Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Исчезновение малайзийского самолета напомнило о важной проблеме авиации


29 декабря 2014 года Иван Чернов, Взгляд


Пропажа лайнера Airbus авиакомпании Air Asia вновь заставила заговорить о внедрении системы поиска и слежения, позволяющей «не терять» самолеты. Специалисты говорят, что соответствующее оборудование уже есть, но и с ним случаются «чудеса». В частности, оно стояло на малайзийском Boeing, пропавшем в марте, что не помешало ему исчезнуть.

Одни разговоры
 
«Эта система там стояла, она прекрасно работала, но кто-то ее просто отключил»
 
Исчезновение лайнера Airbus A320 может привести к возобновлению дискуссий о необходимости повсеместного внедрения системы мгновенной передачи данных с самолетов во время чрезвычайных ситуаций, пишет The Wall Street Journal.
Эксперты пока не спешат проводить параллели между исчезновением самолета Air Asia и предыдущими авиакатастрофами, однако неофициально замечают некоторые сходства, пишет издание.
 
Поскольку авиакомпания и индонезийские власти заявили, что лайнер проходил сквозь облака и дождь, эксперты предположили, что на самолете могли образоваться наледи. При этом лед уже не раз вызывал сбои в работе трубки Пито - прибора для измерения динамического напора текущей жидкости или газа – что в итоге и приводило к катастрофе.
 
Самым известным таким случаем является крушение самолета Airbus A330 авиакомпании Air France в июне 2009 года по пути из Франции в Бразилию. После этого были утверждены новые директивы безопасности, авиакомпаниям вменялась замена трубок Пито, в том числе, на лайнерах А320. Но согласно новому предписанию, выпущенному в октябре, на эту замену им дается два года.
 
Не менее интересна информация Wall Street Journal о методах слежения за самолетами. Еще после таинственного исчезновения малайзийского Boeing в марте этого года целый ряд экспертов предложили повсеместно внедрить новые способы автоматической передачи с помощью спутников информации о местонахождении самолетов в любой точке земного шара. Эта система могла бы фиксировать любые отклонения воздушного судна от курса.
 
Другие эксперты выступали за специальные устройства, которые должны были отделяться от самолета в случае катастрофы в море и оставаться плавать, передавая сигнал.
 
Но за два дня до нынешнего исчезновения Airbus бывший председатель американского Национального совета по безопасности на транспорте Джим Холл заявил, что промышленность со времени мартовской катастрофы по-прежнему не сделала шагов для улучшения системы отслеживания самолетов.
 
«Как это произошло – загадка»
 
Как рассказал газете ВЗГЛЯД вице-президент профсоюза летного состава России Олег Приходько, все новые методики внедряются в авиации постепенно. И уже сейчас активно используются очень хорошие системы в сфере безопасности. Например, после катастрофы над Боденским озером была повсеместно внедрена система сближения с другими самолетами, также существуют системы предупреждения столкновений с землей, с горами и т.д.
 
«Их очень много. Но всегда они вначале появляются, потом долго проверяются и уже потом внедряются по всему миру. Поначалу они бывают очень дорогими, потом дешевеют и т.д., - рассказал специалист. – Что касается слежения за самолетами, сейчас есть две очень хороших современных системы: ACARS и ADS-B. Их активно ставят на новых самолетах, но все-таки это зависит от желания заказчика. Он может их поставить, но не обязан этого делать. На дальнемагистральных самолетах, допустим, на Boeing 777, эти системы уже стоят, на среднемагистральных, например, на Airbus A320 – зависит от желания заказчика».
 
Приходько отметил, что изначально ACARS придумали для связи самолета с авиакомпанией, чтобы она могла постоянно отслеживать в пути техническое состояние борта, поскольку возможный простой самолета из-за ремонта всегда дорого обходится его владельцу.
 
«Такие данные попадают в технический центр авиакомпании, ведь даже мы – пилоты, когда летим, не можем знать обо всех сбоях, какие могли произойти в каком-то блоке самолета. А так технические службы уже получают информацию по линии ACARS, и когда мы садимся, внизу нас уже ждут инженеры с необходимым блоком для замены, быстро меняют его и борт летит дальше», - пояснил он.
 
И та же система способна передавать и точные координаты самолета, где бы он ни находился. Но не все так просто. По словам Олега Приходько, такая же система стояла на малайзийском Boeing, пропавшем в марте. И кому-то непостижимым пока образом удалось ее выключить. Историю с тем самолетом эксперт назвал «чудесами».
 
«Эта система там стояла, она прекрасно работала, но кто-то ее просто отключил. Как это произошло – загадка. Дело в том, что она из кабины даже не выключается, я и сам, как пилот, не знаю, как получить к ней доступ. То есть для этого нужно было найти определенные автоматы, если кто-то сделал это сознательно, либо был какой-то совершенно нереальный технический сбой, какая-то бешеная радиолокационная атака», - сказал он.
 
Кроме того, по словам эксперта, система отдельно стояла и на двигателях Boeing и именно она в течении семи часов после исчезновения с радаров лайнера отслеживала работу его двигателей. Вот только об их местонахождении сказать не могла. Но благодаря этим данным специалисты сделали выводы, что борт мог лететь еще куда-то в течении этого времени.
 
Специалисты уже определили предполагаемое место ЧП в территориальных водах Индонезии и направили туда самолеты, вертолеты и корабли
 
Наконец, по его словам, в интернете каждый уже сейчас может найти сайт Flightradar и отследить по нему движение практически любого самолета в мире, его высоту, скорость, маршрут.
 
«Но на самолетах такой системы нет еще, - признался Приходько. – То есть любой пользователь на земле, например, по мобильному телефону уже может смотреть, а мы - пилоты в небе - еще не можем. Потому что каждая система должна проходить испытания, доработки, проверки, прежде, чем будет внедрена у нас».
 
На некоторых самолетах, прежде всего, американских, эта система есть, на других нет. И у диспетчеров она уже внедряется, но стоит пока не у всех.
 
В свою очередь главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров высказал ту же мысль – системы слежения за всеми самолетами в режиме реального времени уже существуют. И помимо Flightradar никуда не исчезли первичные локаторы диспетчерских служб, военные с системами ПВО и т.д. А самолеты пропадают. По его словам, внедрение еще одной, очередной системы в этом ряду вряд ли что-то изменит.
 
«Сначала нужно разобраться с причинами нынешней и мартовской ситуации, а уже потом что-то снова внедрять», - уверен он.
 
Кстати, по мнению эксперта, малайзийский Boeing весной «просто не мог пропасть». Гусаров уверен, что существуют те, кто знают о его местонахождении, но по какой-то причине скрывают это.
 
Нынешняя катастрофа
 
В эти часы продолжает поступать свежая информация по поводу Airbus A320, исчезнувшего в воскресенье над Индонезией с 155 пассажирами и семью членами экипажа на борту.
 
Утром в понедельник индонезийские спасатели обнаружили в районе поисков топливные пятна. При этом никаких обломков и прочих объектов рядом не было, передает ТАСС. Чуть позже вице-президент Индонезии Юсуф Калла заявил, что обнаруженные в море предметы не принадлежат пропавшему самолету.
 
Ранее сообщалось, что местные спасатели проверяет сообщения жителей архипелага Банка-Белитунг, якобы слышавших звук взрыва в районе исчезновения лайнера. Больше информации об этом не было.
 
Между тем, руководитель спасательной операции Хенри Бамбанг Сулистьо заявил, что лайнер, скорее всего, затонул. По оценкам спасателей, глубина в предполагаемом районе крушения - около 40 метров.
 
Поиски самолета возобновились в понедельник с рассветом. В них участвуют корабли, самолеты и вертолеты Индонезии, Сингапура и Малайзии. Координирует операцию Индонезия, над воздушным пространством которой исчез с радаров самолет. При этом авиакомпания Air Asia, которой он принадлежит, базируется в соседней Малайзии (но 49% ее акций принадлежит Индонезии).
 
Свою помощь в поисках также предложила Россия.
 
Добавим, что многие сравнивают нынешнюю ситуацию с исчезновением малайзийского Boeing другой авиакомпании в марте, многие, но не премьер-министр Австралии Тони Эбботт. Он даже назвал подобное поведение «большой ошибкой». По словам политика, нынешний борт «случайно попал в плохие погодные условия и упал». А старый рейс является «одной из величайших загадок нашего времени».


комментарии (1):

il476      07/01/2015 [07:52:49]#1
Пора бы всем понять, что не забота о безопасности стоит на первом месте, а как всегда - банальные деньги. Все эти ELT, ACARS разработаны на Западе с благими намерениями, но с главной целью - получить большие деньги с эксплуатантов за примитивные системы. Зачем были навязаны эти дорогостоящие совершенно неэффективные ELT, хотя на маршрутках, мусоровозах и коммерческих грузовиках за сущие копейки устанавливаются устройства величиной с пачку сигарет, которые в реальном времени показывают оператору местоположение с точностью 5 м.













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов



Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer