← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

"Ак Барс Аэро" перетряхивает наследие авиакомпании "Татарстан"


17 декабря 2014 года Тимур Латыпов , БИЗНЕС Online


Как стало известно «БИЗНЕС Online», государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) переоформляет лизинг 5 самолетов Cessna Grand Caravan, числящихся сегодня за авиакомпанией «Ак Барс Аэро» (АБА), на других российских авиаперевозчиков. В АБА это объясняют необходимостью оптимизации лизинговых платежей и избыточностью парка из 15 Cessna для программы полетов в Поволжье. Эксперты указывают на то, что это было понятно изначально, и, более того, сомневаются в правильности выбора Татарстаном типа самолета.

Об уходе из ОАО «Ак Барс Аэро» от пяти Cessna Grand Caravan «БИЗНЕС Online» сообщил источник в авиатранспортной отрасли Татарстана. По его словам, причина в низкой загрузке бортов и в том, что АБА затруднительно оплачивать лизинг этих машин.
 
Факт передачи газете подтвердил исполнительный директор авиаперевозчика Васил Каюмов: «Да, сейчас идут переговоры с красноярской региональной авиакомпанией «КрасАвиа» о передаче четырех машин». Также вопрос стоит еще об одном самолете. По словам Каюмова, решение расстаться с 5 из 15 имеющихся у компании Cessna Grand Caravan продиктовано слабой загрузкой некоторых направлений, на которых они летают, и с необходимостью «оптимизации лизинговых платежей». «Сейчас мы используем 7 таких самолетов, и этого вполне достаточно для нынешней программы полетов в Поволжье, — рассказал он. — Остальные машины в обороте: ремонтируются, обслуживаются. Если при нынешней сети маршрутов мы останемся на парке в 9 самолетов, этого вполне достаточно». Исполнительный директор уточнил, что речь идет не о сдаче в аренду, а о переоформлении лизинга. Первые два самолета должны быть переданы «КрасАвиа» в январе, причем не исключено, что в Красноярске на них будут летать (во всяком случае, на первых порах) пилоты АБА.
 
Напомним, о намерении взять в лизинг 15 Cessna Grand Caravan стало известно в феврале 2013 года — об этом на коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ сообщил его глава Ленар Сафин. До этого столько «Караванов» сразу в России никто не заказывал, хотя эти машины летают у нас с 2008 года. Интерес к Cessna Grand Caravan подогревался еще и тем, что они подпадают под условия предоставления субсидий на компенсацию лизинговых платежей. Имеется в виду постановление правительства РФ №1212 от 30 декабря 2011 года «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок». Лизингодателем выступила ГТЛК. При приобретении нового Cessna Grand Caravan (стоит примерно $2,5 млн.) государство возмещает авиакомпаниям 31,05 млн. рублей. При этом ГТЛК, с которой заключили 10-летний договор лизинга, не требовала авансового платежа.
 
НАСЛЕДСТВО «ТАТАРСТАНА»
 
Приобретая Cessna Grand Caravan, в то время национальный перевозчик РТ авиакомпания «Татарстан» (АКТ) намеревалась вступить в борьбу за лидерство в организации региональных авиаперевозок в ПФО и соответствующие 600 млн. рублей ежегодной господдержки проекта (в 2014 году субсидия была увеличена до 1,5 миллиардов). Эксперты тогда отмечали, что АКТ в этом случае скорее действует по принципу «надо ввязаться в бой, а там видно будет». Этого не скрывало и само руководство национального авиаперевозчика РТ, указывая на то, что решение о лизинге «Караванов» принималось достаточно быстро. Впрочем, надежды оправдались — в марте «Росавиация» выбрала АКТ консолидатором перевозок в ПФО — они начались в мае 2013-го.
 
АКТ намеревалась бороться за право возглавлять эти перевозки и в 2014 году, но тут произошла катастрофа «Боинга», и 31 декабря 2013-го авиакомпания прекратила полеты в связи с аннулированием сертификата эксплуатанта. Но еще 7 декабря заявку на участие в конкурсе на выполнение субсидируемых перевозок в ПФО подала преемница «Татарстана» на посту национального перевозчика АБА и стала победителем. Сегодня полеты в ПФО вместе с ней выполняют авиакомпании Dexter (Москва) и «Оренбуржье».
 
В 2013 году по программе субсидируемых перевозок в ПФО компании перевезли 90 тыс. пассажиров. АБА выполняет полеты по 18 маршрутам. За первый квартал 2014 года совершено 1152 рейса. Средняя загрузка бортов — 43%. Самые популярные направления: Нижний Новгород — Саратов, Казань — Самара, Казань —Пермь, Уфа — Чебоксары.
 
«СЛОЖНЫЙ ПРОЕКТ, СЛОЖНЫЙ РЕГИОН»
 
В ГТЛК факт переоформления лизинга самолетов на «КрасАвиа» предпочли не комментировать. Так же отреагировало на запрос и руководство красноярского авиаперевозчика. Но зато своим мнением с «БИЗНЕС Online» поделились отраслевые эксперты.
 
Азат Хаким — председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:
 
— 15 Cessna для этого проекта явно избыточно. Такое ощущение, что в Татарстане увлеклись цифрой 15: 15 CRJ200, 15 Airbus, 15 Cessna. Меньше — никак! Для нынешнего расписания за глаза хватит 7 - 8 самолетов, остальное лишнее, поэтому логично, что «Ак Барс Аэро» отказывается от части машин. И если есть люди, которые их берут, надо еще радоваться. Считаю, ориентироваться на 9-местные однодвигательные самолеты было ошибкой, надо было брать 19-местные двухдвигательные L-410. Они бы перекрыли все потребности, да еще и прибыль с них шла бы. «Оренбуржье» летает на пяти таких самолетах, и у них очень стабильная загрузка. Другие преимущества «элки»: она сделана специально для России, в отличие от Cessna, допущена к полетам ночью, собственник производства российский — «Уральская горно-металлургическая компания». Да, L-410 раза в полтора дороже, но и «выхлоп» совершенно другой.
 
Магомед Закаржаев — советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие»:
 
— Конечно, такое количество самолетов изначально было избыточным. Ведь когда принималось решение об их приобретении, еще и программы поволжских перевозок не было, то есть взяли машины спонтанно. И, на мой взгляд, Cessna Grand Caravan вообще не подходит для таких полетов. Пассажиров надо возить на двухдвигательных самолетах, которые могут летать днем и ночью. Для этой программы идеально подошел бы проектировавшийся под российские условия L-410: большее количество пассажиров, два двигателя, способность летать днем и ночью, неангарное хранение.
 
Алексей Синицкий — главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»:
 
— Трудно сказать, избыточны или нет 15 машин для поволжского проекта, ведь он развивался методом проб и ошибок, условия менялись несколько раз. Сокращение парка «Ак Барс Аэро», возможно, продиктовано нынешними достаточно сложными для авиаперевозчиков временами — вполне вероятно, что образовались избыточные емкости, которые невозможно заполнить. И вообще, сложный проект, сложный регион... Что касается технических характеристик, надо понимать, что 19-местный L-410 и 9-местная Cessna Grand Caravan — разные вещи и рынки. Да, по каким-то эксплуатационным характеристикам L-410 лучше, но найдется ли в Поволжье такая линия, на которой он будет заполнен полностью? Впрочем, надо отметить и такой факт. Если на Западе сертификационные требования к Cessna Grand Caravan допускают перевозку 13 пассажиров при одном пилоте, то у нас емкость ограничивается 9 пассажирами, плюс на них приходятся 2 пилота — экономика рейса получается принципиально другой.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2014/12/17/25441/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.