← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Комсомольский ТОР обрамляют структурами


26 ноября 2014 года Дмитрий Щербаков, КоммерсантЪ


Как стало известно „Ъ“, власти Хабаровского края приняли ряд управленческих решений для активизации создания ТОР в Комсомольске-на-Амуре. К проектированию и строительству на площадке, в которую нужно вложить 10 млрд руб. федеральных средств и 55-60 млрд руб. частных, могут приступить уже в 2015 году. Для этого к процессу нужно активнее подключаться ОАК, где создается соответствующая рабочая группа, и ОСК. Рабочую группу по ТОР в крае возглавил лично губернатор, а в самом городе власти планируют создать управляющую компанию по развитию всей агломерации, которая может взять на себя и подготовку создания ТОР.

В понедельник на совещании в Комсомольске-на-Амуре представители власти и бизнеса обсудили перспективы создания в городе территории опережающего развития (ТОР), ориентированной на производство комплектующих для холдинга «Сухой»: завода КнААЗ (выпускает военные самолеты) и филиала ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (проводит сборку регионального лайнера SSJ-100). ТОР в Комсомольске-на-Амуре признает приоритетной вице-премьер и полпред Юрий Трутнев. Во вступительном слове, которое дали послушать СМИ, губернатор Вячеслав Шпорт подчеркнул, что проект должен стать «передовой площадкой на всем Дальнем Востоке». Но процесс создания ТОР «просто не двигается», отметил господин Шпорт, адресовав упрек прежде всего авиастроителям: «Хочу, чтобы вы сегодня понимали: движитель должен быть „Сухой“, ОАК, „Гражданские самолеты Сухого“».
 
Курирующий инвестиции первый зампред краевого правительства Николай Брусникин рассказал участникам совещания, что в данный момент для размещения ТОР подобрано несколько площадок: территория «Парус» в районе жилмассива «Парковый» (до 50 га), территория бывшего завода «Дальмашзавод» (до 30 га), площадка на территории завода «Амурлитмаш» (до 60 га). «Указанные территории относятся к категории граундфилдов. На них возможно размещение производств по механообоработке, производству комплектующих для авиастроения, инструментов и оснастки, покраски самолетов и производству интерьеров, авиатехники общего назначения, по созданию центра технической подготовки и ремонту самолетов SSJ-100»,— рассказал Николай Брусникин.
 
Для обустройства инфраструктуры площадки «Парус», являющейся первоочередной, потребуется порядка 10 млрд руб. — это около четверти всех средств, которые на первом этапе будут выделены из федерального бюджета на дальневосточные ТОР. «В этой связи объем капвложений от инвесторов должен составить не менее 55-60 млрд руб., что даст ежегодную выручку резидентов около 50 млрд руб., около 5 тыс. рабочих мест и налоговые поступления в размере 5-5,5 млрд руб. в год»,— подсчитал господин Брусникин. «Уже в 2015 году можно выходить на проектировочные и строительные работы по формированию данной площадки»,— добавил он.
 
Однако чтобы реализовать проект ТОР, в Комсомольске-на-Амуре «важно создать систему закрепления трудовых ресурсов и устойчивых связей населения со своим местом жительства», повысив качество жизни. Для этого нужно строить дороги, жилье, объекты развлечения, образования, здравоохранения, реконструировать аэропорт и речной вокзал. «Через специальные отраслевые и муниципальные программы необходимо фиксировать эти приоритеты, а также договариваться с потенциальными инвесторами и действующими предприятиями о софинансировании коммерчески выгодных объектов»,— обратил внимание чиновник.
 
Далее совещание продолжилось в закрытом для СМИ режиме. По его итогам, как выяснил „Ъ“, чиновники и представители ОАК решили совместно с ОСК подготовить предложения по участию двух корпораций в создании ТОР и представить их на утверждение в Минпромторг и Минвостокразвития. В ОАК, рассказал „Ъ“ один из участников совещания, уже есть «устное указание со стороны президента корпорации» о создании рабочей группы по реализации проекта ТОР. Возглавить ее может Владимир Присяжнюк — заместитель гендиректора ОАО «Авиационная холдинговая компания „Сухой“» по гражданской авиатехнике.
 
В регионе же рабочую группу, которая «будет вырабатывать общую идеологию создания ТОР», возглавил сам губернатор Вячеслав Шпорт. Соответствующее распоряжение главы региона за номером 591-р, уточнил источник „Ъ“, вышло 17 ноября. Кроме того, на совещании было заявлено, что «для целей оперативного управления целесообразно формировать управляющую компанию, так называемый проектный офис, находящийся непосредственно в Комсомольске-на-Амуре».
 
Первый зампред краевого правительства Николай Брусникин пояснил „Ъ“, что УК под рабочим названием «Агентство развития Комсомольска-на-Амуре» должна вырабатывать меры по общему развитию агломерации, в том числе через взаимодействие с органами власти. «ТОР — это остов, столб. А на нее нужно нанизывать всю социально-экономическую проблематику»,— сказал он. УК может взять на себя большой объем подготовительных работ для ТОР: решение земельно-кадастровых вопросов, проработку вопросов с потенциальными резидентами, развитие образовательного и кадрового потенциала. «Понятно, что минимальное финансирование этой деятельности необходимо заложить. Но пока мы понимаем это скорее как добровольческий проект»,— отметил господин Брусникин. С организационно-правовой формой УК и персоналиями власти еще определяются, добавил он.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2014/11/26/25367/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.