Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Экипаж разбившегося Як-42 тренировался только на бумаге


28 апреля 2014 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", ГСУ СКР завершило расследование обстоятельств катастрофы пассажирского Як-42 авиакомпании "Як-сервис", происшедшей 7 сентября 2011 года при взлете в Ярославле. Жертвами трагедии стали 44 человека, в том числе игроки и тренеры местной хоккейной команды "Локомотив". По версии СКР, трагедия произошла из-за безответственного отношения к своим обязанностям летного директора "Як-сервиса" Вадима Тимофеева, ставшего единственным обвиняемым по делу.

Масштабное расследование дела о катастрофе Як-42 завершено, однако до его передачи в суд еще далеко. Объем дела составляет более 50 томов, а ознакомиться с материалами расследования должны десятки потерпевших, среди которых родственники погибших, а также два юридических лица — владелец самолета Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева, предоставивший машину в аренду "Як-сервису", и ХК "Локомотив" (Ярославль). Центру был нанесен ущерб в размере около 16 млн руб.— такова стоимость разбившегося Як-42; потери клуба, перевозившего на борту хоккейную амуницию, оказались примерно вчетверо меньше.
 
Единственным обвиняемым по делу является бывший летный директор "Як-сервиса" Вадим Тимофеев. Летный директор отвечал в компании за формирование экипажей, их распределение по самолетам и рейсам, а также за обучение и профессиональную подготовку летчиков. Допущенные им нарушения следствие квалифицировало как "нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц" (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
 
В частности, говорится в деле, одной из форм контроля пилотов, согласно инструкциям, является периодическая проверка бортовых самописцев самолета, на котором летает экипаж. По данным о параметрах полета руководство компании оценивает профессиональные качества экипажа; записи переговоров летчиков также помогают специалистам понять, насколько между ними налажено взаимодействие.
 
Следствие выяснило, что данные с параметрического самописца Як-42 периодически снимались, однако их анализом в авиакомпании не занимались. Между тем опытные летчики-инструкторы, к которым обратился уже СКР, отметили грубые ошибки пилотирования, допущенные командиром Андреем Соломенцевым и его напарником Игорем Жевеловым в предыдущих полетах. Речевые самописцы Як-42, как установил СКР, вообще ни разу не изымались.
 
Летный директор Тимофеев, по мнению СКР, не учел того факта, что оба летчика, несмотря на огромный общий стаж работы, пересели с Як-40 на Як-42 недавно и не имели большого опыта его пилотирования. Это обстоятельство отчасти компенсировалось присутствием в составе экипажа опытнейшего бортинженера, однако незадолго до трагедии его заменил совсем юный коллега Сергей Журавлев, с которым летчики успели совершить всего два рейса.
 
С откровенным пренебрежением, как полагает следствие, относились в "Як-сервисе" и к профессиональной подготовке пилотов. Например, фальшивыми оказались результаты квалификационной проверки командира Соломенцева в 2011 году — подлинными из всех поданных им документов были лишь результаты медосмотра. В документ же, свидетельствовавший о том, что пилота проверял летчик-инструктор, фамилия последнего, как оказалось, была вписана вместо затертой фамилии второго пилота. Следствие также установило, что занятия на курсе повышения квалификации и занятия на тренажерах, в которых по документам участвовал Андрей Соломенцев, проводились в те дни, когда он находился в рейсовых полетах. Кто был автором подделанных документов, следствию установить не удалось, но оно отмечает, что подлог был выгоден только самому пилоту и летному директору компании.
 
Интересно, что СКР фактически опроверг сделанный ранее вывод технической комиссии по расследованию катастрофы о том, что причиной падения самолета могло стать заболевание второго пилота Игоря Жевелова: предполагалось, что у него мог быть полинейропатический синдром, проявляющийся в "нарушении координации движения ног и контроля их положения в пространстве", в связи с чем пилот употреблял препарат нейродермин. Учитывая, что непосредственной причиной катастрофы техкомиссия признала нажатие одним из пилотов тормозных педалей во время разгона машины по взлетной полосе, ее выводы фактически стали обвинением господину Жевелову. Однако назначенная СКР судебно-медицинская экспертиза установила, что руки и ноги господина Жевелова функционировали нормально. При этом предварительные выводы технических экспертов о наличии заболевания у второго пилота СКР считает обоснованными на том этапе расследования. Специалистов сбила с толку запись в медицинской карте летчика о том, что он пользовался препаратами и мазями, улучшающими чувствительность конечностей. Но, как выяснилось, их прописал пилоту частный врач "для улучшения общего самочувствия и компенсации вредного воздействия окружающей среды".


комментарии (2):

В прошлом прокурорский      29/04/2014 [13:08:28]#1
Как непосредственно связано с причиной катастрофы? Почему самолет не хотел разгоняться?

Nicky      29/04/2014 [15:57:52]#2
to Прокурорский:
Второй пилот на взлёте жал на педали, что на данном типе включает торможение колёс.
Почему жал? Недоученность при переходе на Як-42. "Негативный перенос навыков", как сказано в расследовании.

http://www.mak.ru/russian/inve ...
2011 год, 07 сентября, Як-42 RA-42434
Вкратце вот - http://www.mak.ru/russian/inve ...
п.1.1.45 и далее













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer