Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лететь с одним крылом


9 апреля 2014 года Василий Сычев, Илья Крамник , Lenta.ru


Новое правительство Украины объявило о намерении прекратить военно-техническое сотрудничество с Россией. Об этом в начале апреля 2014 года объявил первый вице-премьер Украины Виталий Ярема. Когда именно будут прекращены военные поставки в Россию, неизвестно. То, что конкретные сроки пока не были названы, вполне объяснимо: подобный шаг может нанести серьезный урон развитию украинского оборонно-промышленного комплекса. При этом для российской промышленности катастрофических последствий не будет.

Заметную роль в военно-техническом сотрудничестве с Россией играет запорожская компания «Мотор-Сич», занимающаяся производством авиадвигателей. Это крупнейшее предприятие на постсоветском пространстве, выпускающее такого рода продукцию. Сегодня компания, возглавляемая Вячеславом Богуслаевым, более 70 процентов дохода получает за счет сотрудничества с Россией. Большая же часть других доходов «Мотор-Сич» складывается из поставок двигателей и запчастей к ним для самолетов и вертолетов советского или российского производства, использующихся другими странами.

В настоящее время «Мотор-Сич» поставляет силовые установки для нескольких типов производимых в России вертолетов. В частности, украинскими двигателями ТВЗ-117 оснащаются различные модификации многоцелевых вертолетов Ми-8/17 и Ка-32. Поставки авиационных двигателей осуществляются по контракту, подписанному холдингом «Вертолеты России» и компанией «Мотор-Сич» в 2011 году. Соглашение рассчитано на пять лет, а его стоимость составляет 1,2 миллиарда долларов.

В холдинге «Вертолеты России» «Ленте.ру» рассказали, что украинская компания «Мотор-Сич» является давним, но не единственным партнером российского предприятия. Так, сегодня уже многие модели российских вертолетов оснащаются двигателями российского производства, в частности, собранными на петербургском предприятии «Климов». Например, ударные вертолеты Ми-28Н и Ка-52 оснащаются только российскими двигателями ВК-2500. Украинские же силовые установки используются преимущественно в вертолетах для гражданского рынка.

На Украине также выпускаются двигатели для пассажирских самолетов Ан-140 и Ан-148, закупку которых осуществляют в том числе и российские силовые структуры. Кроме того, запорожские двигатели и запчасти необходимы для ремонта парка самолетов Ан-72, Ан-74 и Ан-124 «Руслан». По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, прекращение поставок продукции военного и двойного назначения из Украины «приведет к серьезным проблемам». В частности, может произойти замедление производства некоторых видов техники на срок, необходимый для освоения выпуска необходимых узлов и агрегатов в России.

Впрочем, по мнению другого источника «Ленты.ру» в оборонно-промышленном комплексе России, прекращение военно-технического сотрудничества Киева с Москвой хотя и скажется негативно на производстве, катастрофических последствий иметь не будет. Дело в том, что в России уже несколько лет действует программа импортозамещения в наиболее важных технологических отраслях. Так, собеседник в «Вертолетах России» отметил, что в перспективе подавляющее большинство российских вертолетов будут оснащаться двигателями российского производства.

Что же касается самолетов, то вряд ли Киев решится своими руками задушить единственную действующую сегодня программу украинского авиастроения ─ производство пассажирского самолета Ан-148. Альтернативой же Ан-140 и его грузовых модификаций для Вооруженных сил России должна стать отечественная программа легкого военно-транспортного самолета Ил-112. Его разработка в интересах Министерства обороны России возобновилась в середине 2013 года. Летные испытания самолета планируется начать в 2015 году.

Возможно придется искать и российскую альтернативу транспортникам типа Ан-72/74. В случае же с Ан-124 такой замены пока нет, но в настоящее время рассматриваются варианты возобновления производства самолетов этого типа на территории России. Впрочем, Министерство обороны пока не располагает более-менее внятными планами относительно применения транспортников типа Ан-124, поэтому варианты возобновления производства таких самолетов рассматриваются с точки зрения гражданских эксплуатантов.

Для оборонно-промышленного комплекса Украины, чье двигателестроение и авиастроение в значительной степени зависит от сотрудничества с Россией, прекращение военно-технического сотрудничества будет означать начало серьезного кризиса. В определенной мере это касается и производимых на Украине силовых установок для российских кораблей; их выпуском занимается государственное предприятие «Зоря-Машпроект» в Николаеве. При этом в самой России альтернативу украинскому предприятию может составить сразу несколько производителей, во главе с рыбинским «Сатурном».

Похожая кризисная ситуация будет наблюдаться и в днепропетровском конструкторском бюро «Южное» и предприятии «Южмаш». Они пока еще сохраняют большое значение для России, поскольку являются разработчиками межконтинентальных ракет Р-36М2 «Воевода» и производители ракет-носителей «Зенит». Однако и здесь Россия сможет в относительно короткие сроки найти им альтернативу. Так, по плану обновления Ракетных войск стратегического назначения России, последние «Воеводы» будут сняты с вооружения к 2022 году.

На смену Р-36М2 придет разрабатываемая Конструкторским бюро имени Макеева межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат», испытания которой начнутся в 2015-2016 году. Ее принятие на вооружение ожидается в 2018-2020 году. При этом, учитывая, что большая часть комплектующих для «Воевод» производится в России, поддержание готовности сокращающейся группировки этого комплекса не станет неразрешимой проблемой для российской промышленности.

Не менее показательна ситуация с «Зенитом». Этот носитель среднего класса, используемый в том числе и для вывода российских космических аппаратов военного назначения, составляет сегодня основу производственной программы «Южмаша». Прекращение его производства приведет, фактически, к ликвидации завода как ракетостроительного предприятия. Теоретически, производство «Зенита» может быть продолжено в рамках международной программы «Морской старт», однако эмбарго Киева на поставку ракет-носителей этого типа России, скорее всего, повлечет симметричные меры Москвы в виде запрета на поставки комплектующих для «Зенитов».

В рамках же российской орбитальной программы «Зенит», при необходимости уже сейчас может быть заменен «Протоном», имеющим большую полезную нагрузку, а в перспективе «Ангарой», вариант которой ─ «Ангара-А3» ─ примерно соответствует «Зениту» по его характеристикам.

Что же касается техники и вооружения сухопутных войск, то в этой сфере пути РФ и Украины разошлись уже давно. После снятия с вооружения танков Т-64 и запланированного на 2015 год полного списания Т-80У Россия фактически не зависит от украинских поставок запчастей для этой техники. На Украине, в свою очередь, сумели создать относительно самостоятельную отрасль, выпуская как танки «Оплот», так и легкую бронетехнику типа БТР-3 и БТР-4. Украина также занимается модернизацией машин советского производства.

Однако, учитывая недавний срыв иракского контракта на поставку бронетранспортеров типа БТР-4 в связи с отказом покупателя от приемки некачественной техники, а так же политическая обстановка в Харькове, являющемся центром украинской бронетанковой промышленности, можно предположить, что урон этой отрасли будет нанесен существенный. В целом же, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за пять лет с 2008-го по 2013 год Украина поставила России различной военной продукции на сумму в 250 миллионов долларов.

Исторический опыт показывает, что эмбарго на поставки вооружений, военной техники и комплектующих, как правило, способствуют развитию военной промышленности в странах, подвергшихся такому эмбарго. В качестве примеров можно привести историю оборонки ЮАР или Израиля, бурное развитие которых началось именно после резкого сокращения импорта вооружения и оборудования военного назначения. Это означает, что для России возможный разрыв военно-технического сотрудничества с Украиной может стать поводом для еще более быстрого развития промышленности.

Таким образом можно говорить, что прекращение взаимоотношений в первую очередь негативно отразится на оборонно-промышленном комплексе Украины и наполнении ее бюджета за счет экспортных поставок продукции военного назначения. Фактически, украинские оборонные производство и экспорт сожмутся до отдельных контрактов со странами третьего мира, использующими технику преимущественно советского производства. В военной сфере эта статья доходов для Украины занимает второе место после России.

Для России подобное развитие событий также сулит мало хорошего, однако о сколько-нибудь масштабном кризисе говорить не приходится. По большей части номенклатуры поставляемых Украиной узлов и агрегатов Россия может обеспечить самодостаточность в течение ближайших двух, максимум трех лет. Для наиболее сложных, но немногочисленных украинских изделий, этот срок составит пять-семь лет, но даже и в этом случае существенного урона обороноспособности России нанесено не будет. Возможно, понимая это, Киев и не спешит объявлять о прекращении сотрудничества с Москвой.



комментарии (8):

HZ66      09/04/2014 [14:54:43]#1
- Большинство российский вертолетов оснащается украинскими двигателями.
- "последние «Воеводы» будут сняты с вооружения к 2022 году" А что делать до 22 г.?
- системы наведения "Тополей" - украинские
- ГСН для ракет воздух-воздух Р-27 и Р-73 - украинские
...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      09/04/2014 [17:58:25]#2
2 HZ66

Из всего перечисленного критичны лишь вертолетные двигатели. Однако хочу напомнить новоиспеченным украинским политикам, что материалы и комплектующие для украинских двигателей производятся в России. В случае разрыва отношений, Украина не только не будет поставлять двигатели в Россию, но и их производство для других заказчиков, коих 60% от общего объема производства.

HZ66      10/04/2014 [01:36:43]#3
GRV Я правильно понял, боеготовность большей части российских носителей ЯО - "некритична"?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/04/2014 [10:15:07]#4
2 HZ66

Не придумывайте. Вас послушать, так Украина ежеминутно обеспечивает боеготовность российских вооруженных сил. Из всего списка поставок с Украины нет ничего, что бы Россия не могла производить самостоятельно. Да, понадобится время и деньги на освоение. Но вопрос вполне решаем. А вот что будет делать украинская промышленность, это более серьезный вопрос. Как сказал вчера Мантуров, у России с Украиной контрактов на $15 млрд. Если Украина такая богатая страна и готова отказаться от этих денег, то флаг в руки. Вот только Газпрому почему-то всего $2 ярда вернуть не может. И потери Украины не ограничатся 15 ярдами. Она перестанет получать с России материалы и комплектующие и не сможет выполнять контракты и с тратьими странами.

И я хочу напомнить, что это Украина грозит прекратить сотрудничество, а не Россия. Недообразованная босота дорвалась до власти в Киеве и сейчас нарулит так, что мало не покажется самой Украине.

HZ66      10/04/2014 [18:07:57]#5
Что тут придумывать! У наших "Воевод" и "Тополей" системы наведения украинские. А они составляют большинство носителей ЯО. А у сказки про то, что сами с усами, скоро борода вырастет. И меня, как гражданина России, мало волнует промышленность Украины. И последнее. Если б Китай оттяпал у нас "исторические" китайские земли на дальнем востоке, мы бы продолжили с ним сотрудничать в военной сфере?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/04/2014 [18:24:05]#6
2 HZ66

Системы наведения не меняют раз в год. Так что имеющееся на дежурстве ЯО нникак не пострадает. А на счет новых, так никакой спешки нет и задача решаема.

Что же на счет "оттяпать" то предлагаю ещё раз посмотреть на итоги референдума в Крыму. Силой никто никого не тянул. Крымчане сами сбежали. И, с такой политикой Киева, скоро сбегут и другие. И пугать Россию отказом от сотрудничества не надо. Лучше пусть подумают о своей промышленности и чем будут завтра кормить народ.

HZ66      10/04/2014 [19:15:13]#7
GRV Так и АО на самолете меняют не часто, а вот обслуживать приходится регулярно.
В СССР и России было много референдумов, но не помню случая, когда результаты отличались бы от "желаний" действующей власти.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/04/2014 [19:23:31]#8
2 HZ66

Не вижу в Крыму митингов протеста несогласных с результатами референдума, как и сопротивления "оккупантам". А вот сопротивление Киевской власти в восточных регионах налицо. Чем раньше это "правительство" примет решение о прекращении сотрудничества с Россией, тем быстрее потеряет восток и юг Украины.













Материалы рубрики

Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США



Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBW1LT
Установка межкомнатной двери на http://remont.youdo.com/doors/interior-doors/.
Курьер на час: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer