Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Украина складывает крылья


27 ноября 2014 года Олег Сирых, Газета.ru


Украинские авиакомпании недосчитались пассажиров, которые массово отказываются от полетов из-за падения покупательной способности и подорожания авиабилетов. Сложная экономическая ситуация поставила на грань банкротства компанию «Международные авиалинии Украины», которая погрязла в долгах, но надеется поправить положение за счет госпомощи и вытеснения конкурентов.

По данным Государственной авиационной службы Украины, за десять месяцев этого года в аэропортах Украины сократился пассажиропоток на 21,3%, до 9,3 млн человек. За этот же период крупнейший украинский хаб — «Борисполь» обслужил 5,9 млн пассажиров, что на 12% меньше по сравнению с январем — октябрем прошлого года.
 
Сокращение пассажиропотока связано с падением уровня жизни украинцев, ростом цен на авиабилеты в среднем на 30–40% и уменьшением количества чартеров в этом году на треть.
 
МАУ на грани банкротства
 
Сложная экономическая и политическая ситуация в стране поставила крупнейшего украинского перевозчика — «Международные авиалинии Украины» (МАУ) на грань банкротства.
 
Так, гривневые счета компании МАУ, которые были открыты в банке «Финансы и кредит», арестованы по решению Хозяйственного суда Киева.
 
Счета заблокированы по требованию первого прокурора Киева, который обвинил авиаперевозчика в неуплате 5,4 млн грн (15,5 млн руб.) в специальный фонд, из которого финансируются затраты страны на авиацию.
 
Например, из этого фонда Украина платит за членство в Международной организации гражданской авиации (ICAO). Членские взносы в размере $2 с каждого проданного билета вносят все украинские авиакомпании. Пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая заявила, что перевозчик подал апелляцию на решение Хозяйственного суда Киева. «Данная задолженность МАУ не признается», — отметила она, пояснив, что, по мнению перевозчика, у суда отсутствовали основания для применения такой нормы.
 
Но если МАУ проиграет суды, то оплачивать свои счета на Украине ей будет трудно. Около половины всех доходов компании номинируется в гривне, оставшаяся половина — в валюте, которая необходима для оплаты услуг контрагентов за границей.
 
Просьба о кредите
 
Долги перед специальным фондом — не единственные у МАУ. Например, прокуратура Киевской области и базовый аэропорт перевозчика Борисполь требуют от авиакомпании заплатить около 145 млн грн (288 млн руб.) за услуги по наземному обслуживанию. Сейчас этот вопрос рассматривается в судах.
 
Оказавшись в затруднительном финансовом положении, МАУ решилась на беспрецедентный шаг и обратилась к премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой выдать стабилизационный кредит в размере $100 млн на десять лет. Попутно перевозчик попросил и о других льготах: вовремя возмещать компании налог на добавленную стоимость, разрешить не продавать валютную выручку (по требованиям Нацбанка Украины компании могут оставить себе только 25% денег в валюте), а также разработать программу поддержки авиационной отрасли. В своем письме к главе правительства перевозчик указал, что до конца года потеряет около $90 млн и нуждается в финансовой поддержке.
 
Президент МАУ Юрий Мирошников заявил, что при получении государственного кредита перевозчик гарантирует сохранение существующей деятельности компании. «Сейчас главная задача кабинета министров — это стабилизация экономики. Сейчас много средств направляется на социальные выплаты, на армию — это первоочередные задачи. С этим разберемся, тогда, возможно, рассмотрим вопрос помощи МАУ», — сообщил министр инфраструктуры (курирует вопросы транспорта) Максим Бурбак.
 
Пока правительство решает свои первоочередные задачи, авиакомпания экономит. К примеру, МАУ перестала кормить пассажиров на всех своих рейсах, кроме дальнемагистральных.
 
Альтернативы МАУ нет
 
Авиакомпания МАУ — крупнейший украинский перевозчик, который основан в 1992 году. Сейчас его флот насчитывает 39 самолетов: пять Embraer-190, 31 Boeing 737, а также три Boeing 767.
 
Считается, что компания близка к олигарху и губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому.
 
Компания перевозит каждого третьего пассажира и обеспечивает половину пассажиропотока аэропорту Борисполь, рассказывает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.
 
Конкурентов у перевозчика фактически нет.
 
Лоукостер Wizz Air не выполняет внутренние рейсы, поясняя это их нерентабельностью. Более того, многие бизнес-пассажиры отказываются от полетов на бюджетных авиалиниях, поскольку хотят иметь возможность перебронировать билеты, летать в основные аэропорты (лоукостеры летают в бюджетные хабы, которые могут быть расположены в 100 км от города) и получать хорошее обслуживание на борту.
 
«Дочка» турецкой авиакомпании AtlasjetUkraine, которая вышла на рынок Украины осенью 2013 года, судится за право выполнять 14 международных рейсов. «ЮТэйр-Украина», подконтрольная российской компании «ЮТэйр», отказывается от выполнения внутренних рейсов, чтобы сконцентрироваться на чартерах. Еще одна украинская авиакомпания — Um Air совершает только несколько рейсов в Бейрут (Ливан), Амман (Иордания), Багдад (Ирак) и Тегеран (Иран).
 
«Приватизация неба»
 
Впрочем, МАУ может попробовать поправить финансовое положение за счет новых прибыльных маршрутов, на которые не допустит конкурентов. В конце ноября Госавиаслужба, которую возглавил бывший топ-менеджер МАУ Денис Антонюк, утвердила новые правила выдачи разрешений на маршруты. Согласно им право летать за рубеж получат только те перевозчики, которые принадлежат гражданам Украины или государству. Причем их доля должна быть больше 50%. Более того, право на полеты за границу компания получит только в том случае, если на протяжении 12 месяцев выполняла внутренние рейсы.
 
Этим требованиям не соответствует ни один из конкурентов МАУ.
 
Игроки рынка считают, что эти нормы привели к «приватизации украинского неба», а Wizz Air даже заявила о возможном уходе с Украины. По информации старшего юриста юрфирмы Marchenko Danevych Андрея Гука, сейчас авиакомпании готовят обращение к президенту Украины Петру Порошенко с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию.


комментарии (1):

Maxvys      29/11/2014 [18:18:41]#1
Летел в среду МАУ в Киев. это просто позор Украины. Если "Аэрофлот" это мерседес, то МАУ откровенная таврия.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки



Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer