Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Смелость авиаконструктора


29.07.14 13:15 Александр Шенгардт, Журнал "АвиаСоюз", июль 2014 года


Судьбе было угодно, чтобы осенью 1947 г., я, выпускник института, впервые перешагнувший порог ОКБ А.Н. Туполева, вскоре познакомился с Сергеем Михайловичем. Кто знает, быть может, именно это встреча решила мою дальнейшую судьбу, и я до сих пору служу родной авиации в рядах истинных ТУПОЛЕВЦЕВ.

В тот период КБ, занимавшее часть построенного еще до войны здания, готовилось к созданию двух действительно этапных машин, до наших дней охраняющих мирное небо: Ту-16 и Ту-95. 
 
Работа над этими самолетами была, безусловно, не только творческой  и напряженной, но и, не побоюсь утверждать, вдохновенной! Безусловно, общий тон задавался бригадой общих видов (позднее – отдел, а затем – подразделение технических проектов) во главе с Сергеем Михайловичем Егером, а проще – С.М. Немногие люди у нас в КБ удостаивались теплого и уважительного обращения между сотрудниками. Это можно было только заслужить, а С.М. заслужил, несмотря на молодость (ему тогда было немногим за тридцать). Смелость – вот что, в первую очередь, отличало С.М.! 
 
Когда КБ разрабатывало, практически одновременно, Ту-16 и Ту-95, и решался вопрос о запуске Ту-16 в серийное производство, речь пошла о создании второго опытного самолета для ускорения испытаний. С.М., буквально в самый разгар, работы, предложил перепроектировать самолет по «правилу площадей». 
 
И генеральный конструктор, и главный поддержали его, разделив всю ответственность с ним. Но какой получился корабль! Он заметно превосходил первую опытную машину, и в этом обличии его запустили в серийное производство сразу на трех (!!!) заводах.
 
Шли годы, и Ту-16 у нас в стране заменил другой туполевский самолет, также разработанный в техпроектах под руководством С.М. А что же Ту-16? А он, правда, с более современными двигателями, еще работает в Китае, с которым продолжается авиационное содружество.
Самолет Ту-95 поразил авиационный мир своей неожиданностью. Как же – двигатели с винтами огромного диаметра на стреловидном крыле! 
 
С.М. яростно, на всех уровнях, защищал детище нашей фирмы. Он вложил в него весь уже немалый накопившийся опыт и, если хотите, научное предвидение. Действительно, как никто в нашем коллективе, С.М. умел смело заглядывать за горизонт, не вставая на цыпочки. 
 
На макетной комиссии один молодой полковник обратился к С.М.: «Как это Вас угораздило поставить винтовую силовую установку на стреловидном крыле?». Ответ был незамедлительный: «Когда не понимаешь – лучше молчать». Нет полковника, нет С.М., нет многих…., но Ту-95 во многих вариациях по сей день служат нашему Отечеству, охраняя и обеспечивая мирный труд и жизнь людей.
 
Заботливо воспитывая и поддерживая молодежь, уважительно относясь к старикам, С.М. пользовался уважением  и любовью всего коллектива. Он первым в КБ понял пользу и необходимость создания группы ведущих конструкторов по отдельным типам машин и их модификациям. По этому примеру и в других отделах организовывались подобные группы, что и упрощало и лучше организовывало работу.
 
Устраивал ли С.М. разносы? О, да! И какие! Но никогда они не были обидными и длительными. С.М. мгновенно «отходил» и, начавшись бурно, разговор переходил в спокойное и, как правило, дружеское русло.
 
Особый разговор о Ту-154. Практически впервые КБ приступило к созданию чисто пассажирского самолета без заимствования и оглядки на военные машины. С.М. горячо и, можно утверждать, с восторгом работал над этим лайнером. И вполне закономерно, что через некоторое время он стал главным конструктором Ту-154.
 
Мне всегда везло с учителями. Представьте: ведь в 1960-1975 гг.  ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ я работал непосредственно под руководством С.М. – сначала ведущим конструктором Ту-134, а затем – Ту-154. Какая это была школа!
 
Склоняя голову перед памятью своего учителя, я говорю: «Слава Сергею Михайловичу Егеру – великому ЧЕЛОВЕКУ и КОНСТРУКТОРУ!».


комментарии (1):

Сашочек      29/07/2014 [13:39:17]#1
А можно попросить туполевцев продолжить тему пусть коротких рассказов о знаменитых туполевцах. Ведь ими созданы и внедрены в серию несколько десятков типов машин самого разного назначения, сделавших СССР всеми признанной ведущей мировой авиационной державой.

Хорошо бы, если бы этому последовали и остальные КБ.

Глядишь, нынешняя молодежь узнала бы, что точка зрения Погосяна и иже с ним о том, что самолеты нужно создавать только под патронажем Боинга, былы бы хотя бы чуть-чуть поколеблена.













Материалы рубрики

Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer