← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Пассажиры доплатят: госдарство отказывается от регулирования авиатарифов


21 ноября 2014 года Елена Гуманюк, Гудок


Федеральная служба по тарифам рекомендует отказаться от госрегулирования тарифов аэропортовых сборов Московского авиаузла. Проект постановления подготовлен в рамках исполнения прямого поручения правительства РФ. В ведомстве отмечают, что бизнес-модель развития столичных аэропортов формируется при участии Минэкономразвития. Именно МЭР совместно с министерством транспорта и ФСТ уже к 1 декабря рассчитывает внести изменения механизмы формирования тарифов на услуги аэропортов.

Тем временем Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта от имени российских авиаперевозчиков уже направила первому заместителю председателя правительства России Игорю Шувалову письмо с предложением дополнительного обсуждения тарифообразования. "Процесс обсуждения проходил без участия основных потребителей услуг аэропортов МАУ — авиаперевозчиков", — отметил в документе президент ассоциации Владимир Тасун.
 
В письме подчеркивается, что аэропорты имеют существенные резервы повышения эффективности без увеличения аэропортовых сборов. Таким образом, отказ государства от регулирования аэропортовых сборов в первый же год приведет дополнительным расходам авиакомпаний примерно в 4 млрд руб. 
 
"Это, безусловно, вызовет рост стоимости аивабилетов и снижение доступности авиаперевозок, что противоречит задаче, поставленной президентом РФ”, — подчеркнул Владимир Тасун в документе.
 
На сегодня государственное регулирование распространяется на тарифы за следующие услуги: сбор за взлет-посадку, сборы за пользование аэровокзалом, за авиационную безопасность, а также за обслуживание пассажиров. После выхода государства из этого сегмента регулирования все указанные тарифы будут устанавливать аэропорты Московского авиаузла. 
 
В пресс-службе аэропорта "Домодедово" заметили, что решение об отмене тарифного регулирования в аэропортах МАУ будет способствовать развитию транспортных объектов столичного авиационного узла в конкурентных условиях. "Cейчас мы говорим о необходимости бюджетной балансировки перед заключением концессионных соглашений, чтобы исключить ситуацию, когда один из конкурирующих аэропортов вынужден или работать себе в убыток, или устанавливать нерыночный тариф", — прокомментировали в компании.
 
Независимые эксперты отрасли также предупреждают о повышении цен на авиабилеты. По мнению аналитика "Инвесткафе" Романа Гринченко, цены на услуги авиаперевозчиков действительно могут подняться. "Как только будет снято ограничение, сразу начнется повышение тарифов, — подчеркнул аналитик. — Да, общие затраты авиакомпаний будут чуть выше чем сейчас, но я не думаю, что повышение будет значительным".
 
"В Москве три аэропорта и по идее должна быть конкуренция, но на деле все иначе. Аэропорты — монополисты, которых удерживают механизмы госрегулирования. К примеру, "Аэрофлот" базируется в Шереметьево, и после снятия запрета компания сможет диктовать там свои условия", — считает эксперт комитета Госдумы по транспорту и редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. 
 
Таким образом, цены на услуги авиаперевозчиков неизбежно поднимутся, однако экперты уверены, что необходимо будет вести мониторинг цен, чтобы не допустить чрезмерного подорожания услуг аэропортов. 
 
"Я думаю, что в первое время будет установлен мониторинг цен со стороны государства, то и есть какие-то рекомендательные тарифы будут указаны, чтобы аэропорт не завышал планку", — добавил Роман Гринченко. По словам аналитика, государство, возможно, попытается предотвратить резкое повышение тарифов — будет обязывать аэропорты отчитываться за повышение тарифов. 
 
По мнению аналитика ИК "Регион" Аллы Юровой, снятие тарифного регулирования не приведет к существенному удорожанию обслуживания для авиакомпаний, ведь московская среда достаточно конкурента. "Несмотря на то, что московские аэропорты имеют одинаковую зону покрытия, ФСТ устанавливает для них разные тарифы. Снятие регулирования приведет к более справедливому ценообразованию на этом рынке, — добавила Алла Юрова. — В условиях отсутствия тарифного регулирования величина аэропортовых сборов, вероятно, будет зависеть от исхода переговоров каждой авиакомпании с аэропортами". 



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2014/11/25/25356/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.