← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Лизинговые компании сняли с поезда


17 февраля 2014 года Юлия Галлямова, Елизавета Кузнецова, Егор Попов , КоммерсантЪ


В 2013 году российский рынок финансового лизинга упал впервые со времен кризиса. Основная причина в стагнации железнодорожной отрасли, из-за которой уже второй год падает спрос на основной объект лизинга — грузовые вагоны. Крупнейшие лизинговые компании пытаются спасти ситуацию за счет авиатехники: объем новых сделок в этой сфере вырос вдвое. Но, по мнению участников рынка, возможности роста в авиасегменте ограниченны и результаты 2014 года могут оказаться еще хуже.

В пятницу Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) опубликовала отчет по РСБУ за четвертый квартал 2013 года, из которого следует, что общий объем ее портфеля увеличился за минувший год на 47,3%, до 133,5 млрд руб. Прирост нового бизнеса составил 22% (рост до 59,7 млрд руб.). "Наибольший прирост обеспечила авиатехника, в том числе за счет госпрограммы субсидирования лизинговых платежей региональных авиакомпаний",— пояснил "Ъ" первый замгендиректора ГТЛК Антон Борисевич. С 2012 по 2013 год доля авиализинга в портфеле ГТЛК выросла с 2% до 15,6%, а доля железнодорожного лизинга упала с 69% до 64%. В отчете компании отмечается, что замедление рынка лизинга, начавшееся в 2012 году, "переросло в падение" по итогам трех кварталов 2013 года. "Объем новых сделок сократился на 2,6% и составил 940 млрд руб.",— говорится в отчетности. При этом у лизинговых компаний "преимущественно пессимистические ожидания" в отношении динамики рынка из-за "неопределенности дальнейшей экономической ситуации".

По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" (исследование есть в распоряжении "Ъ"), в 2013 году объем новых сделок на российском лизинговом рынке сократился на 2% по сравнению с 2012 годом, до 1,3 трлн руб. Во многом это было обусловлено падением спроса на железнодорожную технику, доля которой сократилась на рынке лизинга с 41% до 35% (до 460 млрд руб.). Она падает с 2012 года, когда из-за переизбытка вагонов началось снижение ставок на аренду подвижного состава. Ситуацию усугубило падение погрузки на железной дороге на 2,8% в 2013 году. В таких условиях у железнодорожных операторов отсутствует потребность в дополнительном подвижном составе и лизингодателям "больше некуда расти" в этом сегменте, отмечает глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров.

В то же время объемы авиационных сделок выросли в два раза, до 18% (234 млрд руб.), став драйвером роста всего лизинга, следует из отчета "Эксперт РА". Без них "общее падение рынка могло составить 8-9%", отмечает гендиректор "Эксперт РА" Павел Самиев. В других транспортных сегментах также наблюдалась положительная динамика: 14,1% нового бизнеса пришлось на грузовой автотранспорт (183 млрд руб.).

Лидером на рынке по-прежнему остается "ВЭБ-Лизинг" (общий портфель на 1 января 2014 года — 609 млрд руб.), но в 2013 году спрос на услуги компании упал почти на 30%, до 207 млрд руб. Незначительный рост по новым сделкам (всего 1,4%) показала "ВТБ Лизинг", портфель заказов которой в прошлом году увеличился на 112 млрд руб. (до 346 млрд руб.). Обе компании в первую очередь ориентируются на железнодорожный лизинг. У "Сбербанк Лизинга", который делает ставку на авиатехнику, напротив, объем нового бизнеса вырос на 50%, до 124,3 млрд руб. (общий портфель — около 242 млрд руб.).

Большинство опрошенных "Ъ" финансовых лизингодателей заявили, что в 2014 году не ожидают восстановления железнодорожного рынка и поэтому будут ориентироваться на другие виды транспорта, в первую очередь на самолеты и автомобили. Но, по мнению источника "Ъ" в одной из лизинговых компаний, лизингодатели переоценивают возможности авиасегмента: "Объемы перевозок снижаются, расширение парка уже не требуется". "Пессимистические ожидания, касающиеся объемов рынка лизинга в 2014 году, вполне реалистичны",— считает замгендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. По мнению Владимира Карнозова из Aviation Explorer, сейчас услуга лизинга вообще "становится сомнительной" из-за высокой динамики изменения курсов валют.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2014/2/17/24392/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.