Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как третья авиакомпания России дошла до технического дефолта пооблигациям


26 ноября 2014 года Мария Гордеева, Сергей Стариков, РБК Daily


UTair, третья по объемам пассажиропотока авиакомпания в стране, переживает не лучшие времена. В середине года стало известно о финансовых трудностях перевозчика, а в ноябре компания допустила технический дефолт по облигациям. На прошлой неделе UTair заявила, что не смогла исполнить обязательства по оферте на 2,7 млрд руб. из-за «отсутствия денежных средств в необходимом объеме».

До 4 декабря компания с помощью консультанта – Раффайзенбанка – должна расплатиться по оферте и подготовить варианты реструктуризации долга. Пока же претензии к перевозчику оформляют его кредиторы и контрагенты. На этой неделе в суд подал и Альфа-банк с требованием взыскать с авиакомпании 11 млн руб. Иск на 604 млн руб. к UTair предъявил и банк «Балтийское финансовое агентство». Аэропорты Ростова-на-Дону, Ханты-Мансийска и Нягани требуют с компании в общей сложности более 62  млн руб. «Газпром Авиа» обратилась в суд с тремя исками о взыскании с UTair около 130 млн руб.
 
Слишком быстрый взлет
 
UTair – едва ли не самая быстрорастущая авиакомпания России, с 2002 года пассажирские перевозки UTair выросли в восемь раз – до 8,1 млн пассажиров в 2013 году. За девять месяцев этого года она увеличила перевозки на 14,6%, до 6,9 млн пассажиров.
 
Последние годы перевозчик активно обновлял свой парк: в 2002 году он состоял только из отечественных Ту-134, Ту-154, Як-40, а сейчас большая часть флота – самолеты Boeing, Airbus и ATR. В этом году UTair собиралась получить 22 новых самолета, больше, чем какая-либо другая российская авиакомпания. Среди них и Sukhoj Superjet-100, и Airbus A321, и Boeing 737-800NG, и Boeing 737-900NG. К 2016 году авиакомпания планировала пополнить парк еще 46 самолетами и 96 вертолетами. «Активное обновление парка позволит нам в 2020 году стать компанией с самым молодым и современным воздушным флотом в России», – говорил гендиректор компании UTair Андрей Мартиросов в 2013 году на встрече с инвесторами.
 
Но из-за роста лизинговых платежей планы пришлось поменять. Валютные колебания сказались на лизинговых платежах за воздушные суда, которые подскочили минимум на 30% в рублевом эквиваленте, говорит менеджер одной из авиакомпаний. В 2012 году, судя по отчетности по МСФО, авиакомпания платила за лизинг около 8,8 млрд руб. в год, а за девять месяцев 2014 года эти затраты превысили уже 8,5 млрд руб. В результате UTair пришлось вести переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок самолетов. Речь идет о контрактах на 20 воздушных судов Airbus А321, восемь из которых уже поставлено в 2013–2014 годах, и контракте на 40 лайнеров Boeing 737-800/900 NG, шесть из которых поставлено в 2013–2014 годах. Мартиросов подтвердил РБК, что поставки перенесены на более поздний срок, однако деталей не уточнил. Airbus и Boeing результаты переговоров с партнерами не комментируют.
 
Во вторник, 25 ноября, стало известно, что дочерняя компания «ЮТэйр-Украина» собирается вернуть весь свой региональный флот из пяти новых самолетов АТR-72 на завод в Тулузу. Гендиректор авиаперевозчика Анатолий Бенца на пресс-конференции в Киеве объяснил это спадом на украинском рынке авиаперевозок.
 
Рыночная турбулентность
 
Согласно отчетности UTair по РСБУ, дела компании идут не так уж и плохо: за первые девять месяцев этого года выручка выросла на 12%, до 54,9 млрд руб., а операционная прибыль составила 2 млрд руб., тогда как год назад был убыток почти в 400 млн руб. По словам аналитика Газпромбанка Михаила Ганелина, операционная прибыль компании в этом году оказалась самой высокой за пять лет.
 
Но и рост долговой нагрузки дал знать о себе: в январе–сентябре 2014  года процентные платежи выросли почти вдвое – до 5,16 млрд руб. с 2,79  млрд годом ранее. В десятки раз вырос долг – с 2,2 млрд руб. в 2002 году до 93,3 млрд руб. на 30 июня 2013 года (позже компания не публиковала отчетность по МСФО). Из негативных факторов компания отмечает сокращение на 11% (до 3,2 млрд руб.) доходов от сотрудничества с ООН, а также выручки от пассажирских перевозок по России. Еще в апреле замминистра транспорта Валерий Окулов прогнозировал, что из-за снижения темпов роста авиаперевозок компании вынуждены вступать в ценовую конкуренцию.
 
Неприятности доставил и кризис на туристическом рынке: из-за снижения турпотока по ряду популярных направлений летом рухнули сразу несколько крупных туроператоров. С одним из них – компанией «Южный Крест» – сейчас судится UTair. Долг туроператора перед компанией – около 400 млн руб. (перевозчик требует в суде 306 млн руб.), говорила агентству РИА Новости пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.
 
«Импульс» и ANEX
 
UTair начала подготовку к трудным временам еще в середине года. В июле Андрей Мартиросов заявил о старте программы по снижению издержек – «Импульс», которая позволит компании сэкономить до 5 млрд руб. в год. UTair объявила о сокращении 20% рейсов и 10% персонала в 2014–2015 годах. Эти меры уже дали эффект: судя по квартальной отчетности UTair за девять месяцев, объем краткосрочного долга немного снизился за последние три месяца – с 57 млрд до 46,5 млрд руб.
 
Кроме того, руководство UTair меняет структуру компании. В отдельные бизнесы будут выделены вертолетные услуги, техническое обслуживание самолетов и регулярные перевозки. По словам представителя авиакомпании, новая структура обеспечит гибкость управления вертолетным и пассажирским сегментами, что повысит стоимости каждого направления.
 
Среди необходимых мер – передача чартерного бизнеса в дочернюю «Катэкавиа». «Мы решили этот продукт сепарировать, и ANEX Tour [партнер по программе чартерных перевозок] это поддержал», – отмечал Мартиросов в разговоре с корреспондентом РБК. Директор департамента авиаперевозок туроператора ANEX Tour Танер Кара заявил РБК, что UTair остается стратегическим партнером авиакомпании.
 
Роль «Сургутнефтегаза»
 
Еще один вариант выхода из кризиса – помощь основного акционера компании – НПФ «Сургутнефтегаз» (владеет более 60% акций). О том, что возможность такой поддержки очень вероятна, говорил РБК высокопоставленный чиновник в правительстве. В июне акционеры UTair одобрили допэмиссию на 13,8 млрд руб. Акции должны быть размещены по закрытой подписке в пользу пенсионного фонда, его дочернего общества – ЗАО «АК-инвест», а также ООО «РЕ-авиа» – структуры ГК «Регион». Предполагалось, что деньги от допэмиссии будут направлены на сокращение долговой нагрузки авиакомпании, объяснял сотрудник перевозчика в июне. Но пока допэмиссия не проведена, сказал РБК представитель компании.
 
Саму UTair долгие годы прочно связывают с нефтяной компанией «Сургутнефтегаз». До 2010 года, согласно отчетности перевозчика, им владели четыре ООО: «Полинт», «Трисэлтко», «Ла-Манш» и «Крайел», руководителями которых выступали сотрудники «Сургутнефтегаза». Нефтяная компания контроля над авиакомпанией не подтверждала, однако в ноябре 2010 года НПФ «Сургутнефтегаз» подал заявку в ФАС на покупку 75,6% акций UTair. Впоследствии фонд консолидировал 60,67% уставного капитала компании.
 
Хотя «Сургутнефтегаз» юридически не связан с авиакомпанией, он выступает ее кредитором. За последний год нефтяная компания выкупила четыре векселя перевозчика: один на 4,5 млрд руб., еще три – на 6 млрд руб. Последний, купленный «Сургутнефтегазом» 30 сентября, UTair должна была погасить до 14 ноября. Вексельный заем от «Сургутнефтегаза» был рефинансирован, объяснил представитель авиаперевозчика, отказавшийся от других комментариев по этому поводу.
 
В итоге UTair должна справиться с возникшими проблемами, говорит аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин. Авиакомпания показывает хороший рост рентабельности, становится более эффективной в том числе и за счет сокращения нерентабельных маршрутов, наконец, у UTair есть высокоприбыльный вертолетный бизнес, который помог ей в кризис 2008 года, считает эксперт.
 
To big to fail
 
Авиакомпания и пассажирские перевозки – лишь одно из бизнес-направлений группы UTair: у компании несколько десятков «дочек» в России и за рубежом.
 
Перевозками пассажиров, кроме самой UTair, занимаются дочерние «ЮТэйр-Экспресс», «ЮТэйр-Украина», «Восток», «Турухан» и «Катэкавиа».
 
Другое важное направление, приносящее 18% выручки, – вертолетные перевозки. UTair – крупнейший авиатранспортный подрядчик ООН: компания обслуживает миротворческие миссии в Азии, Латинской Америке и Африке.
 
На UTair лежит и важная социальная функция: компания обеспечивает региональные перевозки на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, в некоторых районах просто нет других средств передвижения, кроме воздушных, говорит источник РБК, близкий к UTair. Более чем из 110 направлений больше 70 приходится на Россию. Среди ее маршрутов есть не самые популярные у авиакомпаний: например, из Красноярска в Кодинск, Светлогорск, Сургут и Томск.
 
UTair участвует в программах субсидирования перевозок, в частности на Дальнем Востоке, в Калининграде. По данным Росавиации, в этом году по дальневосточной и калининградской программам авиакомпания получила совокупно 75,5 млн руб.


комментарии (1):

saler      27/11/2014 [10:39:44]#1
из красноярска в томск всего летают 3 разных авиакомпании, 6 раз в неделю. это по поводу непопулярности.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки



Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcm6d
Грузовые перевозки в Оленегорске - http://perevozki.youdo.com/country/geo/olenegorsk/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer