ-55 могут добить и до Вашингтона, и до Нью-Йорка. Дальность ХХ-55 — более 3000 км, каждая несет боеголовку в 200 килотонн. В полете Ту-95 нередко сопровождают летающие танкеры Ил-78 для дозаправки в воздухе, а часть маршрута — истребители-перехватчики. В прежние годы «за угол» часто летали сверхзвуковые Ту-160, но сейчас много реже: приходится экономить ограниченный моторесурс оставшихся двигателей НК32-1, которые пока невозможно вновь изготовить или капитально отремонтировать из-за утраты технологии производства ряда ключевых деталей. Обанкротился завод, разобрали в утиль советскую производственную линию, ушли на пенсию, умерли, разошлись прежние специалисты. Есть (профинансирована) программа восстановления производства двигателей НК32-1, но пока довести до результата не удается.
 
Наш Генштаб полагает окруженную уже в мирное время Калининградскую объединенную группировку самым слабым участком обороны и отрабатывает планы ее срочного усиления в случае обострения с НАТО. Много и регулярно в Калининград из Питера и обратно летает над Балтикой истребителей, фронтовых бомбардировщиков и военно-транспортных самолетов по узким, особенно в Финском заливе между Эстонией и Финляндией, воздушным коридорам. Военным бортам летать над территорией стран Балтии не разрешают, а над морем летчики нередко приближаются, а иногда ненароком и влезают в чужое воздушное пространство. Сейчас в общей нервной обстановке, когда конфликт вокруг Украины вплотную приблизил Россию и НАТО к новой холодной войне, почти каждый перелет сопровождается условно-учебным перехватом с последующим обменом заявлениями и опровержениями. Они: вы нарушали и угрожали. Мы: ничего не нарушали и вообще в своем праве.
 
Авиаманеврами, конечно, дело не исчерпывается: на днях во время мирового экономического саммита G20 в Брисбене к берегам Австралии (очевидно, для подкрепления переговорных позиций президента Владимира Путина или его защиты от недругов) отправилась существенная сводная флотилия Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов: 2 ракетных крейсера, 2 фрегата (БКП), корвет-сторожевик, танкеры и морские буксиры, без которых наши престарелые боевые корабли в дальние походы не ходят (чтобы было кому домой тащить, если хода лишатся). В Филиппинском море наши устроили маневры с боевыми стрельбами. Поскольку самолетам даже дальней авиации долететь до Австралии и вернуться без посадки затруднительно, и нет в регионе дружественных авиабаз, пришлось посылать флот — видно, очень показаться хотелось.
 
В холодной войне подобная нарочитая демонстрация военной, прежде всего ядерной, мощи была важнейшим политическим инструментом. Это называлось «балансировать на грани войны», или brinkmanship, — термин, предложенный в пятидесятые покойным американским госсекретарем Джоном Фостером Даллесом для обозначения намеренного нагнетания угрозы ядерной войны до самого края пропасти (the brink). Так как ядерная война ведет к «гарантированному взаимоуничтожению», или mutual assured destruction (MAD), противная сторона вынуждена идти на компромиссы и уступки. Во время той холодной войны эту тактику с успехом применяли обе стороны, но придумали ее американцы, которые уступали советскому блоку в обычных вооружениях и больше полагались на ядерные. Во время Карибского ракетного кризиса в октябре 1962 года Вашингтон повысил уровень военной готовности до «красного» DEFCON 2 по пятибалльной шкале. Кризис закончился компромиссом.
 
В октябре 1973-го, во время «войны Судного дня» на Ближнем Востоке, израильтяне форсировали Суэцкий канал, прорвали оборону, египтяне остановить их не могли и запросили помощи в Москве. В СССР начали сажать в транспортные самолеты дивизии ВДВ для переброски в долину Нила — останавливать ЦАХАЛ. Вашингтон ввел «желтый» DEFCON 3 для стратегических сил и подготовил для переброски в регион свои десантные дивизии. Друг Путина, госсекретарь Генри Киссинджер, прилетел в Москву и, как говорят, несколько дней уговаривал советское руководство пойти на уступки, поскольку его шеф Ричард Никсон — сумасшедший антикоммунист, постоянно напивается виски (что было, в общем, правдой) и готов нажать ядерную кнопку. Сработало: было объявлено перемирие, а десант отменили, прислав вместо него в Каир группу наблюдателей. А СССР окончательно утратил всякое влияние в Египте.
 
DEFCON 3 был введен и 11 сентября 2001-го. Высший «белый» DEFCON 1 пока ни разу не вводили, так как это уже, по сути, ядерная война.
 
Сегодня Россия вкладывает триллионы рублей в ядерное перевооружение и модернизацию, но реально воспользоваться этим невозможно из-за MAD. Так как РФ существенно уступает США и союзникам в неядерных вооружениях, то остается использовать ядерный шантаж, или brinkmanship, напоминать зажравшимся собственным сыром европейцам, что может выйти, если не одумаются и не отступятся от нашего Крыма с Украиной, свернув заодно санкции. Только так можно получить хоть какую-то практическую пользу от немереных денег, вбуханных в ядерные силы. Конечно, brinkmanship может сработать только, если западные лидеры вправду поверят, что в Москве распоряжается начальник типа Никсона или похуже. Одних маневров со стрельбой, ракетными пусками и перелетами старых бомбардировщиков недостаточно, тем более запорожский «Мотор-Сич» перестал поставлять в РФ турбины для крылатых ракет, а импортозамещение пока не налажено. Похоже, Путину придется существенно ужесточать стиль общения с Западом, но тут самое важное не переборщить и не свалиться с грани войны прямо в MAD.


комментарии (1):

Читатель 1      21/11/2014 [13:46:21]#1
Печально всё это, но что делать? Не летать и не посылать эскадры? Это уже было в новейшей истории, итог -НАТО не только не самораспустился как Варшавский договор, но очутился в Прибалтике, приползёт на Украину и Кавказ, если будем "ушами хлопать"













Материалы рубрики

Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUavK
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/, подробности по ссылке.
Диагностика Skoda Octavia - заказать https://youdo.com/auto/diagnostic/brand/skodaoktavia/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer