Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летчик-юрист. Командир Ту-134 защищал товарищей и боролся с коррупцией


19 февраля 2014 года Яна Габдуллина, Аргументы и факты. Пермь


Более 30 лет пермяк Вадим Катаев провел в небе. Были в его практике и трудности, и забавные моменты. Он не только летал, а еще и помогал своим товарищам выходить из сложных жизненных ситуаций, и боролся с коррупцией. Коммуникабельность, открытость и любознательность позволили ему не утратить оптимизма. После завершения летной карьеры он полюбил гулять по лесу с компасом – как будто бы летая. Сегодня экс-командир воздушного судна Ту-134 Вадим Катаев счастливо живет со своей женой и любит вспоминать обо всем, что было, с улыбкой.

«Думали, что я угоню самолет за границу»

Все началось еще в юности, когда друг привел десятиклассника Вадима Катаева в аэроклуб. Два месяца претендентов готовили к поступлению. Как говорит сам Вадим Герасимович, в аэроклубе больше рассказывали, как хорошо быть летчиком, чем давали профессиональные навыки. Тем не менее, за это время он узнал, как прыгать с парашютом, получил первые знания по самолетовождению и теории полета.

Спустя два месяца предстояло пройти медицинскую и мандатную комиссии. И если с первой все прошло без проблем, со второй у Вадима Катаева сначала возникли трудности. Из-за того, что десятиклассник не состоял в комсомоле, в аэроклуб его могли не взять.

«Мандатная комиссия состояла из трех человек: двух подполковников военно-воздушных сил и инструктора райкома комсомола Ленинского района. Они быстро спросили, комсомолец ли я. Я сказал, что нет. Девушка из райкома комсомола воспротивилась, сказала, что нельзя меня пропускать, что я ненадежный и угоню самолет за границу. И я сразу скис», – вспоминает Вадим Катаев.

Позже все беспокойства отпали сами собой – Вадима Катаева приняли курсантом в аэроклуб.

Потом был первый прыжок с парашютом, первые полеты. А после окончания аэроклуба его вместе с товарищами отправили в школу первоначальной летной подготовки в Актюбинск. Там Вадим Катаев прослужил два года.

«Чистили рельсы от снега»

Два года службы в Актюбинске, – рассказывает Вадим Герасимович, – курсанты не столько летали, сколько занимались общественно-полезными делами. Зимой постоянно заметало железнодорожные пути, приходилось их чистить.

«И вот нас оденут потеплей, и мы выходим. Поезда ждут, пока мы вычистим дорогу. Потом с чувством собственного достоинства заходим в вагон-ресторан и покупаем водки! Своих начальников не боимся, да и они же видят, что мы мерзнем – мы же весь день чистим эти дороги то на одном участке, то на другом», – вспоминает летчик.

После окончания школы первоначальной летной подготовки начинающий пилот поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (Балашовское ВВАУЛ). «Мы так подумали и решили, что война кончилась и что надо быть поближе к технике, которая полезнее для тебя и для страны. И пошли в транспортную авиацию», – говорит он.

Из тех, кто хотел в гражданскую авиацию, выстроилась целая очередь. «Был бы я первый в ней, взял бы, может, Пермь или Москву. Но я очень любил играть в бильярд! Все свободное время проводил в доме офицеров. И когда вернулся с очередной игры, осталась лишь капелька предложений», – вспоминает Катаев.

В итоге начинающий пилот снова отправился в Казахстан.

Спустя три года службы, когда Вадим Катаев налетал около 1800 часов, его сделали командиром воздушного судна. А еще через два года летчик добился перевода в Пермь. «Родина здесь, – улыбается пилот. – Приехал уже командиром, который имеет допуск летать без бортмеханика и бортрадиста. Вроде как звездой считался».
Первый полет командира

Свой первый полет в качестве командира воздушного судна Вадим Катаев не забудет никогда. Во-первых, все его подчиненные оказались старше его. Во-вторых, сам полет оказался не простым.

«Когда самолет отправляют в полет, в пункт приема идет радиограмма. Те службы меня ждут и знают, что это ПСП (первый самостоятельный полет). Подлетаем к Алма-Ате, радист и говорит, что боковой ветер 12 метров в секунду. Этот самолет чего боится, так бокового ветра! На нем допускается только 8 метров в секунду… К счастью, все закончилось благополучно, прилетели».

Не самым легким стал и первый полет на Ил-18. «Для меня это до сих пор загадка», – говорит Катаев. Экипаж летел из Ленинграда. Когда самолет зашел в Кировское воздушное пространство, диспетчер категорично заявил, что Пермь закрыта, и отправил экипаж в Горький (сейчас Нижний Новгород – прим. ред.). Там из-за плохой погоды самолет удалось посадить только со второй попытки.

Летчик-правозащитник

Годы шли, а Вадим Катаев все время чему-то учился. И вот ему пришла мысль получить юридическое образование. В 1971 году он поступил на заочное отделение юрфака Пермского государственного университета. «Преподаватели спрашивали, зачем мне это! Ведь у меня и так такая работа, такой заработок! А я говорю – мне сам процесс интересен», – рассказывает летчик.

К слову, юристом он никогда и не работал. Знания помогали ему в летной практике. Вадим Катаев был членом товарищеского суда и занимался делами по проступкам пилотов. Нередко «вытаскивал» тех, о ком дурная слава пошла случайно.

Так было с одним его товарищем, который по нелепости попал в медвытрезвитель. Используя право провести собственное расследование, Вадим Катаев узнал всю подноготную истории и выяснил, что милиционеры сфальсифицировали протокол. В результате товарища удалось спасти. В противном случае его могли ждать наказания – от переноса отпуска и лишения тринадцатой зарплаты до сдвига в конец очереди на квартиру.

Иной раз летчик-юрист выводил на чистую воду коррупционеров. Так было в аэропорту Минеральных вод.

«Вижу – в сторонке стоит пожилая женщина с двумя маленькими детьми. Вид у нее такой печальный был. Тут дежурная по посадке говорит, что всех посадили. Я спрашиваю: «А это?» – и показываю на эту женщину. А дежурная отвечает, что они опоздали на регистрацию», – вспоминает Вадим Герасимович.

В итоге командир взял опоздавших на борт под свою ответственность. Позже он выяснил, что женщина с детьми опоздала всего на пару минут, а ее билеты к тому времени уже были проданы другим людям. Вадим Катаев, как только у него появилось свободное время, направил во все возможные инстанции письма, в которых написал о случившемся. Спустя почти месяц ему пришел ответ – сотрудницу, продавшую билеты опоздавших пассажиров, уволили, а с остальными сотрудниками аэропорта провели беседы.

Юридическое образование страховало Катаева и во время полетов. Нередко ему приходилось нарушать инструкции, чтобы спасти самолет и находившихся на его борту пассажиров. «Когда изучали римское право, я узнал выражение: «Закон, принятый сегодня, завтра уже устаревает». Я этим успокаивался. Инструкция – не такая незыблемая догма!» – уверен пилот.

Оранжевый шар

Одним из самых непонятных и запоминающихся событий в жизни Вадима Катаева была встреча с неизвестным объектом. Летом 1968 года он летел из Ленинграда в Пермь. Рейс задержали, поэтому полет был поздний. Лететь помогал попутный ветер, и пилоты попросили у диспетчера разрешения подняться повыше – на 10 тысяч метров, чтобы прилететь в Пермь еще быстрее.

«Диспетчер нас пропустил. И вот, когда мы прошли волгоградскую зону, впереди появился оранжевый круг. Волей-неволей начинаешь анализировать – Луна это или стратостат. Но Луна была сзади. А на стратостат круг похож не был. Он держался впереди нас примерно на полкилометра», – рассказывает Вадим Катаев.

Ни на одном приборе объект никак не высвечивался. И в какой-то момент он полетел прямо на самолет и исчез.

О случившемся командир доложил руководству. Но ответа не последовало. Что это был за оранжевый шар, теперь остается только догадываться.
«Я ее увидел и понял – это мое!»

Рассказывая о знакомстве с супругой, Вадим Герасимович скромно улыбается и вспоминает: «Перед поступлением в училище гражданской авиации мне нужны были книжки. И когда я приехал в Пермь, мама предложила взять учебники у дочери ее подруги. Я пришел к ним домой, увидел ее и понял – это мое».

А после знакомства оказалось, что день рождения у будущей жены Катаева 18 августа – в День Воздушного Флота СССР. Пилот уверен, что это была судьба. Вместе супруги Катаевы уже больше 50 лет.

Сейчас Вадим Катаев на пенсии. Окончательно летать он прекратил еще в 1985 году. Он любит лес, сравнивая прогулки по нему с полетами. «Возьмешь с собой компас – и будто летаешь», – с ностальгией в голосе говорит летчик.

За плечами пермяка – множество историй, которые он с удовольствием готов рассказывать часами. А на вопрос, тяжело ли давалось летное дело, он отвечает: «У меня все всегда складывалось легко».



комментарии (1):

APS1965      04/03/2014 [14:43:55]#1
Здоровья тебе "батя"! Летай еще сто лет!













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBy95f
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/lpk/: подробности по ссылке.
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/city/appliances/fridge/dlv/dacha/, подробнее здесь.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/country/container/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer