Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакатастрофа над Донецком: "Откуда очевидцы на высоте 10 километров?"


18 июля 2014 года Александр Шагулин, Бизнес Online


В районе города Торез Донецкой области накануне потерпел крушение Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», следовавший по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. На борту лайнера находились 280 пассажиров (по другим данным — 283) и 15 членов экипажа. Спустя несколько часов после авиакатастрофы «информационная война», шедшая между Украиной и ополченцами, вышла на новый виток. Украинские власти обвинили в случившемся ополченцев самопровозглашенной Донецкой народной республики, те, в свою очередь, заявили, что лайнер сбит украинскими ВВС. В числе прочих версий российские СМИ, ссылаясь на «Росавиацию», предположили, что «охота» в небе шла на самолет, на борту которого летел Владимир Путин. Хронология событий, реакция мировой общественности и заявления известных блогеров — в обзоре «БИЗНЕС Online».

Авиакатастрофа и новый виток информационной войны
 
Накануне в районе города Торез Донецкой области потерпел крушение Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», следовавший по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. Лайнер шел на высоте 10,6 тыс. метров. На месте падения самолета были обнаружены обломки воздушного судна и тела погибших. На борту лайнера находились 280 пассажиров и 15 членов экипажа. Это самая крупная авиакатастрофа с 11 сентября 2001 года.
 
Сразу после падения самолета в сети с новой силой разразилась информационная война — пользователи по крупицам стали собирать данные в пользу той или иной версии. Российские СМИ заявили о том, что Boeing сбили украинские военные, украинские СМИ сообщили о том, что самолет был сбит ополченцами Донецкой народной республики. В пользу этой версии массово было растиражировано сообщение, оставленное лидером донецкой самообороны Игорем Стрелковым незадолго до того, как о крушении стало известно. В своем блоге он сообщил о том, что ополченцы ДНР сбили украинский самолет Ан-26. Через час это сообщение было удалено.
 
Тем временем в сети появилась фотография, сделанная пассажиром разбившегося Boeing. Перед вылетом из Амстердама, он опубликовал снимок в своем микроблоге Twitter, подписав: «Если он пропадет, то вот как он выглядит». Многие не сдерживали эмоций, наблюдая за новостями. Так, главный редактор информагентства «Россия сегодня» Маргарита Симоньян написала в микроблоге: «Кто бы это ни сделал, горите в аду. Ужас. Просто ужас». А телеведущий Владимир Соловьев спорил в Twitter с коллегами из Lifenews, которые, ссылаясь на очевидцев, сообщили о том, что за самолетом двигался самолет украинских ВВС. Соловьев поражался: «Откуда очевидцы на высоте 10 километров?»
 
К слову, ополченцы ДНР и журналисты Lifenews первыми прибыли на место крушения — в первые часы после катастрофы именно их снимки были растиражированы в сети. На фотографиях были обломки лайнера, документы пассажиров и их личные вещи — к примеру, путеводители по Малайзии. Телеканал Lifenews в прямом эфире показывал тела погибших, что вызвало неоднозначную реакцию пользователей сети. Телеведущий Первого канала Дмитрий Борисов написал в блоге: «Ну, эти кадры с телами крупным планом с места катастрофы — это уже слишком».
 
Пока Владимир Путин разговаривал о катастрофе с президентом США Бараком Обамой, стало известно о том, что большинство пассажиров были голландцами — 143 человека, остальные — австралицы, малайзийцы, американцы. В самолете также находились как минимум 80 детей. К посольствам Малайзии и Нидерландов в Москве начали нести цветы. После разговора Путина и Обамы в Белом доме состоялась экстренная пресс-конференция. Отвечая на вопрос о том, считает ли Вашингтон, что использовался тип ракет, которые ополченцы могли получить от России, представитель госдепа США Джен Псаки ответила: «Нет подтверждения, что это причина падения самолета». Чуть позже вице-президент США Джо Байден «предложил помощь США в том, чтобы разобраться, что случилось и почему».
 
Вслед за этим премьер-министр России Дмитрий Медведев оставил сообщение на своей странице в Facebook: «Глубокие соболезнования в связи с катастрофой самолета «Малайзийских авиалиний» в небе над Украиной. Эта трагедия унесла жизни нескольких сотен людей из разных стран. И стала большим горем для всех, кто потерял сегодня своих родных и близких. Скорблю по погибшим», — написал премьер.
 
Загадочный испанский диспетчер и «борт №1»
 
А премьер самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Бородай заявил, что у ополченцев ДНР нет вооружения, способного сбить пассажирский самолет на высоте 10 километров. Незадолго до этого советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко сообщил о том, что самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук». В социальных сетях появились фотографии, на которых был зафиксирован якобы тот самый ЗРК «Бук» при транспортировке в Донецке — правда, подлинность этих снимков у многих вызвала сомнение.
 
В вечернем выпуске новостей Первого канала сообщили о том, что Boeing сбил украинский «Су», а потом украинский «Су» сбили ополченцы. Впрочем, эту версию активно подвергли критике многие блогеры. А через полчаса информагентство «Россия сегодня» привело версию источника из «Росавиации», согласно которой «целью украинской ракеты мог быть самолет Путина. «Борт №1 и малазийский Boeing-777 пересекались в одной и той же точке и на одном эшелоне. Это произошло близ Варшавы, на 330-м эшелоне на высоте 10,1 тысячи метров. Борт номер один был там в 16:21 мск, малазийский самолет — в 15:44 мск», — пояснил источник. Вслед за этим телеведущий Сергей Брилев в своем Twitter выложил в качестве «информации для размышления» две фотографии — разбившегося лайнера и самолета президента России. Брилев указал на то, что воздушные судна можно легко спутать из-за схожести в окраске.
 
Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко написал в Twitter: «Украинская ПВО ранее уже сбивала пассажирские самолеты: в октябре 2001 г. украинцы уничтожили над Черным морем Ту-154 авиакомпании «Сибирь». Комментируя авиакатастрофу, Коротченко заявил, что считает трагедию последствием «низкой квалификации и халатности украинских расчетов ПВО, которые не имели должной практики обращения с «Буком» последние 20 лет».
 
Глава службы безопасности Украины Валентин Наливайченко сообщил о том, что правоохранительные органы Украины возбудили уголовное дело по факту авиакатастрофы, а премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак тем временем написал в своем аккаунте в Twitter, что «потрясен» сообщениями о крушении лайнера национальной авиакомпании, и пообещал в 4 часа утра по местному времени провести пресс-конференцию. На ней он сообщил о том, что Малайзия направляет в Киев спецрейсом бригаду высокопоставленных представителей для выяснения всех обстоятельств на месте крушения.
 
Затем служба безопасности Украины на официальном канале YouTube выложила запись переговоров, предположительно, донецких ополченцев касательно сбитого пассажирского авиалайнера. Запись включает в себя несколько отдельных разговоров. Сначала Игорь «Бес» Безлер докладывает, как указано в сопроводительном тексте, полковнику ГРУ ВС РФ Василию Геранину о том, что группой «Минера» сбит самолет, который «упал за Енакиево». Затем человек с позывным «Майор» докладывает собеседнику с позывным «Грек», которого называет Сашей, о том, что борт оказался гражданским. «Грек» спрашивает, было ли на борту какое-либо вооружение, на что получает ответ: «Вообще ничего». Также «Майор» докладывает о найденных на месте документах «индонезийского студента из института Томпсона». Уже глубокой ночью пользователи стали распространять информацию о том, что переговоры — это фейк, созданный на скорую руку киевскими спецслужбами. Они обратили внимание на то, что в видеоролике «видна чехарда со временем». Впрочем, окончательно подлинность записи никто так не подтвердил и не опроверг.
 
Испанский авиадиспетчер написал в своем микроблоге в Twitter, что незадолго до крушения малазийского лайнера рядом с ним были замечены два украинских военных самолета. Правда, многие пользователи сети удивлялись тому, как испанец мог оказаться в диспетчерском пункте в Борисполе. «Что-то он подозрительно политически подкован», — пишет российский журналист и писатель Сергей Минаев в блоге, изучив Twitter диспетчера. Одно из последних сообщений диспетчера в блоге: «Прежде чем у нас заберут телефон или мне разобьют голову, ОН БЫЛ СБИТ КИЕВОМ».
 
После полуночи Путин на совещании в Кремле заявил, что Украина несет ответственность за крушение малайзийского Boeing. Он предложил начать совещание с минуты молчания в память о жертвах катастрофы. «Безусловно, государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию. Этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины», — заявил президент и поручил российскому правительству сделать все возможное, чтобы установить объективную картину катастрофы. В том, что расследование причин катастрофы должна взять на себя международная независимая комиссия, сошлись все мировые лидеры. Официально информацию о нахождении «черного ящика» никто не подтвердил, хотя поздно ночью ополченцы сделали «информационный вброс» о том, что якобы нашли его на месте крушения.
 
«Я говорил с президентом Украины, он гарантировал, что это будет честное и прозрачное расследование, в котором малайзийские представители смогут принять участие. Международная команда должна быть допущена к расследованию, и никто не должен ничего перемещать с места трагедии, включая «черные ящики», — предупредил глава Малайзии Наджиб Тун Разак.
 
Особый фон в лентах информагентств ближе к полуночи создавали сообщения о том, что Белый дом оцеплен из-за подозрительного свертка, а Израиль ввел войска в сектор Газа в рамках операции «Нерушимая скала».
 
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer