Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос предлагает начать создание лунных кранов и экскаваторов


11 августа 2014 года Иван Чеберко, Известия


Эта техника понадобится для строительства обитаемой базы на Луне.

Амбициозные планы российского руководства по освоению Луны и Марса нашли отражение в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы, разработанной Роскосмосом.
 
Проект новой ФКП, экземпляр которой есть в распоряжении «Известий», предусматривает, что уже в 2018 году начнутся работы по созданию элементов лунной базы и специальной техники, которая потребуется для строительства инфраструктуры на спутнике Земли.
 
«Направление "Пилотируемые полеты" включает проекты по созданию наземного отработочного комплекса-прототипа лунной базы 1-го этапа в составе четырёх модулей (жилого, лабораторного, энергетического, узлового модернизированного) для комплексной увязки и проверки принятых архитектурных и технических решений; создание опытных образцов для наземной отработки робототехнических средств для строительно-монтажных и грунтовых работ (РТС СМГР) на Луне из состава комплекса робототехнических средств  для развёртывания и строительства лунной базы 1-го этапа: мобильного крана-манипулятора, грейдера, экскаватора, кабелеукладчика, мобильного робота для селенологической разведки местности», - говорится в проекте ФКП.
 
Финансирование ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по Лунной базе ("ЛБ 1 этапа", "ЛБ-Тр", "ЛБ-Лскаф", "ЛБ-Робот", НИР "Пастораль") предлагается начать с 2018 года. Всего на выполнение этих работ Роскосмос просит выделить до 2025 года включительно 10,37 млрд руб.
 
Впервые заявление о том, что Россия в перспективе намерена начать колонизацию Луны, было сделано вице-премьером Дмитрием Рогозиным 12 апреля этого года. Несколько позже был опубликован проект Концепции российской лунной программы, подготовленной РАН, предприятиями Роскосмоса и МГУ. В этой работе описаны этапы создания к середине века обитаемой базы на Луне и лунного полигона с возможностью добычи на спутнике Земли полезных ископаемых. Первые экспедиции с высадкой космонавтов для создания постоянной лунной базы планируется осуществить в 2030 году.
 
Судьба Концепции российской лунной программы, как отдельного документа, неизвестна - не появлялось сообщений о том, что она одобрена, либо же раскритикована и убрана под сукно. В то же время очевидно, что авторы ФКП проект лунной базы восприняли всерьез и уже продумали, что понадобится при ее строительстве.
 
В Роскосмосе предпочли не комментировать проект ФКП.
 
Виктор Хартов, генеральный директор «НПО им. Лавочкина» (где в советское время были созданы автоматические комплексы для изучения Луны, в том числе знаменитые луноходы) констатирует, что технологии, связанные с робототехникой, сейчас в России находятся в глубоком загоне.
 
- Мы десятилетиями не занимались такими вещами, как роботы всех типов, мобильные средства для исследования других планет. Поэтому наверстывать отставание нужно как можно скорее и интенсивнее, - говорит Хартов. - Но чтобы эти затраты давали результат, необходима выделенная программа освоения Луны. Сейчас проекты, связанные с Луной, разбросаны по разным разделам: тут одни проекты по автомавтическим комплексам, там пилотируемая тематика, еще вот создание техники. Полагаю, все это должно быть взаимоувязано, лунные проекты стоит собрать в одну программу, в рамках которой уже заниматься финансированием технологий для того, чтобы пройти сначала первую фазу лунной программы, а затем уже и последующие, вплоть до освоения и колонизации Луны.
 
Отраслевые эксперты замысел Роскосмоса раскритиковали.
 
- Мы до создания лунных кранов еще не доросли, - говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. - Нам бы разобраться с той техникой, кооторая сейчас существует: она летает неизвестно как, обнажая системную проблему, решение которой само по себе требует колоссальных вливаний. И в этой ситуации тратить 10 млрд рублей на теоретические разработки для будущего, возможно, не оправданно. Безусловно, наши учреждения способны провести НИОКРы по лунной базе, лунным тракторам и так далее. Но пока дело дойдет до создания этой техники, время пройдет, очень многое изменится, и результаты этих работ, скорее всего, будут уже не особо полезны.
 
Член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин считает включение в проект ФКП проектов по разработке лунной техники неоправданным.
 
- За последние 20 лет чиновники Роскосмоса научились блестяще писать различные бумаги и концепции, которые выглядят достаточно логичными, но при этом не имеют никакого отношения к реальности, - говорит Ионин. - И это свойство впоследствии позволяет совершенно спокойно корректировать сроки, суммы, все переносить на более поздние сроки и т.д. Стоит вначале определиться с общеотраслевой концепцией. Вот сейчас идет реформа ракетно-космической отрасли. Она что - осуществляется под лунную программу? Никто об этом не говорит… Мы до сих пор не знаем, какова наша космическая стратегия, а без этого проектирование лунных тракторов смысла не имеет.
 
В Объединенной ракетно-космической корпорации "Известям" заявили, что детальное содержание проекта ФКП комментировать пока рано - документ еще будет редактироваться.
 
- Корпорация вместе с Роскосмосом активно участвует в разработе ФКП, - говорит Юрий Власов, заместитель гендиректора ОРКК. - Это очень важно, потому что формируется долгосрочная перспектива развития компонентной базы, определяется загрузка производственных площадей предприятий отрасли и понятная стратегия по количественным и качественным параметрам номенклатуры изделий, которые нужны для реализации целей ФКП.


комментарии (3):

GROMOV      11/08/2014 [18:42:31]#1
Все необходимое для страны будем производить и выращивать на Луне и чихать на эти санкции ....

vlTepes      12/08/2014 [09:20:37]#2
Нужна программа-локомотив прогресса.
Да, с точки зрения прямого финансового эффекта, она будет убыточна.
Но она потянет за собой развитие как прикладной науки, так и промышленности.
Плюс мотивация всей страны гордостью за достижения. Кое-что в СССР делали весьма правильно в свое время.
Так что - Луна так Луна. Есть точка зрения, что нужно сразу Марс пытаться.
Но мое мнение - пока двигателисты не совершат революцию и не обеспечат полетное время хотя бы в месяц - о регулярных пилотируемых полетах на Марс можно забыть.

ДедБезКрыла      12/08/2014 [17:50:24]#3
2 vlTapes
Учите историю и экономику. Вот в СССР "правильно" сделали программу "Буран-Энергия" - финансово убыточный локомотив прогресса. Итог - нет ни программы, ни СССР (расходы на программу стали одним из главных гвоздей в крышку гроба советской экономики).
Сначала надо научиться экономикой управлять (хотя бы удвоить ВВП, наконец), а потом про Луну думать.













Материалы рубрики

Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer