Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тупиковые ветки: зачем РЖД продает долю в "Аэроэкспрессе"


3 апреля 2014 года Игорь Попов, Forbes


Госмонополия одобрила продажу 25% «Аэроэкспресса», на развитие которого было потрачено 46 млрд рублей. Зачем продавать актив, стоимость которого выросла на порядок?

Электрички «Аэроэкспресса», как часы ходившие во время Олимпиады от аэропорта в Адлере до Красной Поляны, перевезли 3,5 млн пассажиров. Туристы остались довольны — быстро, удобно, комфортно. Эта же компания доставляет пассажиров из Москвы, Казани и Владивостока в близлежащие аэропорты. Бизнес налажен, на маршруте Белорусский вокзал — Шереметьево зачастую не хватает сидячих мест. Чистая прибыль «Аэроэкспресса» за девять месяцев 2013 года составила 442 млн рублей.
 
Между тем в последнее время в компании происходят важные события. Что за ними стоит?
 
В середине февраля 2014 года совет директоров ОАО «РЖД» одобрил продажу 25% «Аэроэкспресса» предпринимателю Сергею Глинке и Татьяне Ликсутовой, бывшей жене Максима Ликсутова, заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Ликсутов развелся с женой летом 2013 года, а в конце 2012-го продал свою часть совместного с Глинкой бизнеса. У РЖД останется 25% «Аэроэкспресса», у Глинки и Ликсутовой будет 50%, еще 25% — у бизнесменов из списка Forbes Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. 
 
РЖД стала акционером «Аэроэкспресса» в 2008 году, когда выкупила 50% компании у аэропорта Шереметьево и структур Глинки и Ликсутова за 60 млн рублей (такие цифры называл вице-президент РЖД Валерий Решетников). Через шесть лет за 25% «Аэроэкспресса» РЖД выручит около 500 млн рублей. Зачем продавать актив, стоимость которого выросла на порядок?
 
По словам представителя РЖД Екатерины Герасимовой, у монополии нет денег для инвестиций в этот проект.
 
Сейчас у «Аэроэкспресса» семь собственных поездов и 18 арендовано у РЖД. Именно РЖД закупает подвижной состав для «Аэроэкспресса», стоимость одного поезда ЭД4М составляет примерно 280 млн рублей. Но затраты на поезда — мелочь по сравнению с вложениями в железнодорожные пути. Первый маршрут «Аэроэкспресс» запустил в 2002 году по действующей железнодорожной ветке от Павелецкого вокзала до аэропорта Домодедово. Второй маршрут, с Киевского вокзала до Внуково, был открыт в 2005 году, на модернизацию линии РЖД потратила 646 млн рублей. Десятого июня 2008 года «Аэроэкспресс» стал курсировать от Савеловского вокзала до Шереметьево, на строительство новой ветки и электрификацию РЖД потратила 4,8 млрд рублей. В 2009 году электрички «Аэроэкспресса» поехали в Шереметьево от Белорусского вокзала, инвестиции РЖД увеличились еще на 300 млн рублей. 
 
Дальше начались проекты федерального значения с гораздо большими цифрами. Начало работы в Сочи в феврале 2012 года стало возможным после строительства нового участка дороги, двух тоннелей, трех эстакад и вокзала общей стоимостью 9,8 млрд рублей. В июле 2012 года перед саммитом АТЭС «Аэроэкспресс» начал работать на линии от Владивостока до аэропорта Кневичи, которая обошлась в 8 млрд рублей. Туристы и спортсмены проходившей в 2013-м Универсиады в Казани тоже добирались из аэропорта в город на «Аэроэкспрессе», здесь затраты на инфраструктуру составили 10,6 млрд рублей. 
 
Суммарно линии «Аэроэкспресса» обошлись РЖД и госбюджету более чем в 34 млрд рублей (без учета закупок подвижного состава). Инвестиции самой компании в развитие бизнеса, по словам генерального директора «Аэроэкспресса» Алексея Криворучко, составили 12 млрд рублей. 
 
Однако на всех направлениях, кроме маршрутов до Шереметьево и Домодедово, перевозки «Аэроэкспресса» остаются убыточными.
Компенсировать потери должны региональные власти. В Сочи договориться не удалось. И хотя на электричках красовалась надпись «Аэроэкспресс», с 1 мая 2013 года перевозками занималась РЖД. «Аэроэкспресс» по агентскому договору предоставил монополии свой персонал и систему продажи билетов. На этот маршрут, по словам Екатерины Герасимовой, «Аэроэкспресс» уже не вернется.
 
Правительство Татарстана выделило «Аэроэкспрессу» компенсацию в размере 25 млн рублей, но это покрыло лишь половину убытков, которые компания понесла в республике в 2013 году. Во Владивостоке по итогам 2013 года убыток достиг 110 млн рублей (в 2012 году — 70 млн рублей). «Вопрос о компенсации убытков пока остается открытым, что в целом неблагоприятно сказывается на планах компании по успешному развитию проекта во Владивостоке, — говорит Криворучко. — Но мы активно ведем переговоры с местной администрацией об объеме субсидирования перевозок».
 
Везде, кроме Москвы, зачастую превращающейся в одну сплошную автомобильную пробку, авиапассажиры предпочитают «Аэроэкспрессу» наземный транспорт, который удобнее и дешевле. В составе «Аэроэкспресса» 472 пассажирских сидячих места, в конце 2013 года в Казани загруженность «Аэроэкспресса» составила в среднем 40 пассажиров, во Владивостоке — 100 пассажиров. 
 
Компания компенсирует убытки в регионах за счет прибыльных московских маршрутов. «Отношение властей ко всем успешным перевозчикам одинаково, — говорит руководитель крупной железнодорожной пассажирской компании. — Если на каком-то участке ты получаешь прибыль, то должен самостоятельно компенсировать убыток на другом». 
 
Как долго «Аэроэкспресс» будет перевозить пассажиров в регионах? По мнению руководителя исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, как только РЖД оформит продажу 25% акций из своего пакета, «Аэроэкспресс» начнет уходить с убыточных направлений. Скорее всего, как и в Сочи, на железнодорожные ветки выйдет РЖД, ведь других претендентов на перевозки здесь нет.


комментарии (1):

-=Vasiliy=-      11/04/2014 [13:34:48]#1
Когда аэроэкспресс начинали в Москве (где-то 2002 год) -- поезда так же гоняли пустыми.
Спустя много лет Аэроэкспресс обрел популярность. Просто удобно -- ты прилетел и гарантировано без пробок будешь в городе, особенно, если пересаживаешься в другой аэропорт -- не опаздаешь.
Но стоимость проезда, конечно, заоблачная.
Вообще, аэроэкспресс -- скорей позитивная штука, чем негативная -- он своего рода двигатель для модернизации и закупки новых электричек -- их даже красить лучше стали.













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer