Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Продажа "Мистралей" России незаконна?


15 июля 2014 года Клеман Ш. (Clement Ch.), L'Express (перевод inoСМИ.Ru)


Подписанное в 2011 году Францией и Россией соглашение о продаже двух кораблей типа «Мистраль» может столкнуться с препятствием в виде кодекса оружейного экспорта Европейского Союза.

Правительство идет наперекор всему
 
В 2011 году Франция подписала договор о продаже России двух «Мистралей» с возможностью заказа еще двух судов. «Мистраль» представляет собой десантный корабль стратегического назначения, который способен перевозить существенные армейские силы: 16 боевых вертолетов, 60 единиц бронетехники (в том числе танковый батальон) и 900 солдат. Париж стал первым членом НАТО, который согласился продать России стратегическое оружие, и его союзники не раз выражали сомнения по поводу сделки с самого начала переговоров. 
 
После российской агрессии на Украине контракт навлекает на себя все большую критику. В марте Россия аннексировала Крым, наплевав на нормы международного права, а сегодня продолжает поддерживать оружием и бойцами мятежников на востоке Украины. Таким образом, продажу современного оружия режиму, который открыто пытается силой перечертить границы в Европе, никак не назвать лучшим ходом для Франции. Однако наше правительство ничего не предпринимает, игнорируя недовольство союзников и проходящие по всему миру акции протеста против этого договора. 
 
По европейскому законодательству договор нелегален
 
Как бы то ни было, перед исполнением договора может встать препятствие в виде европейского законодательства. В 1998 году Европейский Союз утвердил собственный кодекс оружейного экспорта по инициативе Франции и Великобритании. В 2008 году эти нормы стали обязательными к исполнению, приняв форму общей позиции. Кодекс включает в себя восемь критериев, и несоответствие даже одному из них автоматически означает аннуляцию права на экспорт. Франция всегда говорила, что «играет чрезвычайно активную роль» в «расширении прозрачности и ответственности государств-членов в передаче оружия третьим странам». Поэтому сложно представить, что теперь она может пойти наперекор такой общей позиции. 
 
Критерии общей позиции относятся к странам-покупателям. И, как отмечают некоторые эксперты, Россия не соответствует, по крайней мере, шести из них. 
 
Во втором критерии европейской позиции значится, что страна-покупатель должна защищать права человека, чего вовсе не происходит в России, если судить по давлению на оппозиционеров и журналистов. 
 
Третий критерий предполагает отсутствие вооруженного конфликта на территории страны-покупателя. Это условие в России тоже можно считать невыполненным с учетом продолжающегося вот уже два десятилетия конфликта на Кавказе. 
 
В четвертом критерии обозначено, что страна-покупатель не должна ставить под угрозу стабильность, мир и безопасность в регионе и мире. Иначе говоря, государства-члены ЕС должны воздержаться от поставок оружия странам, которые могут напасть на другие суверенные государства или попытаться силой решить территориальные споры. С учетом силовой аннексии Крыма, нелегальной оккупации полуострова и поддержки восстания на востоке Украины (это если только ограничиться 2014 годом), Россия определенно нарушает этот критерий. 
 
Из пятого критерия следует, что Франция должна принимать во внимание интересы союзников и партнеров по ЕС. Некоторые наши союзники во главе с Польшей и Прибалтикой неоднократно повторяли, что сделка становится угрозой для их безопасности. Украина, партнер ЕС после подписания соглашения об ассоциации, стала объектом российской оккупации. То есть, данный критерий тоже не выполнен. 
 
Наконец, в шестом критерии оговариваются связи страны-покупателя с терроризмом и соблюдение ей норм международного права. Россия аннексировала Крым, несмотря на подписание Будапештского меморандума, по которому Украина отказывается от ядерного арсенала в обмен на гарантии неприкосновенности ее границ. Таким образом, Россия поставила под сомнение международное право и договор о нераспространении ядерного оружия. Значит, шестой критерий нарушен. 
 
Получается, что передавая оружие агрессору, который стремится силой перечертить границы в Европе, Франция сталкивается не только с нравственными проблемами и потенциальным недоверием со стороны союзников, но и юридическими препятствиями. Продажа «Мистралей» России может стать нарушением европейского законодательства и нанести серьезный удар по вере в европейские институты и ценности. 
 
Процедура и возможные решения
 
Но действительно ли эти критерии обладают обязательной силой? Бывший министр обороны Эрве Морен (Hervé Morin) так ответил на этот вопрос в обращении к Национальному собранию 2 февраля 2010 года: «Эта общая позиция представляет собой обладающий обязательной силой юридический акт, который не требует принятия каких-либо мер на национальном уровне и напрямую регулирует действия французской администрации. (...) Как следствие, решения межведомственной комиссии по экспорту военной техники также принимаются с учетом действующих эмбарго и ограничительных мер на основании исчерпывающих списков, которые дополняются по мере появления резолюций Организации объединенных наций и общих позиций Европейского Союза». 
 
Таким образом, межправительственная комиссия должна заблокировать экспорт «Мистралей» на основании общей позиции Европейского Союза. 
 
Однако решение оборонных вопросов всегда было суверенным делом каждой нации, и французское правительство может, несмотря на все это, проигнорировать нарушение нормы и передать «Мистрали» России. Как бы то ни было, считает Сильви Мателли (Sylvie Matelly), кодекс обладает обязательной силой и, следовательно, равнозначен закону. Поэтому, «в теории, любой европейский гражданин может подать в суд на нарушающее это решение европейское государство». По ее словам, успешно довести до конца такой процесс будет очень непросто, однако шансы на их появление «не равны нулю, и это касается как государств, так и предприятий». Таким образом, несмотря на все усилия правительства, история с «Мистралями» может получить неожиданное продолжение.


комментарии (1):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer