Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Виталий Лопота останется без "Энергии"


11 июля 2014 года Иван Сафронов, Сергей Горяшко, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", президент Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталий Лопота лишится своей должности. Основанием для этого послужили как накопившиеся проблемы "Энергии", так и возбужденное Следственным комитетом против господина Лопоты дело по статье "Злоупотребление полномочиями". РКК "Энергия", по сведениям "Ъ", возглавит нынешний гендиректор Научно-производственного объединения "Энергомаш" Владимир Солнцев.

О предстоящем увольнении Виталия Лопоты "Ъ" рассказал высокопоставленный источник в Федеральном космическом агентстве (Роскосмос). По его словам, "вопрос об отставке де-факто решен" и согласован между главой космического агентства Олегом Остапенко, гендиректором Объединенной ракетно-космической корпорации Игорем Комаровым и курирующим космическую отрасль вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Это подтверждает и собеседник "Ъ" в аппарате правительства: "Осталось определиться с датой проведения совета директоров, на котором увольнение Виталия Лопоты будет оформлено де-юре". По сведениям "Ъ", оно должно пройти до конца июля.
 
РКК "Энергия" — головное стратегическое предприятие России по пилотируемым космическим системам. Создана в 1994 году на базе Особого конструкторского бюро-1. Осуществляет разработку и эксплуатацию российского сегмента Международной космической станции, занимается изготовлением и обеспечением полетов космических грузовых кораблей "Прогресс" и пилотируемых "Союз". Крупнейшие акционеры — Росимущество (38,22%) и ООО "ИК "Развитие"" (17,32%). 12,4% принадлежит "Газфонду" и находится в доверительном управлении ЗАО "Лидер", еще 11,16% принадлежит ЗПИФ смешанных инвестиций "Стратегические активы" и находится под управлением ООО "УК "Агана"".
 
Вопрос об увольнении господина Лопоты ставил в 2012 году экс-руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин. В числе причин называлось тяжелое состояние предприятия, которое по факту выживало исключительно за счет создания пилотируемых и грузовых кораблей, а также серьезные финансовые проблемы морской платформы для пуска российско-украинских ракет "Зенит-3SL", известной как проект Sea Launch (его долговая нагрузка составляет, по разным оценкам, от $300 млн до $500 млн). Не добавляла баллов президенту "Энергии" и излишне независимая позиция по вопросам реструктуризации ракетно-космической промышленности: он никогда не стеснялся открыто критиковать предложения господина Поповкина. Например, господин Лопота считал, что крупнейшее двигателестроительное предприятие "Энергомаш" необходимо включить в состав холдинга, формируемого на основе "Энергии", хотя Владимир Поповкин предлагал иной сценарий: включение "Энергомаша" в холдинг на базе Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева.
 
Как вспоминает источник "Ъ" в космическом агентстве, Виталия Лопоту могли уволить и в середине 2013 года (после неудачного февральского старта ракеты "Зенит-3SL" в рамках проекта Sea Launch). Начавшийся разбор полетов показал, что масштаб проблем в "Энергии" куда серьезнее. Например, государство владело лишь 38,22% акций предприятия, а это, как рассказывали "Ъ" чиновники Роскосмоса, "значительно усложняло контроль над финансовыми потоками в корпорации" (см. "Ъ" от 1 марта 2013 года). По горячим следам были приняты экстренные меры: правительство поручило увеличить долю государства в "Энергии" до контрольного пакета, а Роскосмос направил на предприятие комиссию с проверкой дел проекта Sea Launch.
 
В 2013 году Виталий Лопота на посту удержался, а вот Владимир Поповкин из-за проблем со здоровьем с должности ушел. Но в апреле 2014 года Следственный комитет объявил, что результаты работы комиссии Роскосмоса легли в основу уголовного дела в отношении президента "Энергии" по ч. 1 ст. 201 УК РФ ("Злоупотребление полномочиями"). По версии следствия, в 2010 году он дал указания руководству дочернего предприятия ЗАО "Завод экспериментального машиностроения" РКК "Энергия" о предоставлении займов двум компаниям, участвующим в коммерческом проекте Sea Launch. Эти средства должны были быть использованы в качестве авансов по договорам на изготовление пилотируемых кораблей в рамках госконтрактов, но вместо этого займы предоставлялись аффилированным организациям на невыгодных для "Энергии" условиях. Ущерб следователи оценили более чем в 41 млн руб. Своей вины Виталий Лопота не признал. Спустя несколько недель Роскосмос начал готовить новую комиссию для проверки производственных мощностей предприятия.
 
Хотя у государства по-прежнему нет контрольного пакета в "Энергии", вопрос об отставке Виталия Лопоты с большой долей вероятности будет решен положительно. Как утверждает источник "Ъ" в правительстве, именно за такое решение проголосует Росимущество (38,22%), а его поддержат в "Газфонде" (12,4% акций находится в доверительном управлении ЗАО "Лидер"): "Соответствующие договоренности уже достигнуты".
 
Преемник господина Лопоты уже определен: им, по словам нескольких источников "Ъ" в Роскосмосе, станет генеральный директор "Энергомаша" Владимир Солнцев. "Он грамотный менеджер, который сумел вывести предприятие из глубокого кризиса, эти навыки будут востребованы в "Энергии"",— говорит один из собеседников "Ъ" в агентстве, напоминая, что в 2013 году выручка предприятия составила около 7 млрд руб. (три года назад — порядка 1,5 млрд руб.). К работе господина Солнцева, по данным "Ъ", у руководства Роскосмоса претензий практически нет, а двигатель РД-191 без нареканий отработал во время первого в истории пуска ракеты-носителя "Ангара-1.2ПП". Работу господина Солнцева высоко оценивали и в ОРКК. ""Энергомаш" несколько лет назад был на грани кризиса из-за падения объема заказов и недофинансирования,— заявлял Игорь Комаров в интервью "Ъ" 9 июня.— Но во многом благодаря работе Владимира Солнцева она исправилась. Улучшены показатели качества, эффективности, снижены накладные расходы".
 
В ОРКК и Роскосмосе информацию о кадровых перестановках в руководстве "Энергии" официально не комментируют. Сам Виталий Лопота на вопрос "Ъ" о своих карьерных перспективах ответил, что на совете директоров его "в отставку не отправят".



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer