Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кузнице авиационных командных кадров – 90 лет


16 апреля 2014 года Виктор Зенков, Военно-промышленный курьер


Командный факультет был создан в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики № 2668 от 10 декабря 1923 года при Академии Воздушного флота имени профессора Н. Е. Жуковского. Занятия начались 11 февраля 1924-го. Факультет просуществовал три года. Первый и единственный выпуск командиров с высшим военно-авиационным образованием состоялся 29 января 1927 года (в то время факультет службы Воздушного флота).

С 1927 по 1930-й факультет не работал. Однако необходимость подготовки и переподготовки начальствующего состава ВВС заставила организовать с 1 октября 1927 года курсы усовершенствования командиров авиационных частей, офицеров штабов и преподавателей авиационных училищ при Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского.
 
Потребность в подготовленном руководящем командном составе все более возрастала. В связи с этим решением Реввоенсовета СССР № 105 от 23 апреля 1930 года задача подготовки авиационных командиров с высшим образованием была вновь возложена на ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского. Факультет, воссозданный указанным решением, получил наименование – командный. Занятия начались 1 октября 1930-го и с того времени продолжаются непрерывно до сих пор. В составе академии командный факультет произвел девять выпусков авиационных командиров общей численностью 474 человека. Воспитанниками факультета только за этот период являлись главные маршалы авиации K. А. Вершинин, П. Ф. Жигарев, маршалы авиации С. И. Руденко и С. А. Худяков, генералы А. П. Андреев, С. К. Горюнов, Ф. С. Гудков, Н. П. Каманин и другие.
 
29 марта 1940 года в связи с созданием по приказу НКО СССР № 73 Академии командного и штурманского состава ВВС КА командный факультет вошел в состав этой академии. В межвоенные годы в ее стенах трудились виднейшие ученые, военные теоретики, талантливые руководители. Среди них Б. М. Шапошников – впоследствии Маршал Советского Союза, Д. М. Карбышев – профессор военно-инженерного дела, А. Н. Лапчинский, Н. А. Яцук, Г. Д. Гай – Герой Гражданской войны, М. Н. Никольский, B. C. Пышнов – впоследствии заслуженный деятель науки, Е. И. Титаренко и другие.
 
С началом Великой Отечественной войны факультет перешел на одногодичный срок обучения будущих авиационных командиров, реализуя принцип «Учить войска тому, что необходимо на войне». За период с 1941 по 1945 год на факультете были подготовлены 1464 офицера. Во время войны выпускники факультета мужественно и умело сражались за честь и независимость нашей Родины. Многие из них награждены самыми высокими правительственными наградами.
 
После окончания войны основная задача факультета заключалась в том, чтобы дать высшее образование участникам войны, имеющим богатый боевой опыт, тем самым заложить основы в подготовку последующего поколения руководящего состава ВВС. За период функционирования факультета его окончили более 400 Героев Советского Союза и России, из них 28 дважды и один трижды – маршал авиации И. Н. Кожедуб.
 
Профессорско-преподавательский состав командного факультета внес весомый вклад в подготовку военных авиационных кадров, обеспечивших в послевоенные годы освоение ВВС реактивной авиатехники нескольких поколений, разработку важнейших положений по использованию авиации в условиях применения ядерного оружия, усиление внимания на изучение и внедрение в практику боевой подготовки средств автоматизированного управления войсками.
 
Ученые факультета внесли большой вклад в развитие военно-авиационной науки, в разработку руководящих документов для войск.
 
Значительная роль в решении сложных задач, стоящих перед академией, принадлежала ведущим ученым факультета – генерал-майору В. М. Вдовину, полковникам Б. И. Бачкало, Г. М. Колесникову, А. Б. Краснову, В. М. Палагуте, С. Н. Шачневу, С. С. Шамшину.
 
Выпускники факультета, ставшие докторами наук: Г. А. Пшенянник, А. Б. Краснов, В. Г. Рог, Г. П. Лаврик, Н. И. Белоусов, А. М. Корзун, Б. Ф. Корольков, В. И. Коробов, Л. М. Королев, В. М. Тарабанов, С. Н. Шачнев, С. С. Шамшин, Н. Е. Платонов, В. В. Васютин, М. В. Беляев, В. М. Зарецкий, В. Е. Зенков, Н. П. Манько, В. Ф. Мордвинов, А. А. Непочатых, Г. И. Пещеров, Ю. Ф. Пивоваров, В. А. Пранович, М. Д. Тюрин, В. Н. Свищев.
 
За 90 лет своего существования факультет произвел более 80 выпусков с общей численностью свыше 13 тысяч офицеров командного состава ВВС. Выпускники факультета занимали и занимают высокие должности в государственном аппарате, в центральном аппарате МО РФ, видов Вооруженных Сил, командуют объединениями, соединениями и частями. На факультете проходили обучение главнокомандующие ВВС: главный маршал авиации К. А. Вершинин, дважды Герои Советского Союза маршалы авиации А. Н. Ефимов, Е. И. Шапошников, Герой Российской Федерации генерал армии П. С. Дейнекин, генерал-полковник А. Н. Зелин, генерал-лейтенант В. Н. Бондырев, командующий ВТА, а затем министр гражданской авиации СССР маршал авиации А. Н. Логинов и другие.
 
На факультете обучались летчики-космонавты: П. И. Беляев, А. А. Губарев, В. А. Шаталов, А. В. Филипченко, В. А. Ляхов, В. В. Васютин, В. В. Циблиев, В. Г. Корзун, А. М. Самокутяев, О. В. Новицкий, Е. И. Тарелкин.
 
В условиях продолжающегося реформирования ВС РФ, наращивания объема задач, возлагаемых на новые структуры ВВС и ПВО, основная цель деятельности факультета – подготовить авиационного командира, владеющего теоретическими основами и практическими навыками организации и руководства боевыми действиями подразделений и авиационных баз, системой боевой подготовки, обучением и воспитанием личного состава в условиях повседневной деятельности и обеспечения безаварийной летной работой.
 
В настоящее время командный факультет функционирует в составе ВУНЦ ВВС (ВВА) имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (город Воронеж). К сожалению, в результате перевода академии из городского поселения Монино факультет утратил огромный научно-педагогический потенциал и научные школы, формировавшиеся десятилетиями.
 
Поздравляем с 90-летием командного факультета ВВА его ветеранов, отдавших свои лучшие годы, талант, знания, богатый практический и боевой опыт слушателям – будущим авиационным командирам и молодым преподавателям для того, чтобы Военно-воздушные силы России всегда могли выполнить свои задачи по защите нашей великой Родины.
 
Уважаемые ветераны! Желаем вам долгих лет жизни, активности и оптимизма, а действующему личному составу – успехов в деле подготовки командных кадров ВВС.
 
Ветераны ВВА им. Ю. А. Гагарина, командного факультета еще не потеряли надежду на то, что академия вновь перебазируется из Воронежа в Монино, как в годы Великой Отечественной войны из города Чкалова (Оренбург) после вынужденного убытия из прифронтового Подмосковья в 1941 году.


комментарии (2):

Иосиф Козий      17/04/2014 [08:17:22]#1

Это вредителькое Решение состоялось вопреки возражениям и сотням просьб знаменитых и уважаемых авиаторов России к Мин. обороны (Сердюкову) и к Президенту РФ. Нужно немедленно востановить справедливость-перевести Академию в Монино! Выпускник 1970г.

Иосиф Козий      17/04/2014 [08:21:13]#2
( Вместо Логинова читать Волков )













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer