Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Ратиопластина" позволит не снимать обувь при досмотре в аэропортах


26 ноября 2014 года ТАСС


На досмотрах в российских аэропортах вскоре можно будет не разуваться. Процедура, отнимающая массу времени и так раздражающая авиапассажиров, в ближайшие годы станет пережитком прошлого. Компания «Интеллектуальные сканирующие системы», резидент Кластера ядерных технологий Фонда «Сколково», готовится вывести на рынок свою новейшую разработку – «Ратиопластину».

Инновационный прибор выглядит обманчиво просто и больше всего напоминает обычные напольные весы: красиво подсвеченная светодиодами  прозрачная пластиковая платформа с двумя желтыми прямоугольниками, на которые предстоит встать для проверки. За лаконичной формой скрыта «умная» система, которая позволяет обнаруживать инородные включения в подошвах и каблуках пассажиров менее чем за две секунды. Характеристики «начинки» не имеют значения: детектор не определяет материал и меру опасности. Он лишь сообщает о том, что в ботинках имеется посторонний «фарш».  Как это работает, создатели продемонстрировали во время первых испытаний в аэропортах Шереметьево и Внуково: человек просто встает на пластину, и через мгновение загорается зеленый или красный свет.
 
«Подошва любой обуви – это, как правило, резина или пластик. То есть диэлектрик – вещество, практически не проводящее электрический ток, – объясняет принцип действия нового детектора Сергей Карабашев, генеральный директор компании «Интеллектуальные сканирующие системы». – Если в подошве сделать выемку, ее свойства изменятся, даже когда эта выемка будет чем-то заполнена. Наш прибор фиксирует такую диэлектрическую неоднородность, давая сотрудникам службы безопасности повод для более тщательной проверки».
 
Более тщательная проверка – это интроскоп. Через эти громоздкие черные ящики сегодня проходит 100% обуви ожидающих посадки пассажиров. Альтернатива разуванию – рентгеновская кабинка. Но и они пока существуют лишь в опытных образцах: хотя доза радиации в таких кабинках в несколько раз меньше той, которую человек получает во время самого перелета, в обществе существует рентгенофобия, и это становится препятствием для установки таких устройств в аэропортах. А металлодетекторы, вошедшие в обиход еще до интроскопов, как известно, не способны выявлять тайники, если они не содержат металлических элементов – например, пластичные взрывчатые вещества. По потребительским свойствам инновация от «ИСС» конкурентов не имеет.
 
Уже сегодня «Ратиопластина» могла бы сократить число проверок на интроскопе на 90%. Как отмечает Игорь Караваев, вице-президент и исполнительный директор Кластера ядерных технологий «Сколково», помимо безопасности и скорости для пассажиров,  «Ратиопластина»  поможет потенциальным потребителям – транспортным узлам – снизить удельные затраты на досмотр одного пассажира.
 
Проблема «босоногих перемещений» по залам аэропорта – не только психологическая, но и финансовая. На фоне угрозы терроризма пассажиры во всем мире привыкли, пусть и с некоторым недовольством, мириться с дискомфортом этой процедуры. Однако для самого аэропорта досмотр обуви по существующей схеме выливается в увеличение интервалов между рейсами и уменьшение пропускной способности, в оплату дополнительного персонала, а также в десятки миллионов рублей, ежегодно затрачиваемых на «копеечные» пластиковые бахилы, которые к тому же ложатся тяжким грузом на экологию.
 
Потребность в снижении этих расходов и создала запрос на новую технологию, которую до недавних пор никто предложить не мог. В конце 2009 года над вопросом задумалась команда физиков во главе с Александром Корженевским, руководившим группой электромагнитной томографии в Институте радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова Российской академии наук.
 
Этой команде уже приходилось создавать изобретения для безопасности на транспорте: в тот момент ученые под брендом «Лаборатория АВК» выводили на рынок LQtest – компактный ручной прибор для обнаружения опасных жидкостей в закрытой таре. Его принцип действия также основан на методе определения диэлектрической проницаемости объектов. Сегодня LQtest используется в большинстве российских аэропортов и позволяет не сдавать в багаж напитки и шампуни. Достаточно приложить датчик снаружи к бутылке или банке, чтобы через полсекунды прибор выдал заключение, обладает ли жидкость внутри горючими и взрывоопасными свойствами.
 
Общаясь с регуляторами российского рынка средств безопасности, команда ученых узнала, что в аэропортах по всей стране буквально мечтают о современном сканере обуви, быстром и абсолютно безвредном для человека. Разработчики как раз освободились, и под новый проект была создана «сколковская»  компания «Интеллектуальные сканирующие системы». Прежние наработки легли в основу нового изобретения.
 
«Изначально мы много лет занимались медицинской техникой: томографы, маммографы. Захотелось расшириться, и сфера безопасности показалась нам самым ближайшим и логичным развитием. Задача, если вдуматься, одна и та же: и в медицине, и в службах безопасности наши приборы призваны обнаружить скрытую угрозу – нечто опасное, спрятанное внутри. Это было интересно», – вспоминает Александр Корженевский, директор по научно-исследовательским разработкам ЗАО «Интеллектуальные сканирующие системы».
 
Нынешние опытные образцы – уже четвертое, усовершенствованное и доработанное, поколение «Ратиопластин», созданных под руководством Корженевского. Прибору предстоит пройти финальный этап – настройку и тестирование. Перед учеными стоит задача добиться максимальной чувствительности датчиков, механической стабильности и абсолютного минимума ложноотрицательных срабатываний. Ведь в результате ложной тревоги человеку всего лишь придется напрасно разуться. А чем опасно ложноотрицательное заключение, можно не объяснять. На успешное завершение столь ответственного проекта Фонд «Сколково» выделил своему резиденту грант – 15 млн руб.
 
Денег Фонда и частных соинвесторов нам хватит, чтобы выпустить 30 опытных образцов «Ратиопластины» и провести их совместные испытания с будущими пользователями – представителями служб аэропортовой безопасности. Если бы нам пришлось обходиться своими силами, этот процесс затянулся бы на неопределенное время. А сейчас планируем полностью завершить все работы к лету. Кроме того, статус «сколковского» резидента дает компании совершенно иной вес и упрощает взаимодействие с госструктурами – а это очень важно в такой закрытой и сложной сфере, как безопасность», – рассказывает Сергей Карабашев.
Въехать в аэропорты на постоянной основе «Ратиопластина» имеет шансы самое раннее через год, после внесения в перечень разрешенных приборов Росавиации. Новый детектор опасных веществ сможет не только сэкономить службам безопасности существенные средства, но и принесет им заметные имиджевые дивиденды. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer