← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Еще одна столица?


25 июля 2014 года Екатерина Глебова, Известия


В Ульяновске завершается подготовка к III Международному авиатранспортному форуму (МАТФ-2014) — мероприятие пройдет с 14 по 16 августа. Впрочем, амбиции региона предоставлением площадки для общения авиастроителей и потребителей их продукции не ограничиваются — это лишь составляющая масштабного инфраструктурного проекта «Авиационная столица России».

Еще несколько лет назад губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил: «Вы найдите мне город в России со столь уникальным производственным и географическим потенциалом». Действительно, Высшее училище гражданской авиации, крупнейший в России авиационно-промышленный комплекс «Авиастар-СП», международная авиакомпания «Волга-Днепр», контролирующая более половины мировых перевозок сверхтяжелых и уникальных грузов, аэропорт им. Н. Карамзина,  международный аэропорт «Восточный» — таков далеко не полный перечень местных гигантов авиационной отрасли. Как обеспечить развитие всего этого комплекса, руководство области задумалось еще в 2005 году — в то время, по признанию самих чиновников, потенциал местных авиационных производств использовался лишь на 15% от реальных возможностей.
 
От слов к делу
 
Ульяновск обладает уникальной инфраструктурой и кадровым потенциалом для создания транспортных и пассажирских воздушных судов. Инвести­ционное законодательство и региональная государственная поддержка позволяют создавать на территории региона сборочные производства с последующей локализацией воздушных судов авиации общего назначения, а также беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Формирующийся IT-кластер в кооперации с Ульяновским авиационным кластером обеспечит появление уникального центра развития авиации общего назначения (АОН) и БПЛА.
 
Вильдан Зиннуров, первый заместитель председателя правительства Ульяновской области, в беседе с «Известиями» констатировал: «Еще в 2005–2006 годах был проведен глубокий анализ авиационной отрасли и выявлены основные сегменты, уже сформированные в регионе: производство и обслуживание воздушных судов, перевозки воздушным транспортом, подготовка кадров, развитие авиации общего назначения и авиационные виды спорта». Однако этим комплексам нужна была единая платформа, и в 2007 году губернатор Сергей Морозов предложил запустить проект «Авиационная столица России». Специализация же будущего кластера — транспортное авиастроение — определилась после того, как было принято решение о переносе производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск, а также когда стартовала программа модернизации Ан-124 «Руслан».
 
В какой-то момент стало очевидно, что региону и стране в целом необходима деловая площадка, объединяющая в авиации производство, сервис, транспорт, обучение, власть, науку, бизнес. Да, есть Ле-Бурже, Фарнборо и МАКС, но это авиасалоны другого уровня. Здесь же было необходимо мероприятие такого формата, чтобы проблемы производства, эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов можно было обсуждать на базе действующего предприятия. «Для нас это не только возможность увидеть и представить новинки отечественной авиационной техники, но и шанс показать партнерам наш завод — как он продвинулся с точки зрения своего технического перевооружения», — отмечает Сергей Дементьев, генеральный директор компании «Авиастар-СП».
 
Однако долгое время единой коммуникационной площадки для такого обсуждения вопросов транспортного авиастроения в нашей стране не существовало. «Большинство авиафорумов и авиасалонов в мире ориентированы на развитие космических технологий, гражданского авиастроения в массовых сегментах, демонстрацию и продажу боевой авиации. Есть форумы, нацеленные на авиацию общего назначения, гидроавиацию, — поясняет Вильдан Зиннуров. — Собственно, на основе всех исследований, изучения опыта в июне 2010 года и родилась идея создания специализированной коммуникационной площадки — Международного авиатранспортного форума». Местом проведения МАТФа был выбран аэропорт Ульяновск-Восточный, который является «колыбелью» большинства транспортных самолетов Ан-124 «Руслан», в настоящем — это Ил-76, а в будущем — тяжелых транспортников, создаваемых в России.
 
Первый МАТФ прошел в апреле 2011 года. За дискуссионным столом тогда собрались 750 делегаций из 12 стран мира — авиастроители, авиаперевозчики, инвесторы, представители региональных и федеральных властей. Итогами форума остались довольны все: федеральные министерства получили экспертные заключения российских и зарубежных отраслевых специалистов в виде проектов поручений, региональные правительства смогли поделиться своим опытом ведения авиационной деятельности, крупнейшие российские и зарубежные компании презентовали бизнес-кейсы и инвестиционные проекты, провели необходимые переговоры и совершили экскурсии на авиационные предприятия области.
 
Тогда же было подписано соглашение о сотрудничестве с устроителями Московского аэрокосмического салона (МАКС), в соответствии с которым МАТФ и МАКС чередуются по годам и проводятся раз в два года начиная с 2012-го.
 
Бонус для отрасли и области
 
Проведение подобных мероприятий — дело, выгодное не только для отдельно взятой Ульяновской области, но и для отрасли в целом, подчеркивают эксперты. Недаром форум пользуется завидной поддержкой, в том числе со стороны Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора), Объединенной авиастроительной корпорации, Союза российской экономики в Великобритании. Мероприятие даже вошло в официальную программу Министерства иностранных дел Российской Федерации — в рамках проекта «перекрестных» годов России и Великобритании — 2014.
 
Предполагается, что такие дискуссии придают импульс инновационному развитию промышленности. Официальные же цели форума — борьба за конкурентоспособность авиатранспортной отрасли России, повышение престижа авиационных профессий в современном обществе. Кроме экспертного сообщества в мероприятиях принимают участие молодежные и ветеранские объединения, регулярно проводится награждение ведущих специалистов и авторов лучших авиационных проектов, организуются соревнования по авиационным видам спорта.
 
Не остается в убытке и регион, где проходят встречи. Так, внушительные инвестиции «пришли» в Ульяновскую область по итогам уже первого форума — к примеру, 150 млн рублей по соглашениям с компанией «Газпромнефть-Аэро», 450 млн рублей — в рамках расширения сотрудничества с авиакомпанией «Трансаэро». Авиационный завод «Витязь» и «Авиасолюшн групп» приняли решение об инвестировании в особую экономическую зону портового типа более 1 млрд рублей.
 
Как рассказал Вильдан Зиннуров, основные темы дискуссий предыдущих форумов в этом году будут «сохранены»: финальная сборка воздушных судов, подготовка кадров и профориентационная работа для авиастроения, перевозки воздушным транспортом, развитие авиации общего назначения. «Но отличительная черта МАТФ-2014 от предыдущих форумов — от эпитета «будет» мы переходим к слову «есть». У нас сегодня есть: первый серийный Ил-76МД-90А, инфраструктура портовой особой экономической зоны и производственные объекты первых резидентов, завод «Аэрокомпозит-Ульяновск», полностью обновленный аэропорт, проект строительства жилья «Авиастар — Новое поколение», новый Центр трансфера технологий, профильные кафедры и ресурсные центры для подготовки специалистов и многое другое. Мы предлагаем участникам МАТФ-2014 посмотреть воочию, при желании посетить предприятия авиационного кластера», — констатировал заместитель председателя правительства Ульяновской области.
 
Что касается официальных мероприятий, то их запланировано немало. Из наиболее зрелищных — открытие завода по производству изделий из композиционных материалов компании «Аэрокомпозит-Ульяновск» и передача первого серийного самолета Ил-76МД-90А Министерству обороны России.
 
Помимо этого на форуме пройдет финал I Всероссийского конкурса «Топ-100 лучших инженеров России» в сфере конструирования, инженерной графики и написания управляющих программ для станков с ЧПУ. «Этот конкурс очень важен для воспитания специалистов нового поколения. Свыше 300 студентов, магистров, аспирантов высших и средних учебных заведений, молодых инженеров промышленных предприятий со всей России смогут проявить мастерство проектирования и моделирования, получить статус лучшего специалиста страны в сфере компьютерного инжиниринга, обратить на себя внимание профессионалов и обменяться опытом»,— отмечает Людмила Егорова, координатор проекта «Российский инжиниринг» Ульяновского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России».
 
Запланирован и первый в России турнир-тренинг «Глобальная перевозка» по управлению авиатранспортным бизнесом среди молодежных команд, а также международный молодежный форум «Я — авиатор!». «Эти мероприятия очень важны для связи работодателя и будущих специалистов в системе «профориентация — кадровый потенциал»,— считает Сергей Ерофеев, заместитель генерального директора компании «Анкор-Авиа».
 
Финальной же точкой серии встреч по уже устоявшейся традиции станет грандиозное авиашоу с участием ведущих пилотажных групп Российской Федерации. Кстати, для самых маленьких гостей на площадке форума будет работать детский городок аттракционов.
 
«Учитывая, что круг участвующих в подготовке форума практически неизменен, особых проблем с его организацией у нас нет, все наши специалисты работают профессионально. Другое дело, что довольно ощутимые «колебания» мы ощущаем у наших иностранных партнеров. Из-за ситуации на Украине и связанных с этим действий и демаршей Евросоюза, США состав и «качество» участников постоянно меняются, — признался Вильдан Зиннуров. — Тем не менее интерес со стороны иностранных участников по-прежнему высок. Те же российские бизнесмены и управленцы, которые были включены в санкционные списки и не смогли поработать на зарубежных площадках, например в Фарнборо, смогут сделать это у нас на МАТФ-2014».
 
Не МАТФом единым
 
Впрочем, «авиационная жизнь» в регионе не затихает и между форумами — гордое звание авиастолицы ведь надо оправдывать. Как сообщили «Известиям» в правительстве области, особую ставку в регионе сделали на работу с молодежью. Так, недавно в Ульяновской области начал действовать специальный проект по созданию системы профориентации, который осуществляется Центром кластерного развития. «Первый этап проекта — это анализ местных практик по профориентации и объединение лучших из них в систему международного уровня. А в этом отношении в Ульяновске есть на что посмотреть, — убежден Сергей Ерофеев. — К примеру, у нас есть Молодежная авиационная академия, на всех крупных предприятиях авиакластера есть свои профориентационные продукты. Скажем, компания «Авиастар-СП» проводит ежегодную профильную олимпиаду «Молодые авиастроители». Здесь же организована работа кружков 3D-моделирования и регулярно проходит день открытых дверей. Предприятие «Волга-Днепр» работает с детьми следующим образом: в течение года два раза в месяц группа старших школьников при помощи профессионалов погружается в тонкости процесса грузовых перевозок».
 
В этом году в регионе стартовала профориентационная программа «Авиалето» — ее основные мероприятия организованы в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ). Одно из самых любопытных и зрелищных состязаний — это ИЛюшин день: в течение суток в ДОЛах пройдут специальные конкурсы и представления, посвященные истории корпорации «Ил», к примеру, соревнования «Полет в будущее» или интерактивное шоу «Построй самолет».
 
Специализированная смена запланирована и в лагере «АэроСтарт». «Она должна стать экспериментальной площадкой для разработки инновационных моделей социального партнерства и взаимодейст­вия профильных учебных заведений региона и работодателей. В течение смены спецотряд «полетает» на специальных тренажерах, поработает вместе с мастерами «Авиастара» и постигнет азы «общения» с парашютами вместе с нашими десантниками», — поясняет Сергей Ерофеев.
 
Что же касается тех, кто с будущей профессией уже определился, то в течение 2014–2015 годов в Ульяновской области должен быть создан международный ресурсный центр по подготовке кадров для авиационного кластера и отрасли машиностроения. В нем будет вестись обучение в том числе по программам среднего профессионального образования, переподготовке кадров и повышению квалификации по рабочим профессиям. Занятия должны проходить в Ульяновском техническом колледже и Ульяновском авиационном колледже.
 
Партнером проекта по созданию на территории Ульяновской области международного ресурсного центра выступила компания «Авиастар-СП» — соответствующее соглашение было заключено в ноябре 2013 года. Объем софинансирования со стороны предприятия составил 11 млн рублей — эти деньги ушли на модернизацию учебно-материальной базы двух колледжей. Само же соглашение принесло области еще один бонус — позволило войти в перечень 45 субъектов Федерации — победителей одного из конкурсов, объявленных Минобрнауки России. И получить в 2014 году из федерального бюджета 17,3 млн рублей — в качестве субсидии за особо успешное «совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования».
 
Разработана в области и стратегия по привлечению «состоявшихся» кадров в авиационную сферу. Мощным подспорьем здесь стала жилищная программа «Авиастар нового поколения», запущенная компанией «Авиастар-СП» еще в 2012 году. Программа предполагает строительство порядка 4 тыс. квартир для сотрудников предприятия. Как оказалось, активная работа идет в регионе и по привлечению соотечественников из-за рубежа — прежде всего из Узбекистана, где, напомним, еще со времен СССР собиралось по 50–60 самолетов Ил-76 в год. Около 100 высококлассных авиационных специалистов изъявили желание переехать в Ульяновскую область с Украины — после того, как там разразились известные события. В правительстве Поволжского региона заверяют: ульяновцы готовы рассматривать кандидатуры граждан России со всех уголков страны. Потенциальные работники могут приехать на работу, например, «на условиях реализации жилищной программы и обеспечения социального пакета».



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2014/7/25/24941/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.