Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На крыльях спроса


19 ноября 2014 года Любовь Милованова, Николай Новичков, Военно-промышленный курьер


Более 130 самолетов различных типов приняли участие в X международном аэрокосмическом салоне «Эйршоу Чайна-2014», прошедшем в городе Чжухай (провинция Гуандун). В демонстрационной программе выставки дебютировал новейший китайский истребитель-невидимка J-31 («Цзянь-31»).

Его первый полет состоялся в 2012 году, истребитель до сих пор находится в стадии испытаний, поэтому неудивительно, что эксперты задаются вопросом: как Пекин решился раскрыть свои технологические секреты. J-31 будет позиционироваться как экспортно ориентированный самолет, пояснил в интервью изданию «Наньфан дэйли» (Nanfang Daily) авиационный эксперт Сюй Юнлин, старший полковник, а в прошлом – главный летчик-испытатель программы J-10. Поэтому секретность не является препятствием для участия в выставке. Наоборот, J-31 должен максимально широко рекламироваться.
 
Экспортные преимущества
 
Сюй Юнлин подчеркнул, что китайские истребители известны низкой стоимостью и отличными техническими характеристиками, поэтому малозаметный J-31 имеет экспортные преимущества перед европейскими и американскими конкурентами. В перспективе Пекин не собирается оставаться молчаливым наблюдателем на мировом рынке оборонной продукции и намерен постепенно увеличивать свою долю на нем.
 
В настоящее время здесь по-прежнему доминируют США. Россия занимает второе место в рейтинге мировых поставщиков продукции военного назначения. КНР пока является относительно слабым игроком на этом рынке, признает Сюй Юнлин. Когда J-31 сможет поставляться на экспорт, он станет весьма привлекательным, конкурентоспособным продуктом в развивающихся странах наряду с китайскими истребителями четвертого поколения, прогнозирует эксперт.
 
Европейские страны являются традиционными союзниками Вашингтона, внедриться на их рынок самолетостроителям сторонних государств сложно. КНР, подчеркнул Сюй Юнлин, и не стремится поставлять истребители на Запад. Помимо традиционно дружественного Пекину Пакистана многие страны Ближнего Востока, Южной Азии и Латинской Америки заинтересованы в приобретении китайских военных самолетов. Требуются, в частности, истребители четвертого поколения, поскольку их предшественники устарели и списываются. Соответственно отмечается высокий спрос на импортные модели. «Если создание китайской продукции будет совпадать по времени с моментом смены авиатехники в этих странах и мы сможем проявить инициативу с точки зрения военной дипломатии, то возможность получить долю на рынке истребителей четвертого и пятого поколений остается относительно высокой», – констатировал Сюй Юнлин. Он убежден, что КНР способна превратиться в игрока с высокой конкурентоспособностью.
 
J-31, по словам эксперта, является облегченным вариантом истребителя пятого поколения. В его конструкции максимально использован задел, сформированный в ходе работы над последними образцами китайских истребителей четвертого поколения, а число действительно новых технологий невелико. Это дает надежду на то, что в течение пяти лет самолет будет готов к серийному производству.
 
Сюй Юнлин высказал мнение, что самолеты, построенные с использованием технологий малозаметности, являются будущим для палубной авиации всех стран. Но вероятность полной замены четвертого поколения пятым невелика. В перспективе разновозрастные модели будут сочетаться.
 
Велика вероятность появления J-31 на авианосцах, но на данный момент нет какой-либо информации об адаптации самолета к требованиям базирования на палубах. Как ожидается, палубный вариант появится уже после того, как базовая версия начнет поступать в войска.
 
Укрепление слабого звена
 
КНР добилась существенных успехов в разработке истребителей и авиационных двигателей в рамках программы «Тайхан» (Taihang), сообщил в интервью изданию «Наньфан дэйли» профессор Университета национальной обороны Народно-освободительной армии Китая (НОАК) У Гохуэй. Это означает, что в перспективе доля импортных силовых установок в парке военных самолетов будет снижаться.
 
Двигатели всегда были слабым звеном китайского авиастроения. И хотя страна успешно разрабатывает двигатель по программе «Тайхан», пока он не применяется для широкомасштабного оснащения летной техники собственного производства.
 
«Тайхан» – первый китайский высокоэффективный турбореактивный двухконтурный двигатель большой тяги с форсированным режимом, на который у КНР имеется право интеллектуальной собственности. Но, по общему мнению экспертов, несмотря на достигнутые успехи, объем выпускаемой в стране авиатехники не удовлетворяет общим требованиям по модернизации НОАК. В частности, двигатели для истребителей J-10 по-прежнему импортируются Китаем из России.
 
«У наших военных есть большой спрос, но мы не в состоянии производить продукцию в достаточном объеме, – отмечает У Гохуэй. – Хотя в перспективе КНР будет импортировать все меньше и меньше двигателей для истребителей. Это неизбежно. Мы ориентируемся на собственное производство и станем импортировать лишь те виды техники, которые не только обеспечат повышение нашей боеспособности, но и будут стимулировать развитие китайской авиационной промышленности».
 
Высокая стоимость истребителей, констатировал профессор, является проблемой, с которой сталкиваются все страны. В 90-е годы американский F-16 обходился в сумму менее 20 миллионов долларов, в настоящее время он уже стоит более 40 миллионов, а перспективный малозаметный истребитель F-35 оценивается в 140 миллионов долларов.
 
«Мы применили много новых технологий в области двигателестроения, авионики и материалов для снижения демаскирующих признаков, вложили большие средства в передовые научные исследования и разработки. Поэтому стоимость отечественных истребителей нового поколения, безусловно, будет гораздо выше, чем предыдущего, но тем не менее ниже зарубежных аналогов», – резюмировал У Гохуэй. Количество разрабатываемых и принимаемых на вооружение истребителей в перспективе будет меньше, но не только из-за высокой стоимости, а и благодаря существенно увеличенной боеспособности. «Дальность действия авиационных ракет, составляющая несколько сотен километров, и постоянно увеличиваемый радиус воздушного пространства, которое может контролировать современный истребитель, обусловливают сокращение парка авиатехники, необходимой для обеспечения обороноспособности страны», – пояснил профессор.
 
Проекция военной силы
 
На «Эйршоу Чайна-2014» хозяева впервые представили тяжелый военно-транспортный самолет (ВТС) нового поколения Y-20. Имея максимальную взлетную массу 220 тонн и грузоподъемность свыше 66 тонн, он является самым крупногабаритным из всех воздушных судов, разработанных на сегодня в КНР, и его создание считается важным этапом на пути развития китайской авиапромышленности и модернизации НОАК.
 
Как заявил в интервью изданию «Наньфан дэйли» (Nanfang Daily) Сюй Юнлин, по грузоподъемности Y-20 аналогичен тяжелым ВТС разработки лидеров мирового авиастроения. Его создание, по мнению эксперта, обеспечит Китаю возможность проецировать военную силу в нужные регионы мира.
 
Начаты летные испытания Y-20 на надежность и ресурс. И говорят, самолет демонстрирует впечатляющие результаты. В этих испытаниях принимает участие третий образец, тогда как первые два были задействованы в тестовых полетах в декабре прошлого года и в январе этого.
 
Технологии, использованные при разработке самолета, в основном отработаны, подтверждены и могут быть продемонстрированы публике. Первый Y-20 скорее всего будет принят на вооружение НОАК в течение следующих двух лет.
 
В период подготовки к «Эйршоу Чайна-2014» эксперты полагали, что в Чжухае будет представлена широкая гамма управляемого ракетного оружия, созданного китайской «оборонкой». Новые снимки истребителя FC-1/JF-17 китайской промышленной группы «Чэнду эйркрафт индастриз груп» (Chengdu Aircraft Industry Group – CAC), оснащенного высокоскоростной управляемой ракетой (УР) класса «воздух-поверхность» CM-400AKG Китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности (CASIC – China Aerospace Science and Industry Corporation) появились в Интернете. Они свидетельствуют, что Китай успешно продолжает разрабатывать эту УР. Источник и дата размещенных в Интернете фотографий не указаны, но они появились сразу на нескольких китайских военных сайтах. Представленный на снимках JF-17 с серийным номером 10-115, оснащенный, по всей вероятности, макетами ракет, как полагают эксперты, является опытной машиной, базируемой на аэродроме корпорации CAC.
 
Китайские источники указывают, что CM-400AKG создана на основе тактической баллистической ракеты SY-400. Она впервые была представлена широкой общественности на «Эйршоу Чайна-2012», где позиционировалась как гиперзвуковая ПКР. Между тем в ноябре 2013-го на авиасалоне в Дубае пакистанский военный специалист сообщил, что CM-400AKG принята на вооружение НОАК, но противокорабельная версия пока находится в разработке. Если информация соответствует действительности, то, по-видимому, ракета устанавливается на другой носитель, ведь в китайской армии нет FC-1/JF-17. Наиболее вероятной платформой для этой ракеты является ударный истребитель JH-7A производства «Сянь эйркрафт корпорейшн» (Xian Aircraft Corporation) или семейство истребителей J-11 компании «Шэньян эйркрафт корпорейшн» (Shenyang Aircraft Corporation).
 
Согласно данным китайских проспектов, представленных на салоне «Дубай эйршоу-2013», ракета CM-400AKG имеет длину 5,1 метра, диаметр 400 миллиметров, массу 910 килограммов и дальность 100–240 километров. Она оснащена инерциальной навигационной системой, спутниковой системой навигации и пассивной радиолокационной головкой самонаведения. В противокорабельном варианте ракета оснащается инфракрасной или телевизионной ГСН. Вероятное круговое отклонение для каждого варианта составляет 5 и до 10 метров соответственно.
 
Однако наибольший интерес вызывает информация о том, что максимальная скорость CM-400AKG на конечном участке траектории примерно соответствует 4,5–5 М и достигается благодаря большой высоте крейсерского полета и пикированию при подлете к цели. На авиасалоне в Ле Бурже в 2013 году аргентинские официальные лица совместно с представителями государственной компании FADEA заявили, что их заинтересованность в совместном производстве истребителя FC-1/JF-17 обусловлена в первую очередь привлекательными характеристиками ракеты CM-400AKG.
 
Террористам не светит
 
По сообщению информационного агентства «Синьхуа», в КНР успешно испытана лазерная система ПВО собственной разработки, созданная для перехвата малоразмерных БЛА, летящих со скоростями до 50 метров в секунду на высотах до 500 метров. Воздушные цели сбиваются в радиусе двух километров в течение пяти секунд после обнаружения, говорится в заявлении Китайской академии технической физики, участвовавшей в проекте в качестве одного из соисполнителей. Система характеризуется быстродействием, точностью и малым уровнем шума. Может устанавливаться на транспортных средствах или перевозиться ими, что делает возможным ее применение для обеспечения безопасности в городских районах. По словам разработчиков, в ходе испытаний система успешно уничтожила свыше 30 БЛА, показав стопроцентную вероятность перехвата малоразмерных воздушных целей.
 
Обычно это задача снайперов или вертолетов, однако вероятность поражения беспилотников невысока, отмечает руководитель работ Китайской корпорации высокотехнологического оборудования (China Jiuyuan Hi-Tech Equipment Corp.). В то же время малоразмерные БЛА имеют низкую стоимость и просты в применении даже для неквалифицированного персонала, что делает их весьма привлекательными для террористов. В настоящее время китайские специалисты разрабатывают лазерные системы обеспечения безопасности с большей мощностью и дальностью действия.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer