Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Экипаж разбившегося Як-42 тренировался только на бумаге


28 апреля 2014 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", ГСУ СКР завершило расследование обстоятельств катастрофы пассажирского Як-42 авиакомпании "Як-сервис", происшедшей 7 сентября 2011 года при взлете в Ярославле. Жертвами трагедии стали 44 человека, в том числе игроки и тренеры местной хоккейной команды "Локомотив". По версии СКР, трагедия произошла из-за безответственного отношения к своим обязанностям летного директора "Як-сервиса" Вадима Тимофеева, ставшего единственным обвиняемым по делу.

Масштабное расследование дела о катастрофе Як-42 завершено, однако до его передачи в суд еще далеко. Объем дела составляет более 50 томов, а ознакомиться с материалами расследования должны десятки потерпевших, среди которых родственники погибших, а также два юридических лица — владелец самолета Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева, предоставивший машину в аренду "Як-сервису", и ХК "Локомотив" (Ярославль). Центру был нанесен ущерб в размере около 16 млн руб.— такова стоимость разбившегося Як-42; потери клуба, перевозившего на борту хоккейную амуницию, оказались примерно вчетверо меньше.
 
Единственным обвиняемым по делу является бывший летный директор "Як-сервиса" Вадим Тимофеев. Летный директор отвечал в компании за формирование экипажей, их распределение по самолетам и рейсам, а также за обучение и профессиональную подготовку летчиков. Допущенные им нарушения следствие квалифицировало как "нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц" (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
 
В частности, говорится в деле, одной из форм контроля пилотов, согласно инструкциям, является периодическая проверка бортовых самописцев самолета, на котором летает экипаж. По данным о параметрах полета руководство компании оценивает профессиональные качества экипажа; записи переговоров летчиков также помогают специалистам понять, насколько между ними налажено взаимодействие.
 
Следствие выяснило, что данные с параметрического самописца Як-42 периодически снимались, однако их анализом в авиакомпании не занимались. Между тем опытные летчики-инструкторы, к которым обратился уже СКР, отметили грубые ошибки пилотирования, допущенные командиром Андреем Соломенцевым и его напарником Игорем Жевеловым в предыдущих полетах. Речевые самописцы Як-42, как установил СКР, вообще ни разу не изымались.
 
Летный директор Тимофеев, по мнению СКР, не учел того факта, что оба летчика, несмотря на огромный общий стаж работы, пересели с Як-40 на Як-42 недавно и не имели большого опыта его пилотирования. Это обстоятельство отчасти компенсировалось присутствием в составе экипажа опытнейшего бортинженера, однако незадолго до трагедии его заменил совсем юный коллега Сергей Журавлев, с которым летчики успели совершить всего два рейса.
 
С откровенным пренебрежением, как полагает следствие, относились в "Як-сервисе" и к профессиональной подготовке пилотов. Например, фальшивыми оказались результаты квалификационной проверки командира Соломенцева в 2011 году — подлинными из всех поданных им документов были лишь результаты медосмотра. В документ же, свидетельствовавший о том, что пилота проверял летчик-инструктор, фамилия последнего, как оказалось, была вписана вместо затертой фамилии второго пилота. Следствие также установило, что занятия на курсе повышения квалификации и занятия на тренажерах, в которых по документам участвовал Андрей Соломенцев, проводились в те дни, когда он находился в рейсовых полетах. Кто был автором подделанных документов, следствию установить не удалось, но оно отмечает, что подлог был выгоден только самому пилоту и летному директору компании.
 
Интересно, что СКР фактически опроверг сделанный ранее вывод технической комиссии по расследованию катастрофы о том, что причиной падения самолета могло стать заболевание второго пилота Игоря Жевелова: предполагалось, что у него мог быть полинейропатический синдром, проявляющийся в "нарушении координации движения ног и контроля их положения в пространстве", в связи с чем пилот употреблял препарат нейродермин. Учитывая, что непосредственной причиной катастрофы техкомиссия признала нажатие одним из пилотов тормозных педалей во время разгона машины по взлетной полосе, ее выводы фактически стали обвинением господину Жевелову. Однако назначенная СКР судебно-медицинская экспертиза установила, что руки и ноги господина Жевелова функционировали нормально. При этом предварительные выводы технических экспертов о наличии заболевания у второго пилота СКР считает обоснованными на том этапе расследования. Специалистов сбила с толку запись в медицинской карте летчика о том, что он пользовался препаратами и мазями, улучшающими чувствительность конечностей. Но, как выяснилось, их прописал пилоту частный врач "для улучшения общего самочувствия и компенсации вредного воздействия окружающей среды".


комментарии (2):

В прошлом прокурорский      29/04/2014 [13:08:28]#1
Как непосредственно связано с причиной катастрофы? Почему самолет не хотел разгоняться?

Nicky      29/04/2014 [15:57:52]#2
to Прокурорский:
Второй пилот на взлёте жал на педали, что на данном типе включает торможение колёс.
Почему жал? Недоученность при переходе на Як-42. "Негативный перенос навыков", как сказано в расследовании.

http://www.mak.ru/russian/inve ...
2011 год, 07 сентября, Як-42 RA-42434
Вкратце вот - http://www.mak.ru/russian/inve ...
п.1.1.45 и далее













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer