Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия построит Ирану спутники и обучит космонавтов


7 мая 2014 года Иван Чеберко, Известия


Одновременно с наложением санкций Госдепартаментом на предприятия космической отрасли Роскосмос подписал документ о расширении сотрудничества c космическим агентством Ирана.

В ответ на санкции со стороны США в отношении предприятий космической отрасли Россия готова кардинально расширить сотрудничество с Ираном. Как удалось выяснить «Известиям», Роскосмос договорился о сотрудничестве с Иранским космическим агентством, причем речь идет о максимально возможном списке направлений взаимодействия: от запуска иранских спутников российскими ракетами до подготовки иранских космонавтов в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) в подмосковном Звездном городке.
 
— Протокол о сотрудничестве был подписан 10 апреля в Тегеране по итогам пятого заседания совместной российско-иранской рабочей группы по сотрудничеству в области космоса, — рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в Роскосмосе. — С российской стороны он подписан заместителем руководителя Федерального космического агентства Анатолием Шиловым, со стороны Ирана — исполняющим обязанности главы Иранского космического агентства Хамидом Фазели.
 
Главным образом иранских партнеров интересуют системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ): они хотят покупать снимки Земли с российских спутников, а также заинтересованы в создании с помощью российских компаний собственной системы ДЗЗ. Это следует из текста подписанного протокола, копия которого есть в «Известиях».
 
«Российская сторона предоставит иранской стороне образцы снимков, полученных со спутников «Ресурс-ДК» и «Ресурс-П», — говорится в протоколе.
 
Космический аппарат «Ресурс-ДК» позволяет вести съемку земной поверхности в высоком разрешении: не хуже 1 м на пиксел в монохроматическом режиме и не хуже 1,6–1,8 м на пиксел в трех спектральных полосах. Более совершенный аппарат «Ресурс-П» позволяет вести высокодетальную съемку земной поверхности с разрешением 70 см на пиксел в монохроматическом режиме.
 
Судя по тексту протокола, иранцы хотят получать данные с «Ресурсов» самостоятельно, используя приемное оборудование на своей территории. «Российская сторона заверила иранскую сторону об отсутствии непреодолимых препятствий для поставки станций приема спутниковой информации непосредственно с российских спутников ДЗЗ на приемные пункты, расположенные на территории иностранных государств», — говорится в протоколе.
 
Взаимодействие в сфере ДЗЗ с Ираном может пойти еще глубже: в том же документе оговаривается возможность разработки, изготовления и запуска спутников ДЗЗ. «Российская сторона представила космическую систему на основе спутника ДЗЗ с разрешением 1,5–2 м, а также информацию о студенческом спутнике «Бауманец-2». Российская сторона в течение месяца представит иранской стороне проекты соответствующих контрактов», — указано в документе.
 
Экспериментальный научно-образовательный микроспутник «Бауманец-2» предназначен для решения исследовательских и образовательных задач, отработки космических технологий. Его планируется запустить в июне этого года ракетой «Союз-2-1б» в качестве вторичной нагрузки вместе с метрологическим спутником «Метеор-M».
 
В протоколе также говорится о возможности создания для Ирана телекоммуникационного геостационарного спутника — российская сторона обязалась подготовить предложение на этот счет в течение одного месяца. Россия также выразила готовность выводить на орбиту иранские спутники своими ракетами.
 
8 августа 2013 года Иран объявил о завершении разработки проекта первого в истории страны пилотируемого космического корабля, его проект подготовили специалисты из Университета Хадже Насир. Иранское информагентство ISNA сообщало, что этот космический корабль сможет совершать полеты вокруг Земли на низкой орбите в течение нескольких часов с тремя космонавтами на борту. Готовить своих космонавтов Иран хочет в России. «Иранская сторона готовит запрос о проведении учебных курсов по подготовке космонавтов. Российская сторона готовит предложения в течение месяца», — говорится в тексте соглашения между Роскосмосом и иранской стороной.
 
Примечательно, что подготовку в ЦПК проходят и американские астронавты NASA — им это необходимо, так как на МКС их доставляют российские корабли «Союз». Нельзя исключать, что космонавты Ирана и астронавты США будут работать в одном помещении.
 
В посольстве Ирана в Москве на запрос «Известий» не ответили.
 
— Переговоры ведутся со многими, — кратко прокомментировал взаимоотношения с Ираном руководитель Роскосмоса Олег Остапенко.
 
Разговоры общего плана о расширении сотрудничества между Россией и Ираном велись с середины 2000-х годов. Но до конкретики, причем сразу по многим направлениям, дело дошло только сейчас. Подписание протокола с Иранским космическим агентством по времени практически точно совпадает с наложением санкций со стороны Госдепартамента США, по которым российским компаниям космической сферы закрывается доступ к американским технологиям, в частности, к американским комплектующим для систем двойного назначения (при том, что Госдепартамент трактует термин «двойное назначение» довольно широко, подводя под него даже геодезические спутники).
 
По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, готовность России помочь Ирану с созданием системы ДЗЗ может наверняка не понравиться США:
 
— ДЗЗ — это система двойного назначения, и, учитывая режим санкций против Ирана, американцы, безусловно, на это отреагируют. Наверняка они об этом уже знают, такие вещи не скроешь. Примечательно, что российские компании, специализирующиеся на ДЗЗ, не могут получить у Роскосмоса доступа к снимкам «Ресурсов». «Совзонд», «Сканэкс» не имеют возможности принимать данные с «Ресурса»...
 
Моисеев допускает, что отношения с Ираном в космической сфере в будущем сыграют роль своеобразных козырей в переговорах с США:
 
— В начале 1990-х годов мы согласились не передавать Индии технологии ракетостроения. Вместо этого сделали для них двигатель, обучили специалистов. Американцы взамен тогда открыли доступ для американских спутников на наши космодромы. И «Протоны» вскоре стали самыми востребованными носителями в мире.
 
Директор по науке космического кластера «Сколково» Дмитрий Пайсон считает, что сближение с Ираном в космической сфере вряд ли является набором бонусов для дальнейшего размена с американцами:
 
— Вектор развития сотрудничества в космической сфере зависит от вектора внешней политики в целом. Научно-техническое сотрудничество и космос от общих векторов вряд ли могут отличаться сильно. Поэтому сближение с Ираном можно воспринимать в контексте общего поворота российской внешней политики в восточном направлении. Но в тематике протокола с Иранским космическим агентством я в то же время не вижу каких-то критичных вещей с точки зрения передачи технологий. Таковыми могли бы быть высокоэнергетические двигатели. Или технологии входа аппаратов в атмосферу. Вот если бы речь шла об этих темах, тогда сотрудничество с Ираном было бы гораздо более вызывающим.
 
В Объединенной ракетно-космической корпорации заявили, что у них нет информации о международных соглашениях, заключенных за последний месяц.


комментарии (1):

HZ66      11/05/2014 [18:14:41]#1
@Примечательно, что российские компании, специализирующиеся на ДЗЗ, не могут получить у Роскосмоса доступа к снимкам «Ресурсов». «Совзонд», «Сканэкс» не имеют возможности принимать данные с «Ресурса»...@ А персам - пожалуйста.













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer