← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Для авиакомпаний выбор свободных аэропортов — дело достаточно трудное


21 ноября 2014 года Яна Пашаева, Коммерсантъ FM


Аэропорты Москвы смогут сами устанавливать цены на свои услуги. Отказаться от госрегулирования в этой сфере предложила Федеральная служба по тарифам. Авиаперевозчики не поддерживают такие меры, так как это может привести к существенному подорожанию билетов, рассказали собеседники "Коммерсантъ FM".

Власти могут перестать регулировать тарифы в аэропортах Москвы. Проект постановления правительства подготовила Федеральная служба по тарифам. До 1 декабря она совместно с Минтрансом и Минэкономразвития должна разработать меры, позволяющие Внуково, Домодедово и Шереметьево самостоятельно устанавливать сумму аэропортовых сборов. Сейчас государство регулирует четыре тарифа — это плата за влет-посадку, за авиационную безопасность, за пользование аэровокзалом и за обслуживание пассажиров. Либерализация тарифов усилит конкуренцию между аэропортами, считает аналитик инвестиционной компании "Регион" Алла Юрова.
 
"Московские аэропорты имеют масштабные инвестиционные программы, которые должны окупаться в той или иной мере частично или полностью. В некоторых аэропортах собственниками являются частные лица, доходы от аэропортовых сборов в среднем составляют порядка 20% от выручки российских аэропортов. Поэтому, регулируя тарифы, государство разрешает аэропортам гибко подходить к формированию своей доходной базы и конкурентной стратегии, особенно с учетом того, что в Москве есть конкуренция среди аэропортов. Так, авиакомпания "Трансаэро" в прошлом году перевела часть своих рейсов из Домодедово во Внуково, потому что Внуково предложил лучшие условия", — рассказала Юрова "Коммерсантъ FM".
 
Отказаться от госрегулирования тарифов на прошлой неделе распорядился первый вице-премьер Игорь Шувалов. Отменять контроль за аэропортовыми сборами нецелесообразно, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
 
"Инициатива мотивируется тем, что у московского авиаузла есть конкуренция между аэропортами, а значит можно освободить тарифы, и пусть рынок их регулирует — ничего подобного. Реально для большинства авиакомпаний их аэропорт-базирование остается монополистом, потому что вообще не найдется других аэропортов, которые могли бы предложить альтернативные условия, допустим, "Аэрофлоту", и себе забрать весь "Аэрофлот", и предоставить более низкий тариф. Или авиакомпанию "Трансаэро" не сможет принять ни один московский аэропорт полностью, просто нет такой технической возможности, а значит, придется мириться с монопольно назначаемыми ценами", — сообщил Гусаров.
 
Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта уже обратилась в правительство с просьбой не отменять госрегулирование тарифов. По данным организации, мера может привести к росту цен на авиаперевозки. Дополнительные расходы авиакомпаний могут составить примерно 4 млрд руб. в год. Опасения перевозчиков оправданы, считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов.
 
"Для авиакомпаний выбор свободных аэропортов — это не очевидное обстоятельство, им поменять одну площадку на другую достаточно трудно. Я бы поддержал это предложение с очень большими оговорками, если это приведет к росту тарифов, соответственно, они будут перекладываться на пассажиров. Потому что авиакомпании, которые функционируют на грани рентабельности, не могут себе позволить без ограничения платить за какие-то услуги, они вкладывают услуги в стоимость билетов", — уверен Борисов.
 
Самым дешевым аэропортом московского авиаузла считается Шереметьево. Летом он обращался в Федеральную службу по тарифам с просьбой повысить тарифы так, чтобы они были сопоставимы со сборами Домодедово. При этом гендиректор Шереметьево Михаил Василенко подчеркнул, что конечная цель аэропорта — полностью отменить государственное регулирование.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2014/11/21/25349/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.