Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая чистка


27 августа 2014 года Константин Гурдин, Аргументы Недели


Государство устроило крупнейшую встряску в ракетно-космической отрасли. В августе отставки среди ракетчиков стартуют одна за другой. Самые громкие: 1 августа с поста слетел глава РКК «Энергия» В. Лопота, 7 августа сняли директора центра им. Хруничева А. Селивёрстова. 12 августа лишились кресел «главный по космодромам», руководитель Центра космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) С. Лазарев, и замглавы Роскосмоса А. Шилов, с 2009 г. курировавший самые секретные военно-спутниковые проекты.

Расщепление «Протона»
 
Отставки идут с такой космической скоростью – не все в индустрии успевают понять, что происходит. Хруничев – это ракеты, «Протоны» и «Ангара». РКК «Энергия» ракетами в целом не занимается, за ней – пилотируемые корабли, грузовики «Прогресс» и спутники связи.Заодно сменилось руководство главного поставщика жидкостных ракетных двигателей для «Протонов» и «Зенитов» – группы «Энергомаш». Но тут не отставка, а повышение. Бывшего директора объединения В. Солнцева перекинули на управление «Энергией».
 
С учётом веса этих личностей и предприятий в космической индустрии новейшие перестановки для неё такой же шок, как для государства смена всех ключевых министров. Как и в советские времена, отправить в отставку ракетных зубров такого масштаба можно только по одной причине – если изделия не летают. Точнее, не долетают по назначению. Раньше снимали редко. Тому же центру Хруничева принадлежит кадровый рекорд: глава предприятия А. Киселёв продержался на посту 26 лет – с 1975 по 2001 год. Потому что разработанная его предприятием ракета тяжёлого класса «Протон» в модификации «К» выводила грузы на орбиту с 10 марта 1967 г. по 30 марта 2012 года. За эти 45 лет было более 90% успешных пусков.
 
В 2001 г. на орбиту начали выходить обновлённые хруничевские «Протоны» с литерой «М». Только в 2011–2013 гг. они не донесли по назначению спутник «Экспресс-АМ4» стоимостью 7,5 млрд. руб., связку «Экспресс‑МД2» и «Телком-3» за 5,7 млрд. руб. и часть группировки ГЛОНАСС стоимостью 6 миллиардов. Одной из самых громких космических неудач последних лет едва не стал запуск спутника «Ямал-402» ценой 16 млрд. рублей. Связка «Протона» и разгонного блока Бриз-М, предназначенного для усиления ракеты, вывела аппарат не на ту орбиту. В конечном счёте его загнали орбитальными маневрами куда надо. Но спутник потратил на это маневровое топливо, поэтому срок его службы сократился с 19 до 12 лет.
 
Очередная неприятность последовала почти день в день за летней цепочкой космических отставок. 22 августа 2014 г. российская ракета «Союз-СТ» стартовала с космодрома во Французской Гвиане с грузом из двух спутников европейской системы глобального позиционирования «Галилео». Аппараты в космос вышли, да орбита не та. На сей раз опять подвела не ракета, а разгонные блоки «Фрегат-МТ» производства НПО им. Лавочкина. Разумеется, в Роскосмосе вновь рвали на себе волосы, собирали экстренные ночные совещания. Что толку: спутники потеряны, поскольку не смогут работать на нештатной орбите.
 
Что касается новейшей «Ангары» – тут собирать статистику рано. Пока ясно одно: стоимость пуска «Ангары», которую вместо гептила заправляют безопасным топливом, при том же грузе, скорее всего, будет выше, чем у «Протона». Грустный момент, учитывая, что мир движется в сторону заметного удешевления пусков.
 
Золотой килограмм
 
Вообще относительно невысокая стоимость выведения на орбиту много лет была основным преимуществом российских ракетчиков. Это позволило нашей стране занять 40% мирового рынка космических пусков. Правда, в целом позиции не так хороши. Общий мировой рынок космических услуг с учётом строительства спутников и т.д. – 180 млрд. долл. в год. По данным вице-премьера Дм. Рогозина, доля РФ – 5,4 млрд. долларов. Это жалкие 3%.
 
Так мало, что даже поражает. Скажем, правительство США платит за каждый старт тяжёлых носителей «Атлас-5» по  180–200 млн. долларов. Старт многоразового Спейс Шаттла грузоподъёмностью 25 т обходился в рекордные полмиллиарда. Тяжёлый французский «Ариан» доставляет 10,5 т за 150 млн. долл., правда – на более высокие, геопереходные, орбиты. Тогда как русские ракеты поднимают 20–30 т за 80–100 миллионов. Мало того, в начале 1990-х гг. резко обедневшая отечественная космонавтика с перепугу выкатила невиданное предложение. 7,5 млн. долл. за пуск «Союза» с нагрузкой 4,7 тонны. Правда, ценовая сказка длилась недолго, программу быстро свернули. Сейчас рекордной дешевизной считаются 60 млн. долл. за 13 т груза на низкой или 4,8 т на геопереходной орбите. Такие расценки обещает частная компания «Спейс Икс» – разработчик ракет «Фалькон» и многоразового корабля «Дракон». Вдобавок компания грозит выкатить в 2014 г. тяжёлый «Фалькон», который вытянет более 50 т на низкую или 21 т на геопереходную орбиту. Стоимость пуска заявлена – 130 млн. долларов.
 
На деле цифры близки к российским, но звоночек серьёзный. Вот почему так важно, чтобы «Ангара», на которую после всех колебаний сделана основная ставка, была по крайней мере не дороже «Протонов». В принципе носитель выглядит неплохо. Точнее, «Ангара» – модульная система. Новое семейство задумали, чтобы махом закрыть весь спектр пусков – от лёгкого, 1,5-тонного, до тяжёлого, до 35 тонн. Всего приготовили семь версий носителя. Часть нацелена на вытеснение конкурентов. Например, «Ангара‑3» должна заменить украинский «Зенит‑2», рассчитанный на груз до 13,7 тонны. Между прочим, «Зениты» завернули не по политическим, а по экономическим соображениям. За последние пять лет Украина нарастила отпускную цену ракет ровно в три раза. Когда они подорожали до 1,4 млрд. руб., Роскосмос отказался от закупок. Потому что столько же стоит более мощный «Протон».
 
Даровая жемчужина
 
Вторая ключевая проблема после цены – надёжность ракет. «Анализ показывает: с начала 2000-х годов до середины 2009 года аварийность была на общемировом уровне. Порядка 5% нештатных ситуаций. Потом стало больше 10%. Ухудшение очевидно», – объясняет эксперт Роскосмоса. При этом анализ дефектов после аварий показал – нет одного слабого звена. Поломки лезут чаще, но в разных узлах. Значит, проблемы на производстве системные. Что только не делали пострадавшие стороны – Роскосмос и Минобороны. Военные даже прислали в ракетные цеха спецконтролёров. Они буквально стояли за плечами рабочих, проверяя качество узлов на каждом этапе производства.
 
Понятно, долго работать в таком режиме невозможно. Так можно дойти до знаменитых сталинских телеграмм: отец народов рассылал проштрафившимся авиационным предприятиям короткие послания. «Подвели армию и страну. Последнее предупреждение». После этого трудовые показатели и качество резко шли в гору. Начинались производственные чудеса, например: выпуск первых нескольких десятков советских реактивных истребителей занял всего четыре месяца.
 
Сейчас ситуация в ракетной отрасли близка к критической. В том же центре им. Хруничева дошло до того, что в качестве основной версии прокуратура рассматривала саботаж на производстве. Огромные вопросы вызывает работа Энергомаша. Особенно американский контракт на поставку в США жемчужины российского ракетного двигателестроения – РД-180. Их ставили на ракетоносители «Атлас-5». Проверка Счётной палаты показала: завод продавал двигатели ниже себестоимости. За три года убыток превысил 1,38 млрд. рублей! Только в 2010 г. на поставках РД-180 Энергомаш потерял 508 миллионов.
 
В общем, понятно, почему понадобились жёсткие меры в виде тотальной чистки голов. Снос руководства на ключевых предприятиях – только начало. Первоочередная задача – навести порядок в головах. Последние годы Роскосмос мечется, меняет ориентиры на ходу. То главной целью объявляют доставку человека к Луне. Причём требуют на это у правительства дополнительные 214 миллиардов. То лунную программу внезапно отодвигают на задний план, приоритетом становится поддержка работы МКС после 2020 года.
 
Такая же свистопляска с выбором перспективных носителей и спускаемых аппаратов. Генеральный план: стянуть ракетную индустрию в обруч Объединённой ракетно-космической корпорации. На неё замкнут крупнейшие предприятия отрасли. Правда, задача не из простых: компании часто не дружат, потому что – прямые конкуренты в борьбе за госзаказы. Сколько всегда поднимается шума на тему «Чей проект лучше и почему у соперников всё не так». С другой стороны, кому как не ракетчикам выполнять работы на грани невозможного. И не с таким справлялись.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgo2d
Здесь http://perevozki.youdo.com/country/dlv/nedorogo/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer