Самого худшего удалось избежать. Китайский истребитель перехватил над международными водами Южно-Китайского моря, южнее острова Хайнань, американский шпионский самолет P-8 Poseidon.
По американской версии события, он сделал вокруг разведывательного воздушного судна бочку, показал ему свое ракетное вооружение, а затем облетел три раза, причем расстояние между крыльями двух бортов равнялось всего 9 м.
Тут сразу приходит на память аналогичный инцидент, случившийся в 2001 году. Тогда примерно в этом же районе китайский истребитель столкнулся с разведывательным самолетом ВМС США EP-3. Китайский летчик погиб, а американское воздушное судно совершило вынужденную посадку на острове Хайнань. И вот 13 лет спустя история едва не повторилась. Кто виноват? Стороны указывают обвиняющим перстом друг на друга. США заявили Китаю дипломатический протест и назвали поведение китайского летчика очень опасным и непрофессиональным.
Китай полностью отверг претензии американцев. Представитель Минобороны КНР Ян Юйцзюнь сказал, что заявление США «совершенно безосновательно». Китайский истребитель находился на безопасном расстоянии от американского борта. «Опасность в воздухе и на море проистекает именно оттого, что США постоянно ведут массированную и глубоко проникающую слежку за Китаем».
Новый инцидент в воздухе произошел на фоне обострения территориальных противоречий между Китаем и его соседями по поводу того, кому принадлежат в Южно-Китайском море отмели и банки, под которыми залегают кладовые углеводородов. В мае Китай разместил гигантскую буровую установку в водах, которые считает своими Вьетнам. Вьетнамцы разгромили несколько предприятий, принадлежащих китайцам. Были убитые. В июле Китай вывез буровую из зоны конфликта.
Китай по существу предъявляет претензию на 90% акватории Южно-Китайского моря. США формально занимают нейтральную позицию, однако фактически оказывают поддержку странам, втянутым в спор с Китаем. Военная помощь предоставляется Филиппинам, Пентагон начал сотрудничать даже со своим бывшим заклятым врагом – Вьетнамом.
Американское военно-морское ведомство назвало P-8 Poseidon самым лучшим в мире самолетом, предназначенным для борьбы с подлодками и надводными кораблями. Как передала Los Angeles Times, его основой является Boeing 737, он может держаться в воздухе без посадки примерно девять часов. Машина оснащена радаром и электронными сенсорами, которые позволяют находить и вести слежку за надводными целями. Самолет также может сбрасывать сонарные системы, которые находят объекты под водой.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Павел Каменов отметил, что «США в последнее время усиливают военное давление на Китай, Южную Корею, Сингапур, стремясь добиться от них присоединения к антироссийским санкциям. Россия и Китай взаимодействуют в военной области, и это вызывает раздражение в Вашингтоне. Инцидент в Южно-Китайском море так или иначе может быть связан с этим курсом».
Впрочем, обновление ВВС и ВМС Китая американцев беспокоит давно. Они недовольны тем, что КНР держит в секрете модернизацию своих вооруженных сил, и пытаются расширить контакты с китайскими военными. Этот процесс не далеко зашел. Пока что реализуется одна договоренность – о совместных спасательных операциях на море.
«Но и у Китая есть серьезные претензии к США. Во-первых, американцы участвуют в модернизации вооруженных сил Тайваня. А КНР считает этот остров частью своей территории. Во-вторых, через Южно-Китайское море идут поставки нефти в Китай, и он хочет держать их под своим, а не американским контролем».
Сообщений о том, какой самолет использовали китайские ВВС для облета американца, пока не опубликовано. Но у КНР есть аналоги Су-27, выпущенные по лицензии. Кроме того, авиация ВМС КНР имеет на вооружении ракетоносцы, которые могут использоваться для ударов по целям на море, а также разведывательные самолеты, заключил эксперт.