Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиадиспетчеров переведут на автопилот


17 декабря 2014 года Мария Кандаурова , Известия


Как выяснили «Известия», Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) намерено внедрить в отечественную гражданскую авиацию новую систему управления полетами под названием SWIM (System Wide Information Management, общесистемное управление информацией). Новые разработки в организации воздушного движения, которые внедряет в небо Международная организация гражданской авиации (ИКАО), позволят существенно снизить нагрузки на диспетчеров, а впоследствии и пилотов гражданской авиации.

Согласно принятому в рамках ИКАО Глобальному аэронавигационному плану, к 2033 году все государства — члены организации должны перейти на SWIM. Работы по интеграции SWIM в западных странах начались в конце 2000-х, предварительная подготовка в России стартовала в 2009 году, а сейчас подведомственный Росавиации НИИ аэронавигации (входит во ФГУП «ГосНИИ ГА») занимается подготовкой стандартов и стратегии внедрения SWIM в российском небе, рассказал «Известиям» Борис Артюков, ведущий специалист этого института.
 
Как говорится в материалах НИИ, ICAO работает над поэтапным совершенствованием системы функционирования гражданской авиации, и сейчас начинается развитие «сетецентрических систем» (концепция SWIM), так как нынешний способ обмена данными «точка–точка» перестал успевать за повышением роста воздушных перевозок и быть эффективным. По словам доктора технических наук, профессора Виктора Соломенцева, замгендиректора ОАО «Азимут» по научной работе и развитию («Азимут» разрабатывает аэронавигационное оборудование), SWIM — это, по сути, интернет для авиации: ее работа основана на предоставлении информации при взаимодействии различных авиационых систем.
 
— Сейчас план полета воздушного судна согласовывается на земле. Если во время полета случается нестандартная ситуация, экипаж и наземные службы вынуждены экстренно принимать решение, например, как обойти неблагоприятный фронт. Также усложняет ситуацию и то, что в воздушном пространстве есть узловые зоны, где большое количество самолетов сходятся в один поток. Диспетчеры испытывают большие нагрузки и стресс, пытаясь разводить такие потоки, — говорит Артюков. — Новая система позволит исключить ситуации с перегрузкой диспетчера. Он будет вовлекаться в организацию воздушного движения только тогда, когда возникают экстренные ситуации. Большая роль в управлении полетами будет отдана машинам — это будут компьютеры воздушных судов и наземные автоматизированные системы. Они возьмут на себя функцию обмена информацией, а диспетчер будет постепенно исключаться из этого процесса. Диспетчер будет выполнять функцию скорее рекомендательную или корректирующую, но никак не управления, как это происходит сейчас. Если на эшелоне, допустим, неожиданно появилось облако пепла или гроза, системы на основе общения между собой будут выдавать согласованные рекомендации по выходу из чрезвычайных ситуаций — как пилоту, так и диспетчеру. Это позволяет адаптироваться к тому, что воздушное движение в России увеличивается на 4% в год. Но роль человека всё равно остается главной, потому что именно он принимает окончательное решение. Кроме того, с машинной оптимизацией маршрутов самолеты не будут проводить в воздухе лишнее время — в экологическом аспекте это должно привести к уменьшению шума от самолетов и загрязнения атмосферы углекислым газом.
 
Как писали «Известия», пропускная система московского неба уже на пределе. Произошло увеличение пересекающихся маршрутов, что повлекло многократное увеличение вероятности столкновения самолетов. Диспетчер Московского центра автоматизированного управления воздушным движением держит связь с 15–18 бортами одновременно. В ночь с 20 на 21 октября в аэропорту Внуково из-за столкновения со снегоуборочной машиной потерпел катастрофу легкомоторный самолет Dassault Falcon 50, перевозивший главу французской нефтегазовой компании Total S.A. Кристофа де Маржери. В результате погибли все четыре человека, находившиеся на борту. Среди основных версий случившегося следствие рассматривает действия водителя снегоуборочной машины и ошибку диспетчеров. Диспетчер-стажер и руководитель полетов находятся под домашним арестом, один диспетчер в тюрьме. 
 
Президент аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников рассказал, что в целом в мире по вине авиадиспетчеров происходит не более 5% авиационных происшествий с человеческими жертвами. В России этот показатель аналогичен. 
 
— У нас, к сожалению, часто на авиадиспетчеров вешают чужую вину, хотя у них есть четкие зоны ответственности. Правила ИКАО позволяют проводить расследования более тщательно. Россия старается следовать принципам ИКАО, и думаю, в будущем практика ведения авиационных происшествий изменится в лучшую сторону, — добавил Шелковников. 
 
По словам Артюкова, на следующем этапе внедрения новой системы — «земля-воздух» — бортовые системы самолетов после подключения к SWIM позволят получать пилотам новые планы полетов в случае необходимости изменить маршрут. При внештатных ситуациях центр планирования автоматически будет пересчитывать план полета борта с учетом траектории полета других бортов в региональной, национальной или глобальной системе и передавать его сразу пилоту.
 
— На выходе получится неконфликтующая траектория полетов воздушных судов. Самостоятельно менять маршрут командир воздушного судна (КВС) не имеет права. Процедуры изменения плана полета сейчас занимают много времени и экономически невыгодны. Пилот докладывает в диспетчерскую службу авиакомпании о внештатной ситуации, та подает заявку на изменения диспетчерам управления воздушным движением, и после их решения КВС получает новый согласованный план. Всё идет к тому, что к концу внедрения программы пилот тоже станет наблюдателем по большей части, так же как и диспетчер. Исключение составляет разгон, взлет и посадка самолета, естественно, — рассказал Артюков.
 
О точных сроках внедрения SWIM в мировую и российскую авиацию говорить рано, заметил собеседник. По его словам, сейчас прорабатываются стандарты и подход к организации SWIM в глобальной организации воздушного движения, также в ближайшие годы будет дорабатываться собственно программа; национальная концепция и интересы России будут учитываться при кристаллизации глобальной концепции.
 
— В соответствии с глобальным планом ИКАО, начало внедрения технических решений, основанных на SWIM, начнется в мире в 2017 году. В первую очередь внедрение SWIM произойдет на этапе «земля–земля», далее, в ближайшем десятилетии, на этапе «воздух–земля», — пояснил Артюков. Он выразил надежду, что разработка концепции внедрения SWIM в РФ будет закончена уже в следующем году.
 
«Азимут» занимается вопросами внедрения SWIM параллельно с НИИ аэронавигации.
 
— У нас несколько иные интересы, чем у Института аэронавигации, который является Минтрансу России предприятием. Во всем мире подобной работой кроме госструктур активно занимаются и вкладывают собственные ресурсы промышленные компании, такие как Thales Group (Франция), Indra Sistemas (Испания), Lockheed Martin Corporation (США), Finmeccanica S.p.A. (Италия), а также крупнейшие авиастроители Airbus, Boeing. Внедрение SWIM — это не такая простая процедура, про которую можно сказать: «Завтра заработает SWIM». Эта концепция будет реализована в виде гармонично взаимодействующих технологических решений, которые помогут всем участникам процесса аэронавигации быть информационно осведомленными, оперировать информацией и перерабатывать её в своих интересах. Это и диспетчеры служб ОрВД, и авиакомпании, и аэропорты, и метеорологи, и государственная авиация. На основе этой информационной среды будут внедряться новые технологические решения, например, «совместное принятие решений» (CDM) и т.д., — пояснил Виктор Соломенцев.
 
Росавиация подтвердила одобрение Российской Федерацией перехода к построению перспективной глобальной системы ОрВД.
 
— Общесистемное управление информацией (SWIM) является краеугольным камнем реализации Глобальной эксплуатационной концепции и плана ICAO, определяющих подход к развитию мировой системы организации воздушного движения. Изменения произойдут во всей системе ОрВД. Более 70% требований к новой системе основано на использовании SWIM-технологий. Россия планирует строить национальную систему ОрВД в соответствии с этими принципами, — прокомментировали в пресс-службе ведомства.
 
В 2015 году ICAO будет проведено совещание по управлению аэронавигационной информацией, в рамках которого основное внимание будет уделено SWIM. В первую очередь внедрение программы начнется в Европе и США, там уже готовят демонстрационные испытания. Они пройдут в мае 2015 года при поддержке FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) и SESAR (программа модернизации системы ОрВД в Европе). Российская сторона будет присутствовать как наблюдатель.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer