Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


КВЗ: Мы не можем все время быть мальчиками для битья


18 июня 2014 года Тимур Латыпов, Бизнес Online


Жизненно важной для российского ВПК теме импортозамещения было посвящено совещание, которое провел сегодня на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Впрочем, как понял побывавший на заводе корреспондент «БИЗНЕС Online», точнее будет сказать «украинозамещение», поскольку речь шла только об этом соседнем государстве. Министр сообщил, что Украина уже отказала российской оборонке в поставках по 25 позициям. Одна из наиболее уязвимых областей отношений с Украиной — вертолетостроение, поскольку одним из крупных поставщиков двигателей для казанских винтокрылых машин является украинское «Мотор Сич».

Сегодня на ОАО «КВЗ» прошло совещание, посвященное импортозамещению в оборонно-промышленном комплексе. Мероприятие провел министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
 
«До конца июня с учетом детально проработанного плана мы завершаем работу над программой по импортозамещению, которая версталась с вашим участием по согласованию с главным заказчиком — министерством обороны, — обратился он к собравшимся руководителям татарстанских предприятий оборонки. — Расписаны абсолютно все направления, все отрасли, которые это затрагивает. По всем комплектующим есть четкий план реализации. Срок абсолютно реален, подчеркнул Мантуров, — 2,5, а по каким-то нескольким направлениям — 3 года. «Поэтому хотел бы сверить часы, услышать от вас о каких-то дополнительных проблемах, которые, может быть, были упущены». Уточнения не лишние, поскольку, по словам министра, только за последний месяц проблемы с поставками с Украины возникли примерно по дюжине позиций: «Мониторинг мы проводим ежедневно, и у нас сегодня отказ (хотя официального отказа мы до сих пор не получили), задержка по 25 позициям. За месяц она удвоилась».
 
На этом интригующем месте журналистов попросили покинуть зал. Позже, комментируя совещание, Мантуров ушел от конкретики, сообщив лишь только, что за 2,5 - 3 года «будет реализована программа, которая позволит производить в России все комплектующие, агрегаты, которые необходимы для реализации поставок в рамках гособоронзаказа, госпрограммы вооружений». «Вы правильно сказали: мы не должны зависеть ни от кого», — поддержал министра президент РТ Рустам Минниханов. Отметим, что совещание в Казани проходило на следующий день после резкого заявления президента Украины Петра Порошенко. На заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) он запретил сотрудничество с Россией в сфере военно-промышленного комплекса.
 
А перед совещанием московский гость в сопровождении Минниханова, премьер-министра РТ Ильдара Халикова, вице-премьера РТ — министра промышленности и торговли РТ Равиля Зарипова осмотрел цеха КВЗ и вручил заводчанам правительственные награды. «С Денисом Валентиновичем мы познакомились, когда ругались, вступать нам в «Оборонпром» или нет, — напомнил собравшимся Минниханов. — Наши отношения были очень сложные, но потом мы с ним подружились. Мы видим, что это решение было правильное». «Дорогие друзья, — обратился к заводчанам Мантуров, — а я могу вас так называть, поскольку сам в вертолетной отрасли достаточно длительное время поработал, — знаю многих из присутствующих, знаю прекрасно завод... Хотелось бы вас поблагодарить за работу. В прошлом году КВЗ поставил рекорд — увеличил на 20 процентов производительность труда. Это хороший пример для предприятий отрасли».
 
Хороший пример и хорошее место, где искать ответы на возникающие сегодня проблемы. Логично, что мероприятие проходило именно на вертолетном заводе: по мнению экспертов, вертолетостроение — одна из наиболее уязвимых областей сотрудничества с Украиной. Дело в том, что по заведенной еще в советское время кооперации запорожский завод «Мотор Сич» делает двигатели (ТВ3-117) почти для всех типов российских «вертушек». В год Казань выпускает примерно сотню Ми-17.
 
Впрочем, руководство КВЗ, кажется, спокойно. «С «Мотор Сич» мы обсуждали вопросы взаимодействия недавно, на выставке «Хели Раша», и украинские партнеры очень оптимистичны, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор по маркетингу и сбыту КВЗ Валерий Пашко. — Мои заводские коллеги, которые связаны непосредственно с поставками, обсуждали эти вопросы буквально вчера. Да и Украине закрыть поставку двигателей, это означает наступить на горло заводу. Это 26 - 28 тысяч работающих. Это сколько народу — жен, детей — становятся изгоями! Я не верю, что у нормальных людей могут быть такие самодурство и самоедство. И до последнего времени никто не думал, что украинские двигатели — это импортные, потому что разработчик находится в Санкт-Петербурге. То есть двигатель российский, но производится за границей. И часть двигателей идет на КВЗ с петербургского «Климова». И «Мотор Сич» не может сделать, допустим, двигатель ВК-2500 без России... Словом, здесь очень сложные отношения». Напомним, недавно Мантуров заявил о том, что портфель российских заказов для украинских предприятий составляет $15 млрд. — 8,2% ВВП Украины. «Мотор Сич» же поставляет в Россию минимум 40% своей продукции.
 
Пашко коротко упомянул и отношения с компанией Pratt&Whitney Canada, которая поставляет КВЗ двигатели для «Ансатов» и Ми-38. «Одно время были как бы дополнительные проверки, — напомнил топ-менеджер КВЗ разговоры о санкциях. — Но все оборудование, которое мы покупаем у дальнего зарубежья, — гражданского назначения. Поэтому они, на мой взгляд, просто изобразили стойку готовности... По Ми-38 у КВЗ есть два варианта. Если заказчик просит двигатель импортный — ставим двигатель от «Пратт-Уитни», если российский — ставим российский, ТВ7-117В. Он, надо сказать, более мощный, с более высокими характеристиками. Сертификат на него должен появиться в 2015 - начале 2016 года. В 2016 году у нас запланированы поставки, а в 2015-м — предсерийное производство нескольких вертолетов».
 
Пашко высказался и в целом об импортозамещении: «Мы самодостаточное государство, раньше были способны производить все, что нужно для аэрокосмической отрасли. Просто с 90-х годов мы немножечко расслабились, стали уповать на то, что западные компании будут с нами как с равноправными работать. А получилось так, что мы с открытой душой, а нам по любому поводу — санкции, «хочу — не хочу». Но мы не можем все время быть мальчиками для битья! Кстати, в программе у нас импортозамещение было записано давно, и сейчас, можно сказать, все просто совпало».
 
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у заместителя генерального директора КВЗ по научно-технической работе Игоря Бугакова, жива ли еще идея оснащения «Ансата» российским двигателем ВК-800 (напомним, его когда-то даже планировали выпускать на ОАО «КМПО»). «Его можно использовать, — ответил Бугаков. — Он несколько переразмерен и топливная эффективность будет хуже, но технически он становится на вертолет. Однако вопрос этот чисто риторический — двигателя-то нет. До завершения работы страшно далеко, а главное — никто ничего не делает».
 
Кстати, о КМПО. Напомним, что завод уже давно работает (в широкой кооперации) над ликвидацией «украинозависимости». Дело в том, что петербургское ОАО «Климов» и «Мотор Сич» разработали (интеллектуальная собственность — пополам) замену ТВ3-117 — двигатель ВК-2500. Сегодня он в небольших количествах выпускается на Украине, но решено наладить его выпуск в России. В кооперацию входят «Климов», Уфимское моторостроительное производственное объединение, московский центр газотурбиностроения «Салют». А в конце 2012 года КМПО заключило с «Климовым» контракт на производство узлов ВК-2500. Пока КМПО будет поставлять примерно 30% двигателя, в намерениях — выход на 50%. Окончательную сборку будет вести «Климов». С 2015 года КМПО должно выпускать по 300 комплектов в год (примерно на 1,65 млрд. рублей). На 2014 год запланирована поставка 150 комплектов.
 
Но, может быть, что-то изменилось в связи с последними событиями на Украине? «Может быть, работы по ВК-2500 у КМПО будет больше, но пока у нас есть заказ на 150 комплектов, и больше ничего, — рассказал сегодня «БИЗНЕС Online» генеральный директор предприятия Дамир Каримуллин. — Доля примерно в 30 процентов пока остается. Правда, мы прорабатываем еще один узел — блок камеры сгорания, который сегодня делает Украина, но пока это на стадии проработки». Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, знает ли Каримуллин о то и дело возникающих разговорах о том, что в Казани будет производиться весь двигатель ВК-2500. «Насчет всего двигателя пока рано говорить, — осторожно заметил гендиректор. — А слухи всякие рождаются... Пока три узла за нами закреплены. У нас есть предложения по отдельным деталям, но по ним пока решения нет». Каримуллин напомнил, что казанские комплекты должны пройти испытания в составе собранных двигателей в конце 2014 - начале 2015 года.
 
В целом он отметил, что для КМПО вопрос импортозамещения остро не стоит: «У нас нет таких позиций, по которым не было бы альтернативных поставщиков в России. Например, дозатор газа, который используется в газоперегонном двигателе. Сегодня его поставляет Украина, но может делать и московский завод имени Румянцева».
 
Подытоживая, подчеркнем, что ВПК-эксперты, обсуждая ситуацию с Украиной и международными санкциями, в целом сходятся во мнении, что нет худа без добра: выехать за счет чужого больше не получится — надо поднимать свое.


комментарии (4):

Сашочек      19/06/2014 [18:10:00]#1
Надо бы чтобы все вернулось в прежнее положение. Мотор Сич - исключительно надежный партнер! У него все отлажено, все работает как часы! Это еще с советских времен. Медежмент Мотор Сича - самый адекватный, реагирующий к проблемам партнера всегда наилучшим образом. Было бы большой потерей для всех, и нас в том числе, если бы события на Украине "сломают" такой коллектив.

А по поводу решения Порошенко можно сказать только самое неприличное. В таком положении Украины принимать решение о нанесении вреда лучшим предприятиям страны - не укладывается в нормальной голове. Наоборот, нужно создавать максимальный режим благоприятствования для них, стараться сохранить уникальный (для Украины - бриллиантовый) потенциал.

Мало вероятно, что руководители, принимающие такие решения, принесут пользу своей стране. И, скорее всего их скоро просто не станет....

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      19/06/2014 [18:27:55]#2
Мотор Сич действительно надежный партнер и отличное предприятие. Вот только Украина как партнер не надежна. К сожалению, последнее слово в выборе партнеров и союзников будет всегда за политиками, а не за отличным предприятием :(

air-squirrel      20/06/2014 [13:32:11]#3
Мнение Порошенко - это не мнение Порошенко, а желание Запада угробить остатки промышленности в Украине ну и в России (у нас тут другие процессы но цели у Запада все теже).

air-squirrel      20/06/2014 [13:32:53]#4
прошу прощения "...на Украине"))













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer