Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летчик-юрист. Командир Ту-134 защищал товарищей и боролся с коррупцией


19 февраля 2014 года Яна Габдуллина, Аргументы и факты. Пермь


Более 30 лет пермяк Вадим Катаев провел в небе. Были в его практике и трудности, и забавные моменты. Он не только летал, а еще и помогал своим товарищам выходить из сложных жизненных ситуаций, и боролся с коррупцией. Коммуникабельность, открытость и любознательность позволили ему не утратить оптимизма. После завершения летной карьеры он полюбил гулять по лесу с компасом – как будто бы летая. Сегодня экс-командир воздушного судна Ту-134 Вадим Катаев счастливо живет со своей женой и любит вспоминать обо всем, что было, с улыбкой.

«Думали, что я угоню самолет за границу»

Все началось еще в юности, когда друг привел десятиклассника Вадима Катаева в аэроклуб. Два месяца претендентов готовили к поступлению. Как говорит сам Вадим Герасимович, в аэроклубе больше рассказывали, как хорошо быть летчиком, чем давали профессиональные навыки. Тем не менее, за это время он узнал, как прыгать с парашютом, получил первые знания по самолетовождению и теории полета.

Спустя два месяца предстояло пройти медицинскую и мандатную комиссии. И если с первой все прошло без проблем, со второй у Вадима Катаева сначала возникли трудности. Из-за того, что десятиклассник не состоял в комсомоле, в аэроклуб его могли не взять.

«Мандатная комиссия состояла из трех человек: двух подполковников военно-воздушных сил и инструктора райкома комсомола Ленинского района. Они быстро спросили, комсомолец ли я. Я сказал, что нет. Девушка из райкома комсомола воспротивилась, сказала, что нельзя меня пропускать, что я ненадежный и угоню самолет за границу. И я сразу скис», – вспоминает Вадим Катаев.

Позже все беспокойства отпали сами собой – Вадима Катаева приняли курсантом в аэроклуб.

Потом был первый прыжок с парашютом, первые полеты. А после окончания аэроклуба его вместе с товарищами отправили в школу первоначальной летной подготовки в Актюбинск. Там Вадим Катаев прослужил два года.

«Чистили рельсы от снега»

Два года службы в Актюбинске, – рассказывает Вадим Герасимович, – курсанты не столько летали, сколько занимались общественно-полезными делами. Зимой постоянно заметало железнодорожные пути, приходилось их чистить.

«И вот нас оденут потеплей, и мы выходим. Поезда ждут, пока мы вычистим дорогу. Потом с чувством собственного достоинства заходим в вагон-ресторан и покупаем водки! Своих начальников не боимся, да и они же видят, что мы мерзнем – мы же весь день чистим эти дороги то на одном участке, то на другом», – вспоминает летчик.

После окончания школы первоначальной летной подготовки начинающий пилот поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (Балашовское ВВАУЛ). «Мы так подумали и решили, что война кончилась и что надо быть поближе к технике, которая полезнее для тебя и для страны. И пошли в транспортную авиацию», – говорит он.

Из тех, кто хотел в гражданскую авиацию, выстроилась целая очередь. «Был бы я первый в ней, взял бы, может, Пермь или Москву. Но я очень любил играть в бильярд! Все свободное время проводил в доме офицеров. И когда вернулся с очередной игры, осталась лишь капелька предложений», – вспоминает Катаев.

В итоге начинающий пилот снова отправился в Казахстан.

Спустя три года службы, когда Вадим Катаев налетал около 1800 часов, его сделали командиром воздушного судна. А еще через два года летчик добился перевода в Пермь. «Родина здесь, – улыбается пилот. – Приехал уже командиром, который имеет допуск летать без бортмеханика и бортрадиста. Вроде как звездой считался».
Первый полет командира

Свой первый полет в качестве командира воздушного судна Вадим Катаев не забудет никогда. Во-первых, все его подчиненные оказались старше его. Во-вторых, сам полет оказался не простым.

«Когда самолет отправляют в полет, в пункт приема идет радиограмма. Те службы меня ждут и знают, что это ПСП (первый самостоятельный полет). Подлетаем к Алма-Ате, радист и говорит, что боковой ветер 12 метров в секунду. Этот самолет чего боится, так бокового ветра! На нем допускается только 8 метров в секунду… К счастью, все закончилось благополучно, прилетели».

Не самым легким стал и первый полет на Ил-18. «Для меня это до сих пор загадка», – говорит Катаев. Экипаж летел из Ленинграда. Когда самолет зашел в Кировское воздушное пространство, диспетчер категорично заявил, что Пермь закрыта, и отправил экипаж в Горький (сейчас Нижний Новгород – прим. ред.). Там из-за плохой погоды самолет удалось посадить только со второй попытки.

Летчик-правозащитник

Годы шли, а Вадим Катаев все время чему-то учился. И вот ему пришла мысль получить юридическое образование. В 1971 году он поступил на заочное отделение юрфака Пермского государственного университета. «Преподаватели спрашивали, зачем мне это! Ведь у меня и так такая работа, такой заработок! А я говорю – мне сам процесс интересен», – рассказывает летчик.

К слову, юристом он никогда и не работал. Знания помогали ему в летной практике. Вадим Катаев был членом товарищеского суда и занимался делами по проступкам пилотов. Нередко «вытаскивал» тех, о ком дурная слава пошла случайно.

Так было с одним его товарищем, который по нелепости попал в медвытрезвитель. Используя право провести собственное расследование, Вадим Катаев узнал всю подноготную истории и выяснил, что милиционеры сфальсифицировали протокол. В результате товарища удалось спасти. В противном случае его могли ждать наказания – от переноса отпуска и лишения тринадцатой зарплаты до сдвига в конец очереди на квартиру.

Иной раз летчик-юрист выводил на чистую воду коррупционеров. Так было в аэропорту Минеральных вод.

«Вижу – в сторонке стоит пожилая женщина с двумя маленькими детьми. Вид у нее такой печальный был. Тут дежурная по посадке говорит, что всех посадили. Я спрашиваю: «А это?» – и показываю на эту женщину. А дежурная отвечает, что они опоздали на регистрацию», – вспоминает Вадим Герасимович.

В итоге командир взял опоздавших на борт под свою ответственность. Позже он выяснил, что женщина с детьми опоздала всего на пару минут, а ее билеты к тому времени уже были проданы другим людям. Вадим Катаев, как только у него появилось свободное время, направил во все возможные инстанции письма, в которых написал о случившемся. Спустя почти месяц ему пришел ответ – сотрудницу, продавшую билеты опоздавших пассажиров, уволили, а с остальными сотрудниками аэропорта провели беседы.

Юридическое образование страховало Катаева и во время полетов. Нередко ему приходилось нарушать инструкции, чтобы спасти самолет и находившихся на его борту пассажиров. «Когда изучали римское право, я узнал выражение: «Закон, принятый сегодня, завтра уже устаревает». Я этим успокаивался. Инструкция – не такая незыблемая догма!» – уверен пилот.

Оранжевый шар

Одним из самых непонятных и запоминающихся событий в жизни Вадима Катаева была встреча с неизвестным объектом. Летом 1968 года он летел из Ленинграда в Пермь. Рейс задержали, поэтому полет был поздний. Лететь помогал попутный ветер, и пилоты попросили у диспетчера разрешения подняться повыше – на 10 тысяч метров, чтобы прилететь в Пермь еще быстрее.

«Диспетчер нас пропустил. И вот, когда мы прошли волгоградскую зону, впереди появился оранжевый круг. Волей-неволей начинаешь анализировать – Луна это или стратостат. Но Луна была сзади. А на стратостат круг похож не был. Он держался впереди нас примерно на полкилометра», – рассказывает Вадим Катаев.

Ни на одном приборе объект никак не высвечивался. И в какой-то момент он полетел прямо на самолет и исчез.

О случившемся командир доложил руководству. Но ответа не последовало. Что это был за оранжевый шар, теперь остается только догадываться.
«Я ее увидел и понял – это мое!»

Рассказывая о знакомстве с супругой, Вадим Герасимович скромно улыбается и вспоминает: «Перед поступлением в училище гражданской авиации мне нужны были книжки. И когда я приехал в Пермь, мама предложила взять учебники у дочери ее подруги. Я пришел к ним домой, увидел ее и понял – это мое».

А после знакомства оказалось, что день рождения у будущей жены Катаева 18 августа – в День Воздушного Флота СССР. Пилот уверен, что это была судьба. Вместе супруги Катаевы уже больше 50 лет.

Сейчас Вадим Катаев на пенсии. Окончательно летать он прекратил еще в 1985 году. Он любит лес, сравнивая прогулки по нему с полетами. «Возьмешь с собой компас – и будто летаешь», – с ностальгией в голосе говорит летчик.

За плечами пермяка – множество историй, которые он с удовольствием готов рассказывать часами. А на вопрос, тяжело ли давалось летное дело, он отвечает: «У меня все всегда складывалось легко».



комментарии (1):

APS1965      04/03/2014 [14:43:55]#1
Здоровья тебе "батя"! Летай еще сто лет!













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBy95f
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/lpk/: подробности по ссылке.
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/city/appliances/fridge/dlv/dacha/, подробнее здесь.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/country/container/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer