Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Украина складывает крылья


27 ноября 2014 года Олег Сирых, Газета.ru


Украинские авиакомпании недосчитались пассажиров, которые массово отказываются от полетов из-за падения покупательной способности и подорожания авиабилетов. Сложная экономическая ситуация поставила на грань банкротства компанию «Международные авиалинии Украины», которая погрязла в долгах, но надеется поправить положение за счет госпомощи и вытеснения конкурентов.

По данным Государственной авиационной службы Украины, за десять месяцев этого года в аэропортах Украины сократился пассажиропоток на 21,3%, до 9,3 млн человек. За этот же период крупнейший украинский хаб — «Борисполь» обслужил 5,9 млн пассажиров, что на 12% меньше по сравнению с январем — октябрем прошлого года.
 
Сокращение пассажиропотока связано с падением уровня жизни украинцев, ростом цен на авиабилеты в среднем на 30–40% и уменьшением количества чартеров в этом году на треть.
 
МАУ на грани банкротства
 
Сложная экономическая и политическая ситуация в стране поставила крупнейшего украинского перевозчика — «Международные авиалинии Украины» (МАУ) на грань банкротства.
 
Так, гривневые счета компании МАУ, которые были открыты в банке «Финансы и кредит», арестованы по решению Хозяйственного суда Киева.
 
Счета заблокированы по требованию первого прокурора Киева, который обвинил авиаперевозчика в неуплате 5,4 млн грн (15,5 млн руб.) в специальный фонд, из которого финансируются затраты страны на авиацию.
 
Например, из этого фонда Украина платит за членство в Международной организации гражданской авиации (ICAO). Членские взносы в размере $2 с каждого проданного билета вносят все украинские авиакомпании. Пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая заявила, что перевозчик подал апелляцию на решение Хозяйственного суда Киева. «Данная задолженность МАУ не признается», — отметила она, пояснив, что, по мнению перевозчика, у суда отсутствовали основания для применения такой нормы.
 
Но если МАУ проиграет суды, то оплачивать свои счета на Украине ей будет трудно. Около половины всех доходов компании номинируется в гривне, оставшаяся половина — в валюте, которая необходима для оплаты услуг контрагентов за границей.
 
Просьба о кредите
 
Долги перед специальным фондом — не единственные у МАУ. Например, прокуратура Киевской области и базовый аэропорт перевозчика Борисполь требуют от авиакомпании заплатить около 145 млн грн (288 млн руб.) за услуги по наземному обслуживанию. Сейчас этот вопрос рассматривается в судах.
 
Оказавшись в затруднительном финансовом положении, МАУ решилась на беспрецедентный шаг и обратилась к премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой выдать стабилизационный кредит в размере $100 млн на десять лет. Попутно перевозчик попросил и о других льготах: вовремя возмещать компании налог на добавленную стоимость, разрешить не продавать валютную выручку (по требованиям Нацбанка Украины компании могут оставить себе только 25% денег в валюте), а также разработать программу поддержки авиационной отрасли. В своем письме к главе правительства перевозчик указал, что до конца года потеряет около $90 млн и нуждается в финансовой поддержке.
 
Президент МАУ Юрий Мирошников заявил, что при получении государственного кредита перевозчик гарантирует сохранение существующей деятельности компании. «Сейчас главная задача кабинета министров — это стабилизация экономики. Сейчас много средств направляется на социальные выплаты, на армию — это первоочередные задачи. С этим разберемся, тогда, возможно, рассмотрим вопрос помощи МАУ», — сообщил министр инфраструктуры (курирует вопросы транспорта) Максим Бурбак.
 
Пока правительство решает свои первоочередные задачи, авиакомпания экономит. К примеру, МАУ перестала кормить пассажиров на всех своих рейсах, кроме дальнемагистральных.
 
Альтернативы МАУ нет
 
Авиакомпания МАУ — крупнейший украинский перевозчик, который основан в 1992 году. Сейчас его флот насчитывает 39 самолетов: пять Embraer-190, 31 Boeing 737, а также три Boeing 767.
 
Считается, что компания близка к олигарху и губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому.
 
Компания перевозит каждого третьего пассажира и обеспечивает половину пассажиропотока аэропорту Борисполь, рассказывает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.
 
Конкурентов у перевозчика фактически нет.
 
Лоукостер Wizz Air не выполняет внутренние рейсы, поясняя это их нерентабельностью. Более того, многие бизнес-пассажиры отказываются от полетов на бюджетных авиалиниях, поскольку хотят иметь возможность перебронировать билеты, летать в основные аэропорты (лоукостеры летают в бюджетные хабы, которые могут быть расположены в 100 км от города) и получать хорошее обслуживание на борту.
 
«Дочка» турецкой авиакомпании AtlasjetUkraine, которая вышла на рынок Украины осенью 2013 года, судится за право выполнять 14 международных рейсов. «ЮТэйр-Украина», подконтрольная российской компании «ЮТэйр», отказывается от выполнения внутренних рейсов, чтобы сконцентрироваться на чартерах. Еще одна украинская авиакомпания — Um Air совершает только несколько рейсов в Бейрут (Ливан), Амман (Иордания), Багдад (Ирак) и Тегеран (Иран).
 
«Приватизация неба»
 
Впрочем, МАУ может попробовать поправить финансовое положение за счет новых прибыльных маршрутов, на которые не допустит конкурентов. В конце ноября Госавиаслужба, которую возглавил бывший топ-менеджер МАУ Денис Антонюк, утвердила новые правила выдачи разрешений на маршруты. Согласно им право летать за рубеж получат только те перевозчики, которые принадлежат гражданам Украины или государству. Причем их доля должна быть больше 50%. Более того, право на полеты за границу компания получит только в том случае, если на протяжении 12 месяцев выполняла внутренние рейсы.
 
Этим требованиям не соответствует ни один из конкурентов МАУ.
 
Игроки рынка считают, что эти нормы привели к «приватизации украинского неба», а Wizz Air даже заявила о возможном уходе с Украины. По информации старшего юриста юрфирмы Marchenko Danevych Андрея Гука, сейчас авиакомпании готовят обращение к президенту Украины Петру Порошенко с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию.


комментарии (1):

Maxvys      29/11/2014 [18:18:41]#1
Летел в среду МАУ в Киев. это просто позор Украины. Если "Аэрофлот" это мерседес, то МАУ откровенная таврия.













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer