Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летальный исход. Обмен санкциями больно бьет по отечественному авиапрому


14 августа 2014 года Марат Селезнев, Lenta.ru


К 2025 году российское правительство потратит один триллион рублей на развитие авиационной промышленности. По задумке чиновников, господдержка должна вывести отечественные авиакорпорации на мировой уровень. Но амбициозные планы под угрозой. Обмен санкциями между Россией, ЕС и США затронул и гражданскую авиацию. Ограничения приносят убытки обеим сторонам, которые, тем не менее, продолжают угрожать друг другу все более жесткими мерами.

К 2025 году российское правительство потратит один триллион рублей на развитие авиационной промышленности. По задумке чиновников, господдержка должна вывести отечественные авиакорпорации на мировой уровень. Но амбициозные планы под угрозой. Обмен санкциями между Россией, ЕС и США затронул и гражданскую авиацию. Ограничения приносят убытки обеим сторонам, которые, тем не менее, продолжают угрожать друг другу все более жесткими мерами.

Вопрос на триллион

Гражданский авиапром в России жив до сих пор только благодаря государству. 15 апреля 2014 года правительствоутвердило программу развития авиационной промышленности до 2025 года. Ее общий бюджет составляет почти один триллион рублей. Предполагается, что через десять лет российские авиакорпорации смогут конкурировать с мировыми лидерами отрасли. Среди ключевых индикаторов программы — увеличение выпуска гражданских и военных самолетов до 300 единиц в год (в 4,3 раза больше, чем в 2011 году). За время действия программы планируется построить около 3450 самолетов, 6100 вертолетов, более 36 тысяч двигателей. Правительство рассчитывает, что выручка от продажи продукции авиапрома составит 14,8 триллиона рублей.

Но пока маховик программы не раскрутился, производительность авиапрома оставляет желать лучшего. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил в эфире телеканала «Россия 24», что по итогам 2013 года в РФ было выпущено 32 гражданских самолета. Если в относительных показателях, то рост получается солидный. Производство ускорилось на 60 процентов по сравнению с 2012 годом, когда было выпущено 20 самолетов. Ожидается, что в этом году выпуск возрастет до 46 единиц. Но вот по сравнению с главными конкурентами — это капля в море. Например: в 2013 году было выпущено 440 единиц «Боинг 737». И это только один из серийных самолетов американской корпорации. Французский «Аэробус» за это же время поставил мировым авиакомпаниям 352 единицы A320.

Российское правительство делает ставку на несколько перспективных проектов. Речь идет о таких лайнерах, как Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), «Иркут» МС-21 и Ил-476. Активное участие в закупках российских самолетов принимают госучреждения. Их приобретают Минобороны, ФСБ, МВД, МЧС, Роскосмос. Самолет президента России также отечественного производства — это модифицированный Ил-96. Некоторое количество SSJ-100 появились в парках российских авиакомпаний. Но они пока не торопятся закупать российскую продукцию.

Ставка на «Суперджет»

По данным на 1 августа, парк крупнейшего в стране авиаперевозчика — «Аэрофлота» — составляет 153 единицы. 120 из них — «Аэробусы», 17 — «Боинги». Из отечественных самолетов — шесть единиц Ил-96 и 10 SSJ-100, которые поставляются «Аэрофлоту» в рамках твердого контракта на 30 самолетов. В «Трансаэро» предпочитают «Боинги». Из 101 самолета только пять — российского производства (три Ту-214 и два грузовых Ту-204С). В 2012 году «Трансаэро» подписала с «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК) договор на поставку шести SSJ-100 с опционом еще на десять воздушных судов. Ориентируясь на каталожные цены, сделку можно оценить в 212,4 миллиона долларов. При реализации опциона она возрастет до 566,4 миллиона долларов. Поставки SSJ-100 должны начаться в 2015 году.

У S7 Airlines, по данным на июль 2014 года, 43 самолета «Аэробус» и 14 «Боингов». Также заказано 13 «Аэробусов» и 10 «Боингов». «В парке S7 Airlines нет самолетов российского производства. В ближайшее время приобретать их мы не планируем», — рассказала «Ленте.ру» пресс-секретарь авиакомпании Анна Бажина. Флот «ЮТэйр» тоже преимущественно состоит из иностранных самолетов. Помимо «Аэробусов» и «Боингов» у компании есть 20 самолетов франко-итальянского концерна ATR. В парке дочерней компании «ЮТэйр» — «ЮТэйр Экспресс» — 12 единиц Ан-24, один Ан-26 и три Ту-134. Представитель авиакомпании Елена Галанова пояснила «Ленте.ру», что пока расширение за счет российских самолетов не планируется. Она добавила, что у «ЮТэйр» есть действующий контракт на поставку шести единиц SSJ-100.

Компании не могут закупать отечественные самолеты из-за низкой производительности авиапрома. Проще говоря, им просто нечего приобретать. На 2014 год запланирован выпуск около 40 единиц SSJ-100. Остальные самолеты выпускаются поштучно и не способны удовлетворить спрос авиаперевочзиков. «Российские пассажирские самолеты с экономическими характеристиками, которые подходят авиакомпаниям, практически отсутствуют. Покупать нечего», — сказал в беседе с «Лентой.ру» главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.

Российский авиапром пока не встал на крыло. Тем не менее есть определенные надежды на госпрограмму. Она способна поддержать отрасль и даже вдохнуть в нее новую жизнь. Однако в дело может вмешаться внешнеполитическая ситуация. Обмен санкциями способен нанести авиационной промышленности непоправимый урон.

Небо под санкциями

Напряженность в отношениях между Россией, ЕС и США до поры до времени не сказывалась на гражданской авиации. И вот, 4 августа дочка «Аэрофлота», «Добролет», попала в санкционный список Евросоюза как компания, выполняющая рейсы между Москвой и Симферополем. Были аннулированы договоры лизинга воздушных судов «Боинг 737-800». «Добролету» удалось договориться с компанией «Боинг», правда, на других условиях. Теперь российский лоукостер будет покупать самолеты у американской фирмы, а не брать их в лизинг. В ответ на санкции против «Добролета» Россия запретила транзит в Грузию, Азербайджан, Армению и Турцию для украинских авиакомпаний. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Россия может также запретить транзит через российскую территорию в регионы Восточной Азии для авиакомпаний ЕС и США.

Закрыть небо для транзита иностранных перевозчиков — суровая мера. По подсчетам аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа», прямые потери «Аэрофлота», которому зарубежные компании платят пользование транссибирским коридором, составят 200-250 миллионов долларов в год. Суммарные потери авиакомпаний ЕС и США могут составить 6 миллиардов долларов. Не стоит забывать и о косвенных убытках. «Акции "Аэрофлота" подешевели почти на 6 процентов после санкций в отношении "Добролета". Акции мировых авиакомпаний потеряли 5 миллиардов долларов в результате ответных санкций России», — пояснил «Ленте.ру» руководитель информационно-аналитического отдела «Градиент Альфа» Виталий Цветков.

Если транссибирский коридор все-таки перекроют, это может стать началом лавины взаимных ограничений, которая похоронит под собой многолетнее партнерство российских и иностранных авиапроизводителей. Санкционная война не пойдет на пользу никому. Отечественный авиапром крепко связан с зарубежьем. Единственный более-менее конкурентный продукт — SSJ 100 — появился на свет именно благодаря кооперации с иностранными компаниями. В его создании приняли участие французская Thales (авионика) и PowerJet (двигатели), а также B/E Aerospace (двери, кислородная система) из США. В случае санкций против гражданского сектора авиапрома российским производителям придется искать новых поставщиков оборудования. Что касается отечественных авиакомпаний, у них может возникнуть такая же ситуация, как и с «Добролетом», которому зарубежные фирмы отказали в техобслуживании, страховке и предоставлении навигационных данных. Без этих услуг работать на импортной технике им будет затруднительно.

Но и у России есть свой козырь в рукаве. Российская корпорация ВСМПО-АВИСМА, например, является крупнейшим в мире производителем титана. От поставок этой компании зависит выпуск самолетов «Аэробус» и «Боинг». ВСМПО-АВИСМА поставляет широкий ассортимент комплектующих для самолетов — от лопаток двигателей до уникальных штамповок для шасси крупнофюзеляжных самолетов. 40 процентов потребностей «Боинга» в титане покрываются именно ВСМПО-АВИСМА. Обновленный самолет «Аэробус» А320neo также делают, используя комплектующие из российского титана.

Санкции — это палка о двух концах. Их последствия больно ударят и по российским, и по зарубежным авиастроителям. Поэтому специалисты рассчитывают на здоровый прагматизм компаний. Такие гиганты, как «Аэробус» и «Боинг» могут повлиять на решения своих правительств. Скорее всего, именно так они и поступят, не позволяя разрушать свой бизнес. Остается надеяться, что Россия тоже не станет принимать поспешных решений.

Болевые точки

Проблемы российского авиапрома хорошо видны именно под углом введения взаимных санкций. Внешняя угроза продемонстрировала, насколько плотно вплетена отрасль в мировой рынок. Есть несколько точек зрения, по какому пути она должна идти и что ей мешает развернуться в полную силу.

В «Объединенной авиастроительной корпорации» «Ленте.ру» сообщили, что российский авиапром страдает от дефицита профессиональных кадров и жесткой конкуренции на мировом рынке. При этом есть поводы и для оптимизма. По данным ОАК, выручка в отрасли растет ежегодно на 20 процентов, а производственные ресурсы модернизируются.

Некоторые специалисты уверены, что для нормального развития жизненно необходимо углубление международного сотрудничества. Так, по мнению господина Синицкого из «Авиатранспортного обозрения», развитию авиапрома мешает его ориентация только на оборонные программы и стремление оградить рынок. «У России, как и у любой другой страны в мире, нет другого пути, кроме развития международного сотрудничества. Особенно, в области гражданской авиации. Все остальное наносит нам же самим неприемлемый ущерб», — полагает он.

В противоположном лагере призывают вообще разорвать отношения с зарубежными компаниями, вложить деньги в импортозамещение и избавиться, наконец, от внешней зависимости. Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов считает, что российский авиапром был разрушен еще в 90-х. А сейчас мы сталкиваемся с последствиями экономической политики двадцатилетней давности. Развитие авиационной отрасли — это вопрос национальной безопасности, но сейчас производство зависит от импорта. «Россия, как самая большая страна в мире, обречена быть великой авиационной державой, иначе она уже не будет Россией. Сейчас самая большая проблема — отсутствие государственной политики аэрофикации страны. Ее необходимо четко сформулировать», — заявил «Ленте.ру» господин Смирнов.

Государственную программу поддержки авиапрома все же приняли. Это первый и очень важный шаг по восстановлению отечественной гражданской авиации. Но путь предстоит нелегкий. И в любом случае, чтобы пройти его до конца, отрасль необходимо защитить от внешних шоков, таких как санкции. Бизнес любит тишину. Восстанавливающейся авиапромышленности эта тишина нужна как воздух.

 



комментарии (2):

Сашочек      19/08/2014 [17:23:14]#1
"...Остается надеяться, что Россия тоже не станет принимать поспешных решений:

Надо было бы уж сразу договорить: "Россия не должна принимать никаких ответных решений!"
Тогда сразу можно добиться полного уничтожения российского авиастроения, проглатывать "проделки" с "Добролетом", потом дождаться "проделок" с Аэрофлотом, Трансаэро и т.д. и т.п.

UT53A      22/08/2014 [07:22:02]#2
Враг какой-то писал эту статью. SSJ-конкурентоспособный продукт? Да автор хоть месяц работал в эксплуатации? Ублюдочный самолёт, поддерживаемый на плаву погосяном













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWzZd
Установка стальной двери по ссылке http://remont.youdo.com/doors/entrance-doors/metal/steel/.
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/doors/accessories/handles/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer