Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поколенческие интриги: кому мешает FGFA?


7 февраля 2014 года Илья Крамник, Голос России


DEFEXPO-2014 – выставка сухопутных и военно-морских вооружений в Нью-Дели, но избежать обсуждения авиационной темы на салоне невозможно, особенно на фоне недавно развернувшейся в индийской прессе критики одной из самых амбициозных совместных российско-индийских программ, а именно программы создания истребителя пятого поколения FGFA на основе российского проекта Т-50 ПАК ФА

Как отметил на брифинге для прессы заместитель руководителя ФСВТС России Вячеслав Дзиркалн, работы над проектом продолжаются по ранее утвержденному графику и кампания в прессе этому не мешает. Вместе с тем сам факт подобной информационной атаки говорит о том, что в Индии есть достаточное число противников сотрудничества с РФ в данной сфере.

Корни проблемы видны невооруженным глазом: структура ВВС Индии, делающих ставку на использование главным образом самолетов производства РФ и Франции, предполагает наличие в руководстве ВВС как минимум двух лоббистских групп – пророссийской и профранцузской.

При этом вторая группа, недавно добившаяся успеха (победителем тендера MMRCA стал французский истребитель Rafale), испытывает дефицит ресурсов: высокая цена Rafale, выбивающаяся за утвержденные контрактные рамки и не самые большие экономические возможности Индии, вынуждает искать дополнительные средства, и совместная с Россией программа создания истребителя пятого поколения в этих условиях становится мишенью для лоббистских атак.

Вместе с тем здравых аргументов против FGFA не так много. В основном критике подвергается цена самолета, которая, очевидно, превысит сто миллионов долларов за единицу. Однако грядущая покупка "Рафалей" по цене, приближающейся к 20 миллиардам евро за 126 машин, очевидно, обойдется еще дороже. При этом нельзя забывать о разнице поколений – прототип FGFA, истребитель Т-50, совершил первый полет в январе 2010 года, на 23 с половиной года позже первого "Рафаля".

Но если "Рафалю" можно найти замену среди других машин с близкими ТТХ, то проект FGFA с этой точки зрения уникален: тяжелый истребитель пятого поколения Индии больше не даст никто.

Тем не менее "схватка за деньги" продолжается и, учитывая текущую обстановку, вряд ли скоро прекратится. По мнению ряда специалистов, вполне возможен отказ Индии от Rafale с аннулированием результатов тендера MMRCA и перераспределением средств в пользу других программ, включая FGFA.

Не только истребители

Истребитель пятого поколения – не единственная совместная разработка российских и индийских авиастроителей. Большие надежды с обеих сторон возлагаются на проект MTС/МТА (многоцелевой транспортный самолет/medium transport aircraft, ведущий свое происхождение от самолета Ил-214).

Межправительственное соглашение о совместной разработке и строительстве самолёта МТА было подписано правительствами России и Индии ещё в 2007 году. В последующие годы будущие партнеры договорились, что российской и индийской стороне будет принадлежать по 50% акций предприятия, штаб-квартира будет открыта в Нью-Дели. Производство самолёта будет размещено как в России, так и в Индии. Производственные планы предусматривают выпуск 205 машин, из которых 30% может пойти на экспорт в третьи страны.

Если все пойдет по плану, то первый полет МТА состоится в 2016-2018 году. По словам генерального конструктора ОАО "Ильюшин" В. В. Ливанова, Министерство обороны России предполагает заказать 100 самолётов этого типа, Индия - 45. Это позволит выйти на безубыточный уровень производства. Общий потенциал мирового рынка самолётов МТА оценивается в 390 штук с учетом гражданской транспортной авиации.

В феврале 2014 года должен быть пройден очередной важный этап – представление документов по проекту самолета. Дату первого полета, впрочем, пока точно не называют, но, оценочно, это случится, скорее всего, в 2017 году. Новый самолет должен будет закрыть нишу 12-20 тонн, освобождающуюся в ВВС России после снятия с вооружения самолетов Ан-12.

Реализация проекта МТС/МТА сталкивается с немалым количеством проблем, включая в том числе почти 7-летний простой в разработке с 2001 по 2008 годы, однако успех машины критически важен как для ВВС России, так и для ВВС Индии. Обе страны располагают большим количеством отдаленных объектов, требующих снабжения по воздуху, при этом использование машин типа Ил-76 отнюдь не всегда возможно и целесообразно.

Реализация проектов FGFA и МТА позволит ВВС Индии получить современный авиапром. России эти проекты позволяют за счет денежных средств партнеров продвинуться дальше в разработках, повысив уровень технологий и компетенцию разработчиков. В условиях когда проекты новой техники становятся все дороже и сложнее, этой возможностью нельзя пренебрегать.



комментарии (5):

HZ66      08/02/2014 [12:17:47]#1
FGFA мешает, прежде всего, отсутствие заметных успехов в отечественных программах самолетостроения. Я бы на месте индусов не вложился бы в совместную разработку истребителя со страной, успехи которой в течение 30 с хвостиком лет ограничивались модификациями Су-27 с присвоением им новых названий, и ремоторизацией Ил-76. "Успехи" с разработкой ПАКФА тоже не внушают веры в результативность FGFA. Следует трезво смотреть на реальность. Единственной страной, обладающей всеми технологиями, необходимыми для создания боевого самолета нового поколения, являются США.

drkov      08/02/2014 [23:55:55]#2
А что с ПАК ФА не так?

HZ66      09/02/2014 [12:59:11]#3
"А что с ПАК ФА не так?"
Понятия не имею, что конкретно "не так", потому что через четыре года после первого полета кроме "испытания проходят успешно" и "принятие на вооружение переносится на ... год" мы ничего не слышим.

Ndakota      10/02/2014 [13:10:22]#4
а что слышать о фактически том же Су-27, только в новой обертке?
двигатели не доведены, БРЭО - нет, вооружение тоже вроде не в пятиминутной готовности. Больше всего поразило качество сборки при рассмотрении этого чуда вблизи.

APS1965      11/02/2014 [12:33:11]#5
Зато у нас есть Погосян!













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8DEe
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/cars/container/20f/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer