Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Инкубатор для "Прометея"


18 апреля 2014 года Егор Верещагин , Московский Комсомолец


Последние геополитические события заставляют общественность задуматься не только об экономическом потенциале нашей страны, но и о военном. Известно, что в некоторых российских военных частях взяты на вооружение зенитно-ракетные комплексы С-400 («Триумф»), но их недостаточно. В этом свете программа модернизации вооружения РФ, по которой выделяются сумасшедшие средства, выглядит не такой уж бредовой. Значительная доля финансирования идет именно на создание системы воздушно-космической обороны страны. В частности, планируется сделать больше «Триумфов» и начать производство более перспективных комплексов – С-500 (“Прометей“). Этим предстоит заняться в том числе и нижегородцам.

Щит за океаном

Поговорим сначала о системе противоракетной обороны (ПРО) США, которую некоторые военные аналитики преподносят как наиболее удачную. О ней довольно много информации в открытых источниках. Если им верить, это довольно сложная система, состоящая из группировки космических спутников слежения, различных радарных систем и ракетных комплексов (как морского, так и наземного базирования), распределенных географически так, чтобы вся территория Штатов была «прикрытой».

Основным элементом американской ПРО считается GBMD – единственный противоракетный комплекс, способный «доставать» до ионосферы и поражать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Правда, только моноблочные, и в этом существенный недостаток GBMD. В настоящее время GBMD размещены на Аляске и в Калифорнии.

Есть у США также комплексы морского базирования Aegis, расположенные на кораблях. Сначала комплексы были зенитными, но в ходе модернизации «Эйджисы» оснастили противоракетами, способными сбивать цели как на заключительной, так и на средней части полета. По радиусу действия (200 км) они соответствуют нашим С-300.

Похож на Aegis наземный комплекс TNAAD – он может уничтожать боевые блоки ракет на расстоянии 150-200 км.

И, наконец, имеется у американцев сильно растиражированный зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия Patriot, соответствующий нашим «Букам» и «Панцирям». Во время войны в Ираке он зарекомендовал себя не лучшим образом, пропустив несколько атак, но с тех пор был модернизирован с учетом допущенных конструкторами недоработок.

Время «Триумфа»

О российской системе воздушно-космической обороны (она объединяет ПРО и ПВО) информации не так уже много. Известно лишь, что у нас также есть ЗРК малого, среднего и дальнего радиуса действия, и самый «дальнобойный» комплекс на сегодняшний день – С-400 «Триумф». Он способен сбивать баллистические и крылатые ракеты противника, но имеет ряд недостатков. В частности, «Триумф» не может «достать» до ионосферы, у него ограниченный радиус действия (400 км), а антенная фазированная решетка (ФАР), установленная на его радарах, также имеет ряд ограничений.

Прикрыта ли наша страна полностью? Военные не дают однозначного ответа на этот вопрос. Известно лишь, что единственным полноценным, прошедшим все мыслимые испытания противоракетным «зонтиком» является система «Амур» - она защищает от возможных стратегических ударов Москву и некоторые территории Московской области. Разумеется, это не значит, что остальные регионы России полностью «голые». Согласно открытым источникам, на сегодняшний день более 12 «Триумфов» разъехались по разным уголкам России. Хватает ли этого? Судя по всему, не совсем, потому что на сегодняшний день правительством РФ поставлена задача укомплектовать «Триумфами» все полки войск воздушно-космической обороны, которая объединяет ПВО и ПРО. Причем сделать это необходимо в кратчайшие сроки, до 2020 года, - и только после этого будет дано добро на поставку С-400 за рубеж. В частности, данными комплексами уже интересовался Китай.

Для выполнения этой задачи, собственно говоря, корпорация «Алмаз-Антей» и строит новый завод в Нижнем Новгороде. В новых цехах будут выпускать гораздо больше «Триумфов», чем это делается сейчас на Машзаводе. А на работающих сегодня линиях, которые с пуском нового завода будут освобождены от ракет, планируется производить компоненты для АЭС и атомного флота, а также традиционное для НМЗ артиллерийское вооружение.

На предприятии уверяют, что для дальнейшего устойчивого развития машзавода уже сегодня закладывается фундамент в виде портфеля заказов - как на переходный период, так и на долгосрочную перспективу до 2020 года. Завод уже приступил к выполнению госконтрактов со сроком окончания вплоть до 2018 года.

Выше, дальше, быстрее

Тем не менее, есть планы по модернизации воздушно-космической системы РФ не только в количественном, но и в качественном отношении. Перечисленные нами недостатки С-400 должны быть устранены в комплексе следующего поколения – С-500 («Прометей»), разработка которого близка к завершению. В 2015 году уже должны начаться испытания «Прометея», а затем – принятие на вооружение и серийный выпуск. Его главное преимущество в том, что ракеты данного комплекса смогут сбивать цели в ближнем космосе: спутники и баллистические ракеты. Кроме того, будут увеличены радиус действия, скорость перехвата и дальность обнаружения цели. Для оптимизации последних двух параметров создается активная фазированная антенная решетка (АФАР) – основной элемент радарной системы нового комплекса. Кстати, в не столь масштабном варианте АФАР была поставлена на наши истребители пятого поколения ПАК-ФА.

Выпуск «Прометеев» планируется наладить на нескольких объектах корпорации «Алмаз-Антей», в том числе и на новом заводе в Нижнем Новгороде. Создаваемая площадка, таким образом, будет загружена под завязку: она будет поставлять в войска основные дальнобойные элементы воздушно-космической обороны страны.

Основные «коробки» готовы

Начать производство двух зенитно-ракетных комплексов – уже обкатанного и перспективного – планируется в конце 2015 года. Причем срок этот может быть укорочен, поэтому строительство нового завода в Нижнем Новгороде идет весьма интенсивно. Уже готовы коробки основных, больших корпусов, где будет осуществляться металлообработка и сборка ракетных комплексов. В одной из таких “коробок“ нам удалось побывать: здесь укрепляют фундамент, готовят входы для коммуникаций, которых пока нет, и завершают монтаж перегородок. Станков пока не видно, но они, как уверяют на предприятии, уже закупаются за рубежом, и специалисты их уже тестируют.

Рядом с этой площадкой роют котлован для сравнительно небольшого, седьмого корпуса – здесь будет вспомогательное производство. Чуть подальше строится заводская котельная, которая должна заработать в конце этого года. Для нового завода создается даже локомотивное депо, чтобы оперативно транспортировать тяжелые изделия. К концу (а может быть, даже к середине) 2015 года все это будет готово, и корпуса приступят к производству.

Кадровый голод

На новый завод, который сосредоточится на ракетной тематике, гарантированно перейдут из НМЗ 1000 человек. Учитывая масштабы будущего производства, этого мало.

Сегодня технологическую подготовку оборудования осуществляют 250 технологов, конструкторов, инженеров. До конца года планируется набрать еще 100 таких специалистов. Всего же численность работников нового завода должна возрасти к концу года до 870 человек.

Чтобы подготовить будущих специалистов, завод инициировал создание в Нижнем Новгороде Центра прикладных и профессиональных квалификаций, а также открыл базовую кафедру НГТУ им. Р.Е. Алексеева «Системы воздушно-космической обороны».

Понятно, что специалистов мало подготовить – их надо привлечь и удержать. На новом заводе уже создана гибкая система мотивации персонала, средняя заработная плата здесь на данный момент составляет 40 тысяч рублей.

Кроме того, планируется строить арендное жилье для сотрудников, живущих не в городе, решается также вопрос о запуске программы корпоративной ипотеки.

Если говорить о развитии нижегородской промышленности, приходится признать, что именно оборонно-промышленный комплекс чувствует себя сегодня наиболее стабильно, и создание нового завода – яркое тому подтверждение. Ключевую роль здесь играет, конечно же, программа модернизации вооружения в общем и планы по созданию мощной системы воздушно-космической обороны – в частности.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer