Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Невзятая высота


30 апреля 2014 года Андрей Кисляков, Военно-промышленный курьер


Заявление американского государственного космического агентства о свертывании двухстороннего космического сотрудничества вновь пробудило увядший было интерес к отечественной космонавтике. Инициатива НАСА – очередной повод вспомнить позорную, но так и не разорванную пока цепь аварийных лет в данной отрасли и задуматься о нашем отношении к космической деятельности в целом. Пока успехи в деле освоения больших высот оптимизма не вызывают.

Пилотируемые полеты традиционно являются приоритетным космическим направлением бывшего СССР и современной России. МКС – это отечественное космическое «все», на которое уходит львиная доля соответствующей строки национального бюджета.
 
МКС – наше все
 
Роскосмос всегда выступал за продление сроков эксплуатации этого уникального международного долговременного орбитального комплекса, напоминая о разносторонней научной программе и гордясь крепнувшими научно-техническими российско-американскими связями.
 
 
Апофеозом радужной картины этого взаимодействия можно считать посленовогоднее предложение Альберта Гора присудить станции Нобелевскую премию мира за текущий год. Собственное нобелевское лауреатство в области становления мира во всем мире за 2007 год и память о совместном с российским премьером Виктором Черномырдиным заявлении в сентябре 1993 года, давшем старт программе МКС, показались Гору достойным основанием для такой инициативы.
 
Между тем даже беглое знакомство с документами, регламентирующими порядок и процедуру присуждения Нобелевской премии, говорит о том, что идея эта противоречит здравому смыслу.
 
Нобелевская премия мира – награда, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Осло физическим лицам и организациям, внесшим, по мнению комитета, выдающийся вклад в области укрепления мира.
 
Станция строго разделена по национальным сегментам. Россия управляет МКС из Центра управления космическими полетами в подмосковном Королеве. Америка – из Центра управления полетами имени Линдона Джонсона в Хьюстоне. Управление европейского лабораторного модуля «Коламбус» осуществляет Центр управления Европейского космического агентства, расквартированный в немецком Оберпфаффенхофене. Япония руководит своим исследовательским модулем «Кибо» из города Цукуба, где расположено их Агентство аэрокосмических исследований.
 
Оценить долю вклада в общее дело каждого нереально. Даже шорт-лист набросать не представляется возможным. Если говорить о разработчиках модулей станции, то у нас их пять, у американцев – семь. По одному – у европейцев с японцами. Кстати, в отличие от американцев мы свой сегмент до сих пор недостроили. Многоцелевому лабораторному модулю «Наука» минуло уже без одного года 20 лет со дня начала разработки и полных 10 лет со дня принятия решения о включении в состав отечественного сегмента МКС. Согласно информации, полученной от руководителя Роскосмоса Олега Остапенко, «Наука» останется на земле еще как минимум на год.
 
Никакой особой роли МКС в деле укрепления мира не играло и не играет. Понятно, что абсурдное предложение Гора так и не воплотилось в подачу официальной заявки в Нобелевский комитет.
 
Тем не менее Роскосмос обратился в РАН с просьбой поддержать это предложение. Президиум Российской академии наук принял предложение на ура. При этом академик Лев Матвеевич Зеленый, бессменный директор Института космических исследований РАН, отметил, что МКС исключительно успешно работает на протяжении 16 лет. Опыт работы станции Зеленый сравнил со строительством Вавилонской башни в космосе, когда строители не переругались между собой, а успешно эту башню эксплуатируют.
 
Ругани между экипажами действительно пока не наблюдалось, как, впрочем, и особой теплоты в отношениях.
 
Академик Лев Матвеевич Зеленый никогда пилотируемую космонавтику особенно не жаловал, отдавал предпочтение автоматическим научно-исследовательским аппаратам. Менее чем за неделю до этого заседания президиума он публично говорил о том, что именно человеку, а не созданным им приборам свойственно все открывать самому, и привел в пример экстремальный туризм. Полеты в космос, по мнению Зеленого, – это еще один ареал для проверки человеком его возможностей, иначе жизнь на Земле станет скучной.
 
С точки зрения науки академик Зеленый оценивает результаты пилотируемой космонавтики как скромные, хотя признает, что МКС дала многое практической, земной медицине. Конечно, существует определенная проблема с внедрением разработанных на МКС различных средств, препаратов, тренажеров, но, как отмечает Зеленый, внедрение – наша общая проблема не только в этой области. Многие научные инновации остаются «в портфеле».
 
Перечисленного явно недостаточно для того, чтобы претендовать на серьезную награду.
 
Теперь обратимся к оценкам деятельности МКС практиками.
 
В мае 2008 года заместитель руководителя летно-космического центра РКК «Энергия» Павел Виноградов заявил: «МКС с точки зрения решаемых на ней научных задач, к сожалению, далеко себя не оправдывает. Мы постоянно опаздываем с научной программой. Сегодня экипаж из трех человек может делать какую-то науку, может полноценно работать на станции, но когда на станции появится экипаж из шести человек, встанет задача, чем их загрузить. Научные исследования так построены, что мы должны все время опережать возможности доставки научных экспериментов на борт, а мы все время отстаем... Сегодня в большей степени мы летаем ради того, чтобы летать или обеспечивать наших американских и других партнеров».
 
В январе 2009 года академик Николай Анфимов, один из ведущих отечественных разработчиков космических транспортных систем, возглавлявший с 2000 по 2008 год головное наряду с РКК «Энергия» предприятие отечественной космической отрасли – Центральный НИИ машиностроения, заявил, что научная программа МКС выполнена на 20 процентов.
 
В марте 2009 года на МКС прибыл первый экипаж в составе шести человек.
 
Июнь 2011 года. Геннадий Райкунов, академик Российской академии космонавтики, разработчик гражданских и военных космических систем, генеральный директор ЦНИИМАШа с 2008 по 2013 год, говорит о том, что возможности МКС находятся на пределе. «Надо думать о чем-то более весомом и значимом, – рассуждает Райкунов. – Мы рассматриваем пока теоретически использование в качестве спутника естественный спутник – Луну, на которой можно поставить гораздо больше экспериментов».
 
Март текущего года. Олег Остапенко, нынешний глава Роскосмоса, который непосредственно отвечает за деятельность МКС, утверждает, что результаты проводимых российскими учеными на орбитальной станции экспериментов, в частности «Плазменный кристалл», достойны Нобелевской премии. При этом глава Роскосмоса оговаривается, что на МКС нередко проводились работы, малоэффективные для науки, в связи с чем российская научная программа сейчас серьезно пересматривается.
 
В переводе на нормальный русский язык это означает, что сила научного веса станции практически не давит на опору фундаментальных научных знаний. Иными словами – стремится к нулю.
 
Зуд реформаторства
 
Главная причина, по которой Роскосмос и РАН горячо откликнулись на явно сомнительное предложение Гора, заключается в том, что наша космонавтика в лице пилотируемой ее части прочно унаследовала советские традиции, когда на эту рекламно-пропагандистскую игрушку не жалели никаких средств. В ущерб всем остальным направлениям.
 
Ситуация не меняется десятилетиями. Юрий Коптев, возглавлявший Российское космическое агентство с 1999 по 2004 год, как-то обмолвился, что космическая наука в угоду МКС опять осталась на Земле. Спустя десять лет после этого высказывания мало что изменилось. И в 2014 году глава Совета РАН по космосу Лев Зеленый может рассказать только о планах, но не о результатах, потому что их нет.
 
Американцы с начала прошлого года запустили 23 спутника исключительно научного назначения. Мы – только «Чибис-М» и «Спектр-Р». Первый – микроспутник, запущенный в январе 2012-го, предназначен прежде всего для исследований гамма-излучений. Второй – действительно мощная космическая обсерватория, выведенная в космос в июле 2012 года.
 
Уже к началу 2012-го на счету Роскосмоса было две аварии, которые подорвали не только российский престиж, но и программу МКС и исследования дальнего космоса. В августе 2011-го – аварийный старт гордости средств выведения ракеты-носителя «Союз» с транспортным кораблем «Прогресс» с грузами для МКС. В январе 2012-го сгорела в атмосфере после неудачного отделения от носителя станция «Фобос-Грунт».
 
Дмитрий Рогозин в конце весны 2012 года поставил Роскосмосу грозный ультиматум: либо в течение июня 2012-го они четко формулируют конструктивную программу своей деятельности, либо придется решать судьбу и агентства, и программ, и соответственно тех людей, которые будут их вести. Рогозин подчеркнул: «Мы хотим, чтобы Роскосмос определил точно, чем он может быть полезен стране».
 
Роскосмос ответил предложением создать специальный президентский совет по космосу и существенно увеличить штат самого агентства.
 
Что же касается непосредственно космических задач, то в апреле 2012 года Роскосмос сформировал программу «Стратегия развития космической деятельности до 2030 года». В ней предусмотрено создание новой разнообразной техники – как пилотируемой, так и автоматической. А также развитие всевозможных технологий, расширение комплекса «космических услуг» и, конечно же, полеты космонавтов на Луну, развертывание станций на Марсе, исследования Венеры и Юпитера. К 2030-му российские космические аппараты обязаны удовлетворить потребности социально-экономической сферы, науки и обороны до 95 процентов вместо 40 в 2011 году.
 
Проблемные аспекты, которые в «железе» могли оказаться неудачными и аварийными, просто исчезли. Явно опасаясь повторения резонансной аварии аппарата «Фобос-Грунт», космические руководители приняли решение закрыть 15 программ по исследованию планет Солнечной системы. То есть в ответ на ультиматум были предложены освоение новых кабинетных площадей и планы, ответственность за исполнение которых ляжет на внуков.
 
«Объединенная ракетно-космическая корпорация зарегистрирована. Приступаем к масштабной реформе отечественной космонавтики», – заявил в начале марта этого года в своем твиттере курирующий российский ВПК и космос вице-премьер Дмитрий Рогозин.
 
Согласно тексту президентского указа корпорация будет заниматься обеспечением разработки, производства, испытаний, поставок, модернизации, реализации, сопровождением эксплуатации, гарантийным и сервисным обслуживанием, ремонтом ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально-экономического назначения в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных. Кроме того, ОРКК обязана проводить единую техническую политику при создании современного космического оборудования. Роскосмос же, прежде являвшийся единоличным главой отрасли, будет определять госполитику в ракетно-космической отрасли и выступать в качестве заказчика.
 
Безусловно, разделять функции заказчика и подрядчика важно и необходимо. Но начинать нужно не с этого. Недавно директор корпорации Игорь Комаров, который до этого поста несколько месяцев побыл в должности замглавы Роскосмоса, а до той поры не один год командовал АвтоВАЗом, рассказал о том, что формирование ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» завершится в середине 2015 года. Исходя из исторического опыта и самого объема работ по акционированию всех предприятий с последующей процедурой передачи в состав ОРКК в столь короткие сроки уложиться вряд ли получится.
 
Единственная реформа, которая нас пока ожидает, – грандиозный чиновничий переезд. Гораздо продуктивнее было бы начать просто переоборудовать предприятия в рамках уже существующей подчиненности. Сегодня, по различным оценкам, более 70 процентов технологий, обеспечивающих потребности производства, физически и морально устарели. Половина станочного парка изношена на сто процентов, а средний возраст работников в оборонно-космической сфере приближается к 60 годам.
 
Мы выдвигаем МКС на премию, собираемся строить отели на орбите и катать туристов вокруг Луны, но при этом у нас нет никакой уверенности в том, что при ОРКК число наших научных аппаратов станет двузначным. Остается надеяться, что кто-то из новых кабинетов увидит, что источник наших космических провалов нематериален, что это не станки, авионика и ракетные ступени с плохим сварщиком. Дело в нашем отношении к тому, что мы производим. Нам просто необходимо ломать стойкие традиции, основанные на инертном мышлении и ориентированные на сиюминутный звонкий успех с непременным заверением в нашем лидерстве.


комментарии (1):

HZ66      11/05/2014 [22:56:16]#1
К сожаление, ничего не меняется в нашей космической отрасли.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer