Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Фарнборо-2014: политики больше, чем самолетов


23 июля 2014 года Анастасия Дагаева, Forbes


Международный авиасалон состоялся на фоне визовых и санкционных скандалов и гибели пассажирского Boeing в небе над Донбассом. Чем еще запомнился Фарнборо-2014?

Под Лондоном завершил работу международный аэрокосмический салон Фарнборо. Редчайший случай для шоу такого калибра: ни одной премьеры! А из-за событий, которые случились во время мероприятия, и вовсе было порой не до авиации с космосом.
Визовый скандал
 
В день открытия, 14 июля, стало известно, что половина российской делегации не получила визы. На одной из крупнейших в мире авиационных «ярмарок тщеславия» практически не было первых лиц. Выставочные стенды обходили заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь и посол России в Великобритании Александр Яковенко; они же пытались объяснить неприятную ситуацию.
 
Те руководители, которые оказались на авиашоу, постарались не задерживаться и свести к минимуму общение с журналистами — больше кулуарно, выборочно, из лояльных СМИ. Так, в последний момент отменил брифинг руководитель Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров. Не было традиционной большой пресс-конференции президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаила Погосяна. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев еще накануне Фарнборо дал интервью Reuters про «Добролет», затем на салоне получил награду Skytrax, заглянул на тренажер МС-21 от ОАК — и улетел. На тренажере еще не существующего самолета красовался логотип «Аэрофлота» как стартового заказчика, а рядом стояли стюардессы компании в форме цвета «красный мандарин».
 
Зато на Фарнборо было целых два самолета Sukhoi Superjet 100 — в раскраске «Ютэйра» и мексиканского перевозчика Interjet. Они просто стояли — в летной программе не участвовали. Но как стояли! На самых видных площадках, в одном ряду с Boeing 787 Dreamliner. Припасены были и «домашние заготовки»: на салоне подписано два соглашения на поставку SSJ 100 — c казахстанским перевозчиком Bek Air (7 самолетов) и российской авиализинговой компанией «Ильюшин финанс Ко» (8 самолетов; переговоры о передаче их в лизинг ведутся как минимум с четырьмя европейскими авиакомпаниями, заверил гендиректор ИФК Александр Рубцов).
 
Военную технику Россия привезла только в виде макетов.
 
«Мы в прошлом году в Ле Бурже демонстрировали и Су-35 [была его международная премьера — Forbes.], и Як-130. Те потенциальные заказчики, которые у нас есть, хорошо знают нашу технику, потому мы сочли, что везти ее в этом году в Фарнборо нецелесообразно, — объяснил Погосян. — К тому же основной рынок для поставок российской боевой авиатехники сегодня — внутренний. И хотя мы сохраняем экспортные поставки боевых самолетов, но в этом году больше 90 машин будет поставлено ВВС России».
 
Слюсарь на вопрос, где теперь Россия будет представлять военную технику — в связи с претензиями по Крыму и Украине, ответил вполне жизнеутверждающе: «Кроме Фарнборо и Ле Бурже есть и другие авиасалоны, в частности китайский. Если мы что-то не можем привезти, предложить здесь, то можем в других странах».
Ни одной новинки
 
Не добрался до Фарнборо и истребитель F-35. Самолет очень ждали — он единственный мог стать полноценной новинкой авиашоу. Прилет F-35 на Фарнборо преподносился как долгожданный международный дебют. Увы, он не состоялся. Меньше чем за месяц до открытия салона у F-35 загорелся двигатель. Уже тогда было ясно: столь серьезный инцидент отменяет любую публичность. Но анонс F-35 висел на сайте салона «до упора». Поэтому даже в первый день все вокруг только и говорили о том, что F-35 может прилететь — как будто речь шла о воздушном шаре, который просто вовремя не закачали гелием.
 
Разумеется, F-35 было важно заявиться именно на Фарнборо, ведь Великобритания — один из партнеров проекта, а на открытии авиашоу прогуливался вдоль экспонатов премьер-министр Дэвид Кэмерон. Да и геополитическая обстановка, что называется, способствует: агрессивные полеты новейшего истребителя показали бы, кто в доме хозяин. F-35 — совместный продукт нескольких стран, из которых все, кроме Австралии, являются членами НАТО (США, Канада, Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Турция). Плюс среди потенциальных покупателей самолета — Израиль, Япония, Южная Корея.
 
Но жажду публичной демонстрации мускулов победил страх публичного провала.
 
Тем более что Lockheed Martin, производитель F-35, и так постоянно подвергается критике. Компания выиграла тендер на создание истребителя в 2001 году, пообещав самолет через 10 лет. Проект уже опаздывает на насколько лет из-за технических проблем. А попытки найти решения делают F-35 все дороже: затраты на каждый самолет планировались в пределах $30-35 млн, но теперь поднялись выше $100 млн. К 2019 году Lockheed Martin, правда, обещает снизить планку до $80 млн.
 
Впрочем, и техническое задание по F-35 не из простых. Пентагон заказал истребитель для трех разных родов войск — ВВС, ВМФ, Корпуса морской пехоты. Если в первых двух случаях речь идет об обычном взлете, то в третьем — о вертикальном/укороченном. Вот здесь-то Lockheed Martin совместно с производителем двигателей Pratt & Whitney пришлось помучиться: с одной стороны, двигатель должен хорошо охлаждаться, и тут нужен дополнительный вентилятор, с другой, для самолета такое решение означает лишний вес, который и без того на пределе. Собственно, это главная проблема. Есть и другие претензии: сходит «невидимое» покрытие с фюзеляжа, огрехи в управлении и программном обеспечении. Тем не менее, США собираются закупить более 2400 F-35 на $400 млрд, а в серийном производстве сейчас находится уже сотня самолетов. На нынешнем Фарнборо F-35 был представлен полномасштабным макетом и флешкой, которую раздаривали участникам салона улыбчивые девушки.
 
На авиашоу могла появиться еще одна новинка — региональный самолет CSeriers от Bombardier (конкурент SSJ 100). Но и его дебют было сорван — опять подвел двигатель, и опять от Pratt & Whitney.
 
Битва гигантов
 
Airbus и Boeing не приготовили для Фарнборо премьер, но это не ослабило конкуренцию между ними. Европейский авиапроизводитель буквально в последний момент стал спонсором Фарнборо, а еще купил рекламу не только в отраслевых СМИ, но и в Financial Times с The Wall Street Journal — так что картинки с А330, А350, А380 были везде и всюду. Boeing, как всегда, выступил спонсором медиацентра. Сидишь в душной комнате с компьютерами и взбудораженными журналистами (им надо новости срочно отправить, интернет же не спешит), а на тебя летит самолет Boeing. И с правой стены летит, и с левой. Симпатично, ничего не скажешь. Но быстрый провайдер был бы полезнее.
 
Airbus привез свой самый новый лайнер А350 (впервые на публике появился в прошлом году на Ле Бурже), экспериментальный самолет с электродвигателями Е-Fan, военно-транспортный А400 и, разумеется, двухэтажный A380. «Гвоздем программы» Airbus сделал презентацию дальнемагистрального самолета А330neo. Это все тот же А330, но с новыми экономичными двигателями, улучшенной аэродинамикой (например, будет больший размах крыла и модные, как у А350, законцовки); что позволит сократить на 14% расход топлива на «кресло» по сравнению с прежним А330, уверяет Airbus. А еще — обновленный дизайн салона с мобильной связью и интернетом. На разработку нового А330 было потрачено €2 млрд. Первые самолеты пойдут в эксплуатацию в конце 2017 года. A330neo собирается конкурировать с B787 Dreamliner (хотя изначально эта роль отводилась А350). Прежде всего, за счет цены — Airbus обещает сделать свою новинку дешевле. И ничего, что на B787 больше тысячи заказов. Европейцы уверены, что догонят.
 
Но и в Boeing не сидят сложа руки, а выводят на рынок B777x и отбивают богатого клиента. В июне авиакомпания Emirates отказалась от 70 самолетов A350 каталожной стоимостью $16 млрд. А уже в канун Фарнборо заключила сделку с Boeing на 150 В777Х за рекордные $56 млрд. Это крупнейший заказ в истории авиации, подсчитало агентство Bloomberg. Emirates купит два типа самолетов: 115 Boeing 777-9X вместимостью 400 пассажиров и 35 Boeing 777-8X вместимостью 350 пассажиров. Поставки ожидаются с 2020 года. «Сюрпризом» от Boeing на нынешнем салоне был В787-9, одна из разновидностей «лайнера мечты». Он участвовал в летной программе, но, в отличие от самолетов Airbus, в гости не приглашал.
 
По итогам Фарнборо больше заказов получил Airbus — 496 самолетов ($75,3 млрд) против 201 ($40,2 млрд) от Boeing.
 
Лепту внесла и авиакомпания «Трансаэро», заключив соглашение на 20 А330. Правда, так и осталось загадкой, кто же подписал столь серьезный финансовый документ со стороны перевозчика. Обычно это делают первые лица компании, в пресс-релизе же была цитата исполнительного директора. Вопрос, были ли на Фарнборо гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова и ее муж — председатель совета директоров Александр Плешаков, авиакомпания оставила без ответа. Может быть, политическая ситуация не способствует публичности?
 
Санкции и авиакатастрофа
 
Санкции в отношении России были не менее обсуждаемы, чем не прилетевший F-35. Топ-менеджеры повторяли, как мантру: «Нас многое связывает. Мы не можем друг без друга». И это не дань хорошему тону — на кону многомиллиардные контракты: Airbus и Boeing почти половину титана покупают у компании «ВСМПО Ависма». «Россия стала основным партнером Boeing по титановым изделиям для гражданской авиации. «В ближайшие годы планируется потратить $18 млрд на закупки титановой продукции, $5 млрд — на приобретение услуг по проектированию и $4 млрд — на приобретение других товаров и услуг, — сообщил руководитель Boeing в России и странах СНГ Сергей Кравченко. — Каждый самолет В787 имеет около 60 изделий из российского титана. И мы производим десять таких самолетов в месяц. На нашем бизнесе в России, многомиллиардном, долгосрочном и прозрачном для обоих правительств, пока, к счастью, это не отражается. Но нервозность присутствует. Когда есть неопределенность и есть ощущение, что санкции могут быть расширены, появляются риски. Скорее бы политические разногласия закончились и мы смогли вернуться к тому, что мы называем обычным бизнесом».
 
Поздно вечером 16 июля Министерство финансов США объявило об очередных санкциях в отношении физических лиц и компаний. В «черный список» попал Внешэкономбанк, который в том числе занимается авиационным лизингом и контрактом на поставку самолетов Boeing. Главный редактор avia.ru Роман Гусаров в сердцах заметил: «Истерика Госдепа продолжается. С нетерпением жду санкций против «Ростеха» и запрета продавать нам Boeing». Сам Boeing предпочел молчать.
 
А день спустя, 17 июля, случилось то, что перекрыло абсолютно все темы, — авиакатастрофа B777 Malaysia Airlines.
 
Самолет был сбит над Украиной. Журналисты еще отписывали бизнес-новости из Фарнборо, но параллельно уже изучали подробности трагедии и задавали другие вопросы. По сути, с середины авиасалона интерес к нему пропал. Boeing разместил на сайте обращение в связи с авиакатастрофой (указав предусмотрительно номер рейса, а не тип самолета). И спешно свернул летную программу — на публичные дни американские лайнеры не остались.
 
Зато в Фарнборо расположен британский Отдел по расследованию авиационных происшествий — одно из двух учреждений в Европе, где есть оборудование для прослушивания «черных ящиков». Туда и отвезут самописцы рухнувшего В777 Malaysia Airlines на расшифровку.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBuYeH
YouDo: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/piano/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer